Аудирование

План-конспект занятия по русскому языку на тему: Изобразительно-выразительные средства языка в художественном тексте. Тропы и фигуры речи. Использование изобразительно-выразительных средств языка в художественном тексте, их функции.

Литература

Письмо

Задание 2. Перепишите, вставьте пропущенные буквы.

1) Поэт – просв…титель Абай воспевал м…гучую роль родного языка в обр…зовании и в…спитании человека. (А.Табылдиев). 2) В 14 лет Абай посв…тил в…ликим поэтам Востока четверостишие, в котором просил их благ…словения. 3) Всё самое пр…красное р…ждается на перекрёстках культур, религий, философий. Это присуще и поэзии Абая – присутствие Запада и Востока. 4) Овл…дев русским языком, Абай прон…кает в мир Пушкина, Лермонтова, Крылова, Толстого и других п…сателей. Через русскую литературу Абай п…знал и западноевропейскую классику. (О.Жанайдаров). 5) Идеи и мысли Абая, изложенные в форме поэтических и философских раздумий, находили и всегда будут нах…дить отклик в каждом п…к…лении, ибо они созвучны эпохе, в них выражены думы и чаяния р…дного народа, его боль и надежды. (Н.А.Назарбаев). 6) Гений и титанический труд в…ликого поэта, мыслителя, т…лантливого к…мпозитора прол…жили путь к прогре…у мысли, науки и культуры нашего Отечества. (Н.А.Назарбаев). 7) В личности Абая счастливо с…шлись поэт, композитор, историк-философ, социолог, гуманист, востоковед. (Из газет).

Синонимы – слова, отличающееся друг от друга по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению.

Задание 3. Подберите к предложенному слову синоним (или близкое по значению слово) другого грамматического рода.

«Удача» мужского рода.

«Фотография» мужского рода.

«Окно» мужского рода.

«Картина» мужского рода.

«Обоняние» мужского рода.

«Кокетство» мужского рода.

«Резина» мужского рода.

«Прищепка» мужского рода.

«Сплетня» мужского рода.

«Ткань» мужского рода.

«Колонна» мужского рода.

«Успех» женского рода.

«Дом» женского рода.

«Лес» женского рода.

«Стол» женского рода.

«Веник» женского рода.

«Село» женского рода.

«Автомобиль» женского рода.

«Диван» женского рода.

«Безделье» женского рода.

«Фантик» женского рода.

«Мираж» женского рода.

«Спор» женского рода.

«Обязательство», «ручательство» женского рода.

«Дом» среднего рода.

«Страна» среднего рода.

«Огонь» среднего рода.

«Туча» среднего рода.

«Век» среднего рода.

«Ребёнок» среднего рода.

«Вокал» среднего рода.

Задание 4. Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из тех иностранных языков, изучением которых никогда не занимались.

Все вы знаете, как будет по-французски слово «гриб». Этим словом мы называем самые "магазинные" грибы. Так как же? (Шампиньон.)

Скажите по-французски «круг», если для нас это этап какого-либо соревнования или этап в выборах. (Тур.)

Скажите по-французски «мальчик», если это французский официант. (Гарсон.)

Скажите по-французски «никто», если это слово стало именем знаменитого капитана из романа Жюля Верна? (Немо.)

Скажите по-французски «место уединения», если для нас это знаменитый художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге. (Эрмитаж.)

Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах. (Метрополитен.)

Скажите по-французски «пена», если для нас это название сладкого блюда из взбитой фруктовой, ягодной, молочной или шоколадной массы. (Мусс.)

Французское слово «пенсне» в переводе на русский означает «защемлять нос», а «кашне» - «прятать нос». Теперь скажите, как будет по-французски «нос»? («Не» - нос.)

Скажите по-французски «украшение», если это украшение полагается к мясу или рыбе. (Гарнир.)

Скажите по-французски «поцелуй», если для нас это пирожное из взбитых яичных белков и сахара. (Безе.)

Скажите по-французски «вспышка», «молния», если для нас это пирожное из заварного теста с кремом внутри. (Эклер.)

Скажите по-итальянски "дыхание", если для нас это вокальное произведение для одного голоса в составе оперы или оперетты. (Ария.)

Скажите по-итальянски «учитель», если мы так называем крупных музыкантов, живописцев и выдающихся шахматистов. (Маэстро.)

Скажите по-португальски «змея», если для нас это не просто змея, а её конкретный очень ядовитый вид. (Кобра.)

Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица. (Фламинго.)

Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки. (Шланг.)

Скажите по-польски «мир», если у нас это - состояние тишины, отдыха, бездеятельности и отсутствие беспокойства. (Покой.)

Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина. (Манекен.)

Скажите по-китайски «молодой листок», если мы видим эти листки исключительно в сушёном виде. (Чай.)

Скажите по латыни «свет», если для нас это лучший номер в гостинице. (Люкс.)

Скажите по латыни «шар», если для нас это школьное пособие для урока географии. (Глобус.)

Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Задание 5. Закончите пословицы

1. Ученье – свет, а неученье …

2. Знай больше, а говори …

3. Не бойся врага умного, бойся друга…

4. Лучшая вещь новая, лучший друг …

5. Мир строит, а война …

6. Смелый побеждает, а трус …

7. Ласточка день начинает, а соловей …

8. Корень ученья горек, да плод его …

9. Маленькое дело лучше …

10. На языке - мёд, а на сердце –…

11. Ни богу свечка, ни чёрту …

Омонимы – разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка.

Задание 6. Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее десяти слов и составьте связной рассказ: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.

Паронимы (греч. «para» «возле, около» + опута «имя») – это слова, близкие по произношению, но разные по значению: контакт – контракт, поглотитьпроглотить.

В отличие от омонимов паронимы не совпадают полностью в произношении и на письме. Паронимами могут быть слова одного корня: описка – отписка, чувственный – чувствительный, а также разнокорневые слова: кворум – форум, экскаватор – эскалатор.

Паронимические отношения возникают и между собственными именами: Эйзенштейн – Эйнштейн; Швеция – Швейцария.

Задание 7. Перепишите предложения, вставляя вместо точек один из паронимов, данных в скобках.

1. У билетной кассы люди предъявляли свои (командировочные, командированные) удостоверения.

2. Мне кажется, что я припоминаю... (лицо, личность) этого человека.

3. На мебель были … (одеты, надеты) чехлы.

4. Молодая актриса играет ...(главную, заглавную) роль в спектакле «Анна Каренина».

5. Напрягая последние... (силы, усилия), мы достигли вершины горы.

6. На выставке представлен большой выбор красивой и… (практичной, практической) обуви.

7. Он внимательно слушал лекцию, делая... (пометы, заметки) в блокноте.

8. Мы так давно не виделись, что вначале я его не... (узнал, признал).

Задание 8. Образуйте словосочетания, соединив сущест­вительные с подходящими по смыслу словами из скобок.

1. Визит, совет, взгляд (дружеский, дружелюбный, дружественный).

2. Дом, человек (добрый, добротный).

3. Бюро, предложение (конструкторский, конструктивный).

4. Блондинка, способ (эффектный, эффективный).

5. Речь, магнитофон (дефектный, дефективный).

Русский язык Казахский язык Английский язык
поппури    
ремейк    
граффити    
бьеналле (биеннале)    
Харизма    

Задание на СРСП: 1) Прочитайте 2) Выписать толкование слов глоссария.

Задание на СРС: Задание 3, 4, 5.

1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.

2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

Цели:

1. Углубить понятие охудожественном стиле речи.

2. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.

Работа с таблицей «Средства художественной выразительности»

Задание 1. Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность. Перескажите его. Укажитехудожественно-изобразительные средства.

Айгерим

Это светлое лицо полно свежести. Мягкий вдумчивый взгляд проникает в душу. Продолговатые тёмные глаза, лучистые и глубокие, окружены лёгкой голубоватой тенью,
которой природа изредка одаривает светлые женские…. Дымка эта недолговечный спутник юности и чистоты: время идёт – и она исчезает безвозвратно… Часто встречаются красивые чёрные глаза, норедкие из них наделены такой трогательной особенностью.

Абай всё ещё не может налюбоваться на эту дымку вокруг глаз Айгерим и подолгу восхищённо на них смотрит. «Они – как птенцы, впервые выглянувшие в мир из тёплого гнезда…», – каждый раз думает он.

(М.О.Ауэзов, «Путь Абая»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: