Т Е М А № 4
Условия приема в гражданство РБ.
Гражданство РБ и условия приема в гражданство РБ.
Гражданство – правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает лицо на территории данного государства или находится вне его пределов.
В соответствии с Законом РБ «О гражданстве Республики Беларусь» гражданство РБ приобретается:
- по рождению;
- в результате приема в гражданство;
- в порядке регистрации;
- по иным основаниям, предусмотренным Законом и м/н договорами Беларусь.
Лицо, достигшее 18 лет, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РБ если оно:
- берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию РБ и иные акты законодательства РБ;
- знает один из государственных языков РБ в пределах, необходимых для общения;
- проживает на территории РБ после получения разрешения на постоянное проживание в РБ в течение 7-ми лет непрерывно. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РБ не более чем на 3 месяца в течение каждого года;
- имеет законный источник средств существования;
- не имеет гражданства другого государства.
Основы административного права
1. Понятие административного права и отношения, регулируемые АП.
2. Понятия административного правонарушения и административной ответственности.
Административное право является отдельной самостоятельной отраслью права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления.
Нормы административного права:
- устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении;
- регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;
- определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений в сфере управления;
- регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сфере.
Для административного права характерны следующие методы правового регулирования:
§ метод власти-подчинения ( отношения строятся на подчинении одного участника другому);
§ метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретает правовую силу при условии принятия ее другим участником управления);
§ метод согласования (регулируются отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении);
§ метод равенства (субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора).
Административное право регулирует отношения, связанные с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех ее уровнях.
Административные правоотношения – это общественные отношения, складывающиеся в области исполнительной и распорядительной деятельности и урегулированные нормами административного права.
Особенности административно-правовых отношений:
- одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;
- одна из сторон принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой стороны, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;
- многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;
- административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе любой из сторон, нос согласие второй стороны не является обязательным;
- споры, которые могут возникнуть между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке – путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;
- в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.
Административное право закрепляет правовые и организационные формы участия граждан в управлении государством, устанавливает должностные правила поведения как для компетентных органов и должностных лиц, так и для рядовых граждан.
Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с организацией государственного регулирования в сфере экономики, социально-культурного строительства, административно-политического устройства.
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.
Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают (складываются), развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования и контроля. Эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления управленческих функций. Следовательно, предмет административного права фактически составляют управленческие общественные отношения и контроль. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.
Административно-правовое регулирование этих разнообразных управленческих общественных отношений осуществляется с помощью общих методов, т.е. совокупности средств или способов регулирующего воздействия права на общественные отношения, заложенные в самой природе права.
Различают следующие методы административно-правового регулирования:
1. Предписание - возложение прямой юридической обязанности совершить то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой (нужно поступать именно так, а не иначе);
2. Запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой;
3. Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой те или иные действия по своему усмотрению.
Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации.
Административно-правовые отношения имеют свою специфику, вытекающую из норм административного права и управленческой деятельности, которую они регулируют и являются объектамиадминистративного права.
Объектами административного права являются группы отношений, регулируемые его нормами, это
ü управленческие отношения, возникающие в процессе реализации исполнительской власти, т.е. в процессе повседневного руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества;
ü отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защиты прав и свобод граждан, т.е. общественные отношения, возникающие между гражданами и органами исполнительной власти;
ü отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защиты собственности;
ü общественные отношения в сфере охраны общественного порядка.
Особенности а дминистративных правоотношений:
ü одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера;
ü для этих отношений характерно неравенство сторон, т. е. одна из сторон всегда наделена юридически властными полномочиями по отношению к другой стороне и может применять в отношении ее меры принуждения;
ü в случае нарушения одной стороной нормативных требований она несет ответственность не друг перед другом, а перед государством;
ü могут возникать по инициативе любой из сторон - органа управления, гражданина и т.п. Причем согласие второй стороны не является обязательным условием возникновения правоотношений, они могут возникать вопреки желанию одной из сторон;
ü административно-правовые споры разрешаются, как правило, в административном порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения полномочного органа управления или должностного лица.
Сторонами административных правоотношений могут быть органы государственного управления и местного самоуправления, государственные служащие, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, граждане РБ, иностранцы и лица без гражданства.
Права и обязанности сторон в административно-правовых отношениях носят взаимный характер. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой и на оборот. Таким образом под субъектамиадминистративно-правовых отношений необходимо понимать участников управленческих отношений, которых нормативно-правовые акты наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно- правовые отношения.
Виды субъектов административных правоотношений:
1. Индивидуальные – физические лица (граждане РБ; лица без гражданства; иностранцы; государственные служащие, включая должностных лиц, руководители коммерческих структур негосударственного характера).
2. Коллективные – объединения граждан как государственного, так и негосударственного характера. К государственным относятся органы исполнительской власти; органы управления организаций, структурные подразделения органов исполнительской власти. К негосударственным – общественные объединения, партии, профсоюзы, органы местного самоуправления, коммерческие организации, частные и иностранные организации.