Развивающее обучение

«Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию».

В последние десятилетия, а далее и в постсоветское время, в России и Беларуси наметились два основных направления в теоретическом исследовании и практической реализации развивающего обучения: а) по Л.В. Занкову и б) по В.В. Давыдову— Д.Б. Эльконину. В этой последовательности я Вам коротко о них и расскажу.

Начиная экспериментальную работу (1957г.), Л.В. Занков со своей лабораторией проанализировал и критически оценил содержание и традиционную методику обучения в начальных классах. Было выявлено, что учебный материал облегчен, его изучение идет в медленном темпе, теоретические знания детей скудны, многократные повторения подчинены привитию навыков и не способствуют интенсивному развитию школьников.

В обучении преобладает вербализм, развитие памяти происходит в ущерб развитию мышления, слабо используются внутренние побуждения к учению, унифицированное обучение подавляет проявление индивидуальности.

Для создания экспериментальной дидактической системы следовало определить смысл развития как научно-педагогического, а не только к психологического понятия. Само понятие общего развития до тех пор не было точно определено. Дело в том, что общее развитие предполагает и формирование интеллектуальных способностей, и духовный рост, и нравственное развитие, и совершенствование физических (телесных) сил.

И потому речь идет о соотношении обучения и общего развития психики детей.

В процессе эксперимента у Л.В. Занкова сложились оригинальные дидактические принципы, их 5.

1. Обучение на высоком уровне трудности. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо».

Прибегая к житейскому сравнению, можно сказать, что ни один спортсмен физически не разовьется и не достигнет высоких результатов только лишь на легких упражнениях. Да и в психическом, и общем развитии лишь умственная работа, требующая напряжения, обеспечит успех.

2. Ведущая роль теоретических знаний (в начальном обучении). Этот принцип предполагает усвоение прикладных знаний на базе осмысленных теоретических понятий, в познании взаимозависимости явлений, их существенной внутренней связи.

3. Обучение быстрым темпом. Это следует из принципа высокого уровня трудности и направлен он против “топтания на месте”, против постоянных малопродуктивных, в смысле продвижения вперед, повторений. Это не значит, что надо на уроке дать побольше новой информации и вовсе отказаться от формирования навыков. Этот принцип имеет главным образом качественную, а не количественную характеристику и предполагает раскрытие разных сторон усваиваемых знаний, углубление их.

4. Осознание школьниками процесса учения. Этот принцип хотя и близок к известному в традиционном обучении принципу сознательности, но отличается от традиционной трактовки. Это отличие в следующем. Принцип сознательности обращен вовне и имеет в виду осмысленное овладение знаниями, умениями и навыками. Принцип осознанности, по Л.В. Занкову, обращен внутрь, т.е. на протекание учебной деятельности. Школьник осознает расположение учебного материала, необходимость заучить конкретные его элементы, выяснить причины ошибок, если они окажутся. Так сам процесс овладения знаниями и умениями в какой-то мере “становится объектом осознания”.

5. Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых. Такая работа приводит к большим сдвигам в учебных успехах и развитии слабых учащихся.

Исследование проблем развивающего обучения велось 12 лет. Практическим его результатом было сокращение срока начального обучения на один год. С 1969 г. школы всей страны перешли на трехлетнее обучение вместо четырехлетнего. Обучение велось по программам и учебникам, подготовленным на основе новой дидактической системы по Л.З. Занкову. Сейчас в школах Беларуси и России на новом этапе реформы школьного образования эта дидактическая система развивается, совершенствуется.

Одним из условий эффективности развивающего обучения является ориентация на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), когда ребенок может решать учебные задачи «под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами».

Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо».

Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности: дидактические игры, дискуссии, в результате они не только овладевают знаниями, умениями, но и способами умственной деятельности: например, овладевают умениями найти главное в прочитанном, строить умозаключение из данных посылок, решать нестандартные задачи, находить нестандартные приемы решения, составить план прочитанного и т.д.

Некоторые приемы развивающего обучения в процессе преподавания литературы:

художественное чтение литературного текста (развивается образное мышление, воссоздающее воображение, эмоциональное отношение к литературе);

целостный анализ художественного произведения в единстве содержания и художественной формы; вопросы учителя эвристического характера, творческие работы учащихся, сочинения, в которых учащиеся составляют план, подбирают материал, систематически излагают материал, выражают свою позицию. Некоторые темы учащиеся изучают самостоятельно, излагая содержание своей работы в письменных рефератах, в устных докладах.

Развивающее обучение, ориентируясь на развитие теоретического мышления, стимулирует рефлексию учащихся, то есть осознание и оценку смысла собственных действий и приемов учебной деятельности.

Традиционная классно-урочная форма не пригодна для решения задач развивающего обучения. Потому что развивающее обучение нацелено не на усвоение готовых знаний, а на усвоение учебного материала через исследование. В нем ученик выступает в качестве субъекта поисковой деятельности. Для этого ученику нужен оппонент. Он будет у него в условиях коллективного диалога. Тогда проявляется сотрудничество и между учащимися, и между учителем и учащимися как равноправными субъектами учебной деятельности.

В 80-е, 90-е годы в практику развивающего обучения большой вклад внесли педагоги-новаторы: В.Ф. Шаталов, П.М..Эрдниев, Ш. Амонашвили и другие: «укрупнение тем и преподавание крупными блоками, ускоренный темп изучения теоретического материала, развитие форм сотрудничества с учащимися, комментированное письмо, обязательная проверка изучаемого по каждой теме, опережающее преподавание».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: