Понятие государства

Понятие общей теории государства и права и ее значение

для изучения отраслевых юридических дисциплин.

Теория государства и права – это наука, которая изучает общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Государство и право взаимосвязаны между собой общностью причин возникновения, взаимодействием в процессе функционирования и не могут существовать раздельно.

Теория государства и права занимает самостоятельное место в системе общественных наук и является вводной наукой (путеводителем) в другие юридические науки. Как фундаментальная юридическая наука, она не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов, а формирует основополагающие знания о государстве и праве, исходные понятия и определения, другие общеполитические положения.

Предмет теории государства и права является достаточно сложным и включает в себя исследования:

• сущности государства и права;

• основных закономерностей происхождения государства и права;

• типов и форм государства и права;

• общих черт присущих государству и праву любого типа;

• общих закономерностей, принципов, механизмов развития и функционирования государства и права;

• общих закономерностей связи государства и права друг с другом и другими социальными явлениями;

• других вопросов.

Таким образом, теория государства и права представляет собой науку, изучающую государство и право в их историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической обусловленности.

Государство представляет собой сложную структуру, включающую в себя суверенную, универсальную организацию политической власти, призванную обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющую свою территорию, аппарат принуждения и взимающую налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций, выражающую интересы его граждан, социальных групп.

Попытки дать его определение, предпринимаемые ученными, политическими деятелями, мыслителями сводились главным образом к перечислению наиболее значимых общепризнанных признаков государства:

1. Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство).

3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

4. Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

5. Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.

6. Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.

7. Существование системы взимания налогов.

8. Наличие внешней атрибутики: гимн, герб, флаг, столица.

Средствами, с помощью которых государство организует и управляет обществом, являются:

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить какполитико-территориальную организацию общества, которая осуществляет руководство обществом с помощью системы государственных органов и права.

Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование, иными словами раскрывает социальное предназначение государства. Сущность государства выражается в реализации государством политической воли определенного класса. Из сущности государства вытекает и его социальное назначение, то есть обеспечение посредством права объективно возможных благ для всех слоёв населения.

Форма государства – организация государственной власти, обусловленная его сущностью и социальным назначением. В юридической науке традиционно в форме государства принято выделять три взаимосвязанных элемента:

- форма правления – это порядок образования и организации верховной государственной власти. Различают монархическую и республиканскую форму правления;

- форма территориального (государственного) устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами. Основными видами государственного устройства являются: унитарное (простое) государство, федеративное государство и конфедерация.

- политический режим - это совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть. Различают два основных вида политического режима – диктатура и демократия.

Сущность и социальное назначение государства проявляются в его функциях, в его многогранной деятельности.

Функции государства различают:

1. по сферам общественной жизни (политические, экономические, социальные, идеологические, экологические, юридические и др.);

2. по территориальному признаку (внутренние (правотворческая функция: принятие законов и иных нормативных актов; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция); осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля); обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка); оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция); осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция) и внешние (обеспечение обороноспособности страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.);

3. по времени исполнения (постоянные и временные).

Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структурированную организацию власти, которая обеспечивает выполнение стоящих перед ним целей и задач. Звеньями такой властной структуры являются государственные органы.

Государственный орган – это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему органы государства образуют аппарат государства.

Наиболее совершенным и справедливым государством является правовое государство, т.е. государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих и гарантирующих неотъемлемыми права и свободы человека, выражающих интересы всех слоёв населения.

Теоретические разработки позволили юридической науке сформулировать признаки правового государства, или критерии, которым должно отвечать государство, претендующее называться правовым.

В настоящее время принято выделять пять основных признаков правового государства:

1. господство права в общественной и политической жизни;

2. принцип разделения властей;

3. незыблемость прав и свобод личности, их гарантированность и реальность

осуществления;

4. взаимная ответственность государства и личности;

5. легитимность власти.

Господство права предполагает правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов; правовой характер принимаемых законов, которые по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека; связанность государства им же созданными законами; самоограничение государства законом, установление рамок для деятельности государства и его органов; верховенство конституционного закона в системе нормативных правовых актов государства, прямое действие конституционных норм.

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное существование и функционирование трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых служит своеобразным противовесом другой. Данный принцип означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод личности означает, что правовое государство может считаться таковым лишь в случае, если оно устанавливает, закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, равенство всех перед законом.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности выполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. Следовательно, личность может требовать от государства реальности закрепленных прав и свобод, защиты их от нарушений. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений, а также актов государственных органов и должностных лиц, которыми были нарушены права и свободы граждан.

Легитимность власти означает ее формирование в строгом соответствии с Конституцией и действующим законодательством с соблюдением принципов гласности, прозрачности и подконтрольности со стороны общества.

В числе названных признаков правового государства стержневым является признак господства права. Без него не возможна нормальная жизнедеятельность общества.

3. Понятие права.

Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством в качестве общеобязательных и обеспеченных в случае их невыполнения принудительной силой государства. При таком подходе выделяются следующие признаки права:

Право это выраженная в системе общеобязательных правил поведения государственная воля общества.

Признаки права:

Ø право – это, прежде всего система норм;

Ø право исходит от государства, т.е. принимается, санкционируется или признается им;

Ø право охраняется государством – нарушение норм права должно повлечь государственное принуждение;

Ø обязательность права, состоит в том, что нормы права распространяют своё действие на все субъекты, нормы права обязательны для всех;

Ø право выступает регулятором всех общественных отношений.

Для того, чтобы право было воспринято сознанием, оно должно быть материально оформленным. Формой существования (выражения) права являются письменно оформленные документы, исходящие от государственных органов и содержащие нормы права.

Норма права – государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений. Есть нормы, которые прямо не регулируют общественные отношения, но необходимы для правового регулирования общественных отношений. Например, декларативные нормы, нормы-принципы и т.д.

Главным делением правовых норм признается деление их на следующие виды:

Ø Регулятивные, их еще называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.

Ø Охранительные – устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав.

В зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на: уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные, дисциплинарные.

Регулятивные нормы по своему содержанию делят на: императивные, т.е. не допускающие никаких отступлений и диспозитивные, т.е. допускающие поведение адресата норм по соглашению с партнером.

Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, состоящее из ее элементов. Структура правовой нормы согласно общепризнанной точке зрения состоит из 3-х элементов:

1. Гипотеза – это указание на условия и обстоятельства, при которых реализуется данная норма;

2. Диспозиция – это содержание нормы, т.е. устанавливаемое нормой само правило поведения;

3. Санкция – это ответственность за неисполнение.

Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.

Под источником права современная юридическая наука понимает официальные и иные способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения. Иначе говоря, это – внешняя форма выражения права.

В качестве форм (источников) права признаются:

- правовой обычай;

- правовой прецедент;

- правовая доктрина;

- договоры нормативного содержания;

- нормативно-правовой акт;

- религиозные нормы.

Правовой обычай представляет собой обычай, который получил признание и одобрение со стороны государства и, следовательно, его защиту.

Правовой прецедент главный источник права в государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Под правовым прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое принимается за обще обязательное правило при решении впоследствии аналогичных дел.

Правовая доктрина это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения ученых – юристов.

Договоры нормативного содержания представляют собой соглашение между субъектами, призванное урегулировать их отношения путем закрепления взаимных

прав и обязанностей, которые субъекты обязуются добровольно выполнять.

Религиозные нормы основываются на религиозных воззрениях и играют большую роль в обществах, где та или иная религия является официальной, общегосударственной.

Нормативно-правовой акт в большинстве государств служит главным источником и формой права. Он представляет собой акт, закрепляющий нормы права, то есть правила поведения, установленные государством и обеспеченные возможностью применения принуждения со стороны государства.

Для нормативно-правового акта характерны следующие признаки:

Ø нормативный правовой акт исходит от государства;

Ø существует особый порядок (процедура) принятия этого акта;

Ø используется письменная форма и сам акт оформляется в специальном виде;

Ø иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;

Ø содержание акта составляют правила поведения.

Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительными органами, подзаконные акты – всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами.

Закон – это нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные для жизни общества общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Классификация законов:

1. Конституция

2. Конституционные законы

3. Законы о ратификации международных договоров

4. Программные законы

5. Кодексы

6. Обыкновенные законы

7. Декреты Президента

Подзаконные правовые акты – это акты, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Это постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения.

Действия любого нормативно-правового акта, как основного источника права, имеет свои пределы и ограничения. Эти ограничения различаются:

Ø по кругу лиц;

Ø по действию во времени;

Ø по действию в пространстве.

Под действием нормативно-правового акта во времени понимается с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Определение времени начала действия нормативного акта связано со временем его официального опубликования в «Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» и иных официальных изданиях.

Нормативный правовой актпрекращает свое действие в случаях:

- с истечением срока;

- признание НПА неконституционным;

- признание НПА утратившим силу;

- отмена НПА.

В отличие от действия нормативно-правовых актов во времени, их действие в пространстве связано с определением территории, на которой их нормы подлежат обязательной реализации.

Нормативно-правовые акты высших и центральных органов государства действуют на всей территории государства или на обозначенной в них части этой территории. Нормативно-правовые акты местных государственных органов действуют в пределах территории, на которую распространяется их юрисдикция.

С действием нормативно-правовых актов в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. По общему правилу нормативно-правовые акты государства действуют в отношении всех субъектов права, находящихся на его территории.

Некоторые нормативно-правовые акты распространяют своё действие лишь на определённые категории лиц, государственных органов, организаций. Например, Закон «О милиции» действует в отношении органом милиции и их сотрудников.

Закон РБ «О нормативных правовых актах РБ» конкретизирует перечень НПА и располагает их по юридической силе в следующей последовательности:

1. Конституция РБ;

2. Решение референдума;

3. Закон РБ. Среди законов выделяется кодекс;

4. НПА Президента;

5. Постановления палат Парламента;

6. Постановления СМ;

7. Акты Конституционного Суда, ВХС, Генпрокурора;

8. Постановления республиканского органа госуправления (министерств, Нацбанка);

9. Решения органов местного управления и самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow