Финансовое планирование на уровне государства

Управление финансами. Полномочия органов государственной власти в управлении финансами. Финансовое планирование на уровне государства. Финансовый контроль. Принципы, виды и методы финансового контроля.

Тема 6. Управление финансами и финансовый контроль

Контрольные вопросы

1. В чем состоит отличие государственного кредита от других форм публичных финансов?

2. В чем состоит отличие государственного кредита от других форм кредита?

3. Назовите формы государственных и муниципальных заимствований.

4. Как соотносятся внешний и внутренний долг?

5. Дайте характеристику системы управления государственным долгом.

6. Охарактеризуйте основные виды государственных ценных бумаг.

7. Дайте характеристику основных способов управления государственным долгом.

В терминологии менеджмента управление - это собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые предопределяются особенностями государственного устройства, политическими процессами в стране и другими факторами, влияющими на процессы перераспределения. В качестве субъектов управления на всех уровнях финансовой системы выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.

Государство может осуществлять процесс управления финансами с помощью методов прямого административного и косвенного воздействия.

Таблица 6.1. Прямые и косвенные методы государственного
регулирования финансов.

Прямые методы государственного регулирования финансов Косвенные методы государственного регулирования финансов
финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг формирование и поддержание конкурентной среды в экономике
применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров государственное регулирование цен естественных монополистов;
проведения системы мер социальных гарантий и финансовой защиты защита контрактных отношений
установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков проведение эффективной таможенной политики;
применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины содействие развитию страхования и рынка капитала
лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот и предельных цен по некоторым товарам и услугам  

В качестве инструментов управления финансами, так же, как и в общем менеджменте, выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления.

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие основные органы:

1) профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

2) Министерство финансов РФ и его органы на местах;

3) Центральный банк РФ;

4) Министерство РФ по налогам и сборам;

5) Федеральная служба налоговой полиции РФ;

6) Государственный таможенный комитет РФ;

7) Министерство государственного имущества;

8) исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам всех уровней, в которых, как уже известно, находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Наряду с бюджетами могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Разрабатывается для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов, как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: