Психологические законы в управлении.
Основные направления развития психологии управления.
Управление – это совокупность целенаправленных воздействий руководителя на коллектив и отдельных работников и координация их деятельности по эффективной реализации миссии, целей и задач организации в процессе определенных хозяйственных ситуаций.
Основные направления психологии управления на современном этапе: 1) 2) психология личности и деятельности руководителя; 3) психологические проблемы взаимодействия и взаимоотношений руководителя (лидера) и подчиненных (последователей); 4) психологические проблемы подбора руководящих кадров; 5) функционально-структурный анализ управленческой деятельности; 6) социально-психологический анализ производственных групп и коллективов и взаимоотношения в них людей; 7) психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров и др.
Системный психологический подход в управлении основан на необходимости учета законов, определяющих динамику психических процессов, межличностных отношений, группового поведения в организованной деятельности людей:
|
|
Закон неадекватности отображения человека человеком: ни один человек не может познать другого с точной степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.
Закон неопределенности отклика: разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия.
Закон самосохранения: ведущим мотивом является сохранение его личного социального статуса, чувства собственного достоинства.
Закон компенсации: при высоком уровне требований деятельности или социальной среды к человеку недостаток каких-либо способностей всегда компенсируется другими способностями или навыками.
Закон расщепления смысла управленческой информации: любая управленческая информация имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления под влиянием различий интеллектуального развития в момент получения или передачи информации.
Личность и группа как субъекты управления влияют друг на друга. Механизмы данного влияния называются групповые эффекты: Эффект присутствия других, Эффект принадлежности к группе, Эффект Рингельмана - в группе по мере увеличения количества членов происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу, Эффект группомыслия - в сложных ситуациях критерием истинности служит сплоченное мнение членов группы, Эффект конформизма - своим мнением группа может оказать давление на мнение отдельного человека, Эффект подражания, Эффект «ореола» - оказывает влияние на содержание мыслей, установок одного члена группы на другого, Эффект «мы» и «они», Эффект «бумеранга» - агрессивные действия одного человека, направленные против другого, возвращаются к нему через отсутствие поддержки группой.
|
|
виды манипуляций в общении запугивание. - Этот вид манипуляций содержит в себе интонации угрозы, использование слов и выражений угрожающих жизни, скрытое принуждение. - с помощью ложных выводов, быстрого переключения тем разговора, вас могут принудить принять то или иное решение в тот момент, когда вы этого не осознаете; эмоциональная провокация -направлена на возникновение у человека отрицательных эмоций и переживаний,; запутывание - введение человека в заблуждение с помощью ложной либо не до конца сказанной информации.
Чтобы не попадаться на удочку манипулятора, необходимо усвоить для себя несколько приемов противостояния попыткам повлиять на ваше поведение и принятие решений: Уход от дискуссии (пропустить атаку манипулятора мимо ушей), Расставить точки над «i» («Зачем вы пытаетесь мне это навязать?) Ответная манипуляция.