Педагогическая деятельность как созидание личности.
Сущность и характеристика основных категорий педагогики.
Педагогика (от древ. греч. «paidoz»- дитя; «ago» - веду; воспитываю) – наука о сущности, целях, задачах, методах и формах образования, воспитания и обучения человека.
Сущность основных категорий педагогики:
Образование - процесс передачи и результат усвоения человеком системы знаний, опыта в процессе обучения, воспитания,и социализации.
Воспитание - передаче новым поколениям накопленного опыта (научных знаний, умений), уже - специально организованный и целенаправленный процесс формирования личности.
Обучение - специально организованное и целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся по усвоению знаний, умений в системе «преподавание – учение».
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в человеке под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Формирование - процесс становления человека как личности в результате совокупности экономических, социальных, идеологических и других воздействий.
|
|
Педагогическая парадигма - модель построения педагогического процесса и педагогической системы в конкретный исторический период в зависимости от мировоззрения эпохи.
Педагогическая деятельность – это социальное созидание личности: укрепление и развитие способов мышления, позиций, образов мира; организация взаимодействия с культурой других людей. Социальное созидание личности в педагогике формируется в процессе объектно-субъектные и субъектно-субъектные отношений.
Общекультурное значение педагогики: теоретически обосновывает и практически реализует физическое, нравственное, эстетическое, трудовое, профессиональное совершенствование человека в соответствии с экономическими, идеологическими и социокультурными потребностями общества и самого человека. Педагогика является важнейшим элементом культуры современного общества.
Методология педагогики – это совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.
Основные методологические принципы современной педагогики: научность, системность, духовность, толерантность, персонификация, социализация, рационализация, демократизация, гармонизация.
Методы педагогических исследований: эмпирические – педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, интервью, эксперимент, метод экспертных оценок, изучение документации и продуктов деятельности, изучение и обобщение передового педагогического опыта и др; теоретические – сравнение, анализ, синтез, классификация и др; математические - ранжирование, регистрация, методы математической статистики обработки полученных данных и др.