Средства физической культуры в регулировании

Особенности рационального использования малых форм

физической культуры в режиме учебного труда студентов

Для предупреждения умственного, психического и физического утомления необходимы регламентированные перерывы в виде вводной гимнастики, физкультурных пауз и минут, микропауз.

Вводная гимнастика активизирует работу органов и систем, не вызывая усталости организма. Проводится за 5–7 мин до занятий и содержит 5–8 общеразвивающих и специальных упражнений.

Физкультурная пауза предупреждает или ослабляет утомление, сохраняет работоспособность в течение дня. Включает 7–8 упражнений, в течение 5–10 мин.(проводится через 2 часа после начала учебной деятельности и за час до ее окончания.

Физкультурная минутка восстанавливает локальные системы организма, отдельные группы мышц без перерыва деятельности. Проводится в течение дня от 2 до 5 раз и содержит не более 3 упражнений.

Микропаузы – очень короткие перерывы длительностью в несколько секунд между трудовыми операциями. Используются как форма снижения общего или локального утомления организма для снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы.

Отсутствие в режиме учебного труда малых физкультурных форм ведет к быстрому развитию утомления и снижению работоспособности в 2-2,5 раза.

Более подробно о малых формах физической культуры в течение рабочего дня будет изложено в лекции 11.

психоэмоционального и функционального состояния студентов

Исследования современных ученых все больше подтверждают взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием и физическим здоровьем. На этом и основывается метод психофизической тренировки – специальная система занятий, в основу которой положена определенная физическая нагрузка – несложные спортивные упражнения в сочетании с приемами психической регуляции.

Снятие нервно-эмоционального напряжения с окончанием зачетной недели и экзаменационной сессии, как правило, не приводит к быстрой нормализации психофизических показателей, что свидетельствует о наличии стойкого умственного утомления и росте нервного напряжения. Однако, проведенные исследования (М.М. Чубаров с соавт., 2004 г.) с сопоставлением экспериментальных данных по использованию физической нагрузки различного уровня (малого, среднего, большого), а также пассивного отдыха и идеомоторных средств показало благоприятное воздействие на снятие чрезмерного возбуждения и утомления центральной нервной системы малых и средних нагрузок двигательной активности аэробной направленности. В то же время имеются данные научных исследований (В.Д. Федин, 2004), что студенты, испытывающие негативные эмоциональные состояния, лучше воспринимают и выполняют статические упражнения в положении сидя и лежа. Физкультурно-спортивная деятельность в условиях недостаточного естественного воздействия на органы чувств (зрение, слух, обоняние) способствует восстановлению остроты зрения, слуха, обоняния и, следовательно, восстанавливает оптимальное состояние психо-эмоциональ-ной сферы. В занятиях физическими тренировками необходимым компонентом должны быть упражнения на растягивания, потому что у людей, склонных к негативным эмоциональным состояниям и, как правило, перенапряженным, происходит нерациональное распределение усилий при выполнении любой физической нагрузки.

Немаловажное значение для регулирования психоэмоциональных состояний имеет и обучение правильного дыхания (через нос) особенно при выполнении силовых упражнений, а также освоение дыхательных методик А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, йогов, эндогенного дыхания и т.д. Психофизиологической основой регуляции состояний посредством дыхания является то, что вдох повышает тонус коры головного мозга, а выдох – снижает. Поэтому, например, максимальное усилие человек может сделать в момент задержки дыхания на вдохе, а максимально расслабить мышцы на выдохе. Активный вдох при пассивном выдохе активизирует симпатический отдел вегетативной нервной системы, который усиливает обменные процессы в организме, повышает содержание красных кровяных телец, сахара и гормонов в крови, останавливает развитие воспалительных процессов и аллергических реакций, повышает артериальное давление, расширяет бронхи, т.е. этот способ дыхания активизирует организм на оздоровление и ликвидацию утомления. За счет постоянного волевого усилия вырабатываются эндорфины, вызывающие стенические эмоции и дополнительно активизирующие симпатический отдел вегетативной системы и защитные силы организма. Один из эффективных методов релаксации состоит из вдоха с задержкой дыхания и напряжением мышц и затем выдоха с расслаблением мышц.

Главное же для студентов – научиться управлять своим телом: соблюдать правильную осанку, так как позвоночник и его физиологические изгибы играют одну из ведущих ролей в жизнедеятельности человека, полноценно расслаблять свои мышцы и рационально выполнять любые двигательные действия.

Эффективными методами физкультурно-спортивной регуляции психоэмоционального состояния являются: физкультурно-спортивная и оздоровительная тренировка, ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями, оздоровительная ходьба, активный отдых и многие другие методы. В основе степени эффективности перечисленных методов лежит умение подобрать оптимальную физическую нагрузку, включить в работу мышцы антагонисты, разнообразие средств и методов физического и психического воздействия, учет особенностей жизнедеятельности студентов, умение избегать ярко выраженных эмоциональных состояний, применение технически освоенных движений и упражнений.

Осторожно нужно отнестись к регулированию психоэмоциональной сферы трансквилизаторами, антидепрессантами, гормональными препаратами и подобными стимуляторами. Попадая в кровь, они действуют на соответствующие рецепторы центральной нервной системы, блокируя при этом железы внутренней секреции и механизмы запускающие производство естественных стимуляторов организма, снижая этим природные силы человека.

Психоэмоциональные состояния связаны с волевыми усилиями и проявлением психической энергии в том или ином органе, системе и т.д., если волевое усилие не создается, не поддерживается механизм тренировки и развития воли, то способность к проявлению волевого усилия снижается и, соответственно, снижается уровень функционирования желез внутренней секреции, т.е. снижаются защитные силы человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: