Понятие общей теории государства и права и ее значение
для изучения отраслевых юридических дисциплин.
Теория государства и права – это наука, которая изучает общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Государство и право взаимосвязаны между собой общностью причин возникновения, взаимодействием в процессе функционирования и не могут существовать раздельно.
Теория государства и права занимает самостоятельное место в системе общественных наук и является вводной наукой (путеводителем) в другие юридические науки. Как фундаментальная юридическая наука, она не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов, а формирует основополагающие знания о государстве и праве, исходные понятия и определения, другие общеполитические положения.
Предмет теории государства и права является достаточно сложным и включает в себя исследования:
• сущности государства и права;
• основных закономерностей происхождения государства и права;
|
|
• типов и форм государства и права;
• общих черт присущих государству и праву любого типа;
• общих закономерностей, принципов, механизмов развития и функционирования государства и права;
• общих закономерностей связи государства и права друг с другом и другими социальными явлениями;
• других вопросов.
Таким образом, теория государства и права представляет собой науку, изучающую государство и право в их историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической обусловленности.
Государство представляет собой сложную структуру, включающую в себя суверенную, универсальную организацию политической власти, призванную обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющую свою территорию, аппарат принуждения и взимающую налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций, выражающую интересы его граждан, социальных групп.
Попытки дать его определение, предпринимаемые ученными, политическими деятелями, мыслителями сводились главным образом к перечислению наиболее значимых общепризнанных признаков государства:
1. Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).
2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство).
3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
4. Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).
5. Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.
|
|
6. Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.
7. Существование системы взимания налогов.
8. Наличие внешней атрибутики: гимн, герб, флаг, столица.
Средствами, с помощью которых государство организует и управляет обществом, являются:
Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия.
С учетом перечисленных признаков государство можно определить какполитико-территориальную организацию общества, которая осуществляет руководство обществом с помощью системы государственных органов и права.
Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование, иными словами раскрывает социальное предназначение государства. Сущность государства выражается в реализации государством политической воли определенного класса. Из сущности государства вытекает и его социальное назначение, то есть обеспечение посредством права объективно возможных благ для всех слоёв населения.
Форма государства – организация государственной власти, обусловленная его сущностью и социальным назначением. В юридической науке традиционно в форме государства принято выделять три взаимосвязанных элемента:
- форма правления – это порядок образования и организации верховной государственной власти. Различают монархическую и республиканскую форму правления;
- форма территориального (государственного) устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами. Основными видами государственного устройства являются: унитарное (простое) государство, федеративное государство и конфедерация.
- политический режим - это совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть. Различают два основных вида политического режима – диктатура и демократия.
Сущность и социальное назначение государства проявляются в его функциях, в его многогранной деятельности.
Функции государства различают:
1. по сферам общественной жизни (политические, экономические, социальные, идеологические, экологические, юридические и др.);
2. по территориальному признаку (внутренние (правотворческая функция: принятие законов и иных нормативных актов; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция); осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля); обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка); оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция); осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция) и внешние (обеспечение обороноспособности страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.);
3. по времени исполнения (постоянные и временные).
Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структурированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры являются государственные органы.
|
|
Государственный орган – это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства.
Наиболее совершенным и справедливым государством является правовое государство, т.е. государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих и гарантирующих неотъемлемыми права и свободы человека, выражающих интересы всех слоёв населения.
Теоретические разработки позволили юридической науке сформулировать признаки правового государства, или критерии, которым должно отвечать государство, претендующее называться правовым.
В настоящее время принято выделять пять основных признаков правового государства:
1. господство права в общественной и политической жизни;
2. принцип разделения властей;
3. незыблемость прав и свобод личности, их гарантированность и реальность
осуществления;
4. взаимная ответственность государства и личности;
5. легитимность власти.
Господство права предполагает правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов; правовой характер принимаемых законов, которые по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека; связанность государства им же созданными законами; самоограничение государства законом, установление рамок для деятельности государства и его органов; верховенство конституционного закона в системе нормативных правовых актов государства, прямое действие конституционных норм.
Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное существование и функционирование трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых служит своеобразным противовесом другой. Данный принцип означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем.
|
|
Незыблемость и гарантированность прав и свобод личности означает, что правовое государство может считаться таковым лишь в случае, если оно устанавливает, закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, равенство всех перед законом.
Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности выполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. Следовательно, личность может требовать от государства реальности закрепленных прав и свобод, защиты их от нарушений. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений, а также актов государственных органов и должностных лиц, которыми были нарушены права и свободы граждан.
Легитимность власти означает ее формирование в строгом соответствии с Конституцией и действующим законодательством с соблюдением принципов гласности, прозрачности и подконтрольности со стороны общества.
В числе названных признаков правового государства стержневым является признак господства права. Без него не возможна нормальная жизнедеятельность общества.
3. Понятие права.
Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством в качестве общеобязательных и обеспеченных в случае их невыполнения принудительной силой государства. При таком подходе выделяются следующие признаки права:
Право – это выраженная в системе общеобязательных правил поведения государственная воля общества.
Признаки права:
Ø право – это, прежде всего система норм;
Ø право исходит от государства, т.е. принимается, санкционируется или признается им;
Ø право охраняется государством – нарушение норм права должно повлечь государственное принуждение;
Ø обязательность права, состоит в том, что нормы права распространяют своё действие на все субъекты, нормы права обязательны для всех;
Ø право выступает регулятором всех общественных отношений.
Для того, чтобы право было воспринято сознанием, оно должно быть материально оформленным. Формой существования (выражения) права являются письменно оформленные документы, исходящие от государственных органов и содержащие нормы права.
Норма права – государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений. Есть нормы, которые прямо не регулируют общественные отношения, но необходимы для правового регулирования общественных отношений. Например, декларативные нормы, нормы-принципы и т.д.
Главным делением правовых норм признается деление их на следующие виды:
Ø Регулятивные, их еще называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.
Ø Охранительные – устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав.
В зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на: уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные, дисциплинарные.
Регулятивные нормы по своему содержанию делят на: императивные, т.е. не допускающие никаких отступлений и диспозитивные, т.е. допускающие поведение адресата норм по соглашению с партнером.
Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, состоящее из ее элементов. Структура правовой нормы согласно общепризнанной точке зрения состоит из 3-х элементов:
1. Гипотеза – это указание на условия и обстоятельства, при которых реализуется данная норма;
2. Диспозиция – это содержание нормы, т.е. устанавливаемое нормой само правило поведения;
3. Санкция – это ответственность за неисполнение.
Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.
Под источником права современная юридическая наука понимает официальные и иные способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения. Иначе говоря, это – внешняя форма выражения права.
В качестве форм (источников) права признаются:
- правовой обычай;
- правовой прецедент;
- правовая доктрина;
- договоры нормативного содержания;
- нормативно-правовой акт;
- религиозные нормы.
Правовой обычай представляет собой обычай, который получил признание и одобрение со стороны государства и, следовательно, его защиту.
Правовой прецедент – главный источник права в государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Под правовым прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое принимается за обще обязательное правило при решении впоследствии аналогичных дел.
Правовая доктрина – это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения ученых – юристов.
Договоры нормативного содержания представляют собой соглашение между субъектами, призванное урегулировать их отношения путем закрепления взаимных
прав и обязанностей, которые субъекты обязуются добровольно выполнять.
Религиозные нормы основываются на религиозных воззрениях и играют большую роль в обществах, где та или иная религия является официальной, общегосударственной.
Нормативно-правовой акт в большинстве государств служит главным источником и формой права. Он представляет собой акт, закрепляющий нормы права, то есть правила поведения, установленные государством и обеспеченные возможностью применения принуждения со стороны государства.
Для нормативно-правового акта характерны следующие признаки:
Ø нормативный правовой акт исходит от государства;
Ø существует особый порядок (процедура) принятия этого акта;
Ø используется письменная форма и сам акт оформляется в специальном виде;
Ø иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;
Ø содержание акта составляют правила поведения.
Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительными органами, подзаконные акты – всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами.
Закон – это нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные для жизни общества общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
Классификация законов:
1. Конституция
2. Конституционные законы
3. Законы о ратификации международных договоров
4. Программные законы
5. Кодексы
6. Обыкновенные законы
7. Декреты Президента
Подзаконные правовые акты – это акты, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Это постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения.
Действия любого нормативно-правового акта, как основного источника права, имеет свои пределы и ограничения. Эти ограничения различаются:
Ø по кругу лиц;
Ø по действию во времени;
Ø по действию в пространстве.
Под действием нормативно-правового акта во времени понимается с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Определение времени начала действия нормативного акта связано со временем его официального опубликования в «Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» и иных официальных изданиях.
Нормативный правовой актпрекращает свое действие в случаях:
- с истечением срока;
- признание НПА неконституционным;
- признание НПА утратившим силу;
- отмена НПА.
В отличие от действия нормативно-правовых актов во времени, их действие в пространстве связано с определением территории, на которой их нормы подлежат обязательной реализации.
Нормативно-правовые акты высших и центральных органов государства действуют на всей территории государства или на обозначенной в них части этой территории. Нормативно-правовые акты местных государственных органов действуют в пределах территории, на которую распространяется их юрисдикция.
С действием нормативно-правовых актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. По общему правилу нормативно-правовые акты государства действуют в отношении всех субъектов права, находящихся на его территории.
Некоторые нормативно-правовые акты распространяют своё действие лишь на определённые категории лиц, государственных органов, организаций. Например, Закон «О милиции» действует в отношении органом милиции и их сотрудников.
Закон РБ «О нормативных правовых актах РБ» конкретизирует перечень НПА и располагает их по юридической силе в следующей последовательности:
1. Конституция РБ;
2. Решение референдума;
3. Закон РБ. Среди законов выделяется кодекс;
4. НПА Президента;
5. Постановления палат Парламента;
6. Постановления СМ;
7. Акты Конституционного Суда, ВХС, Генпрокурора;
8. Постановления республиканского органа госуправления (министерств, Нацбанка);
9. Решения органов местного управления и самоуправления.