Программированное обучение

В середине века появилась наука кибернетика — наука об управлении, связи и информации на основе программы. Программирование — это составление программы, в данном случае — определенной последовательности учебных действий и операций как учащихся, так и обучающего (преподавателя, машины). Программированное обучение это управление научением.

Это произошло на базе бихевиоризма, перенесенного на педагогику, Бихевиоризм (родоначальники Э. Торндайк, Д. Уотсон, 20-е годы, США) и потом уточненный необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл, 30-е годы; Б.Ф. Скиннер, 40-50-е годы, США). В середине XX в. бихевиоризм ведущим направлением американской психологии. Бихевиористская теория сводит научение человека к чисто механическим способам дрессировки животных.

Удачная реакция обучаемого на стимул поощряется, вернее, подкрепляется путем поощрения. Формула будет такая: «стимул —> реакция —> подкрепление».

И так достигается желательное поведение обучающегося, у человека формируются знания, умения и навыки. У обучающего появляется некий инструмент, позволяющий управлять научением обучаемого.

Это осуществляется с помощью алгоритмизации в обучении, активным внедрением технических средств в учебный процесс.

Программирование проводится в определенной последовательности. Уточняется тема. Содержанию материала придается строгая логическая структура. Определяется основная задача изучения курса или его раздела, части. Выясняются особенности обучающихся, которым адресована программа учебных действий (их возраст, уровень образования, учебные умения и навыки).

Следующий очень важный этап программирования — это разработка алгоритма учебной деятельности (для учащегося).

Вспомним, что алгоритм — это целый ряд точных предписаний, которые нужно обязательно выполнить точно и в полном объеме, чтобы добиться намеченного результата, в данном случае промежуточного, т.е. части общего результата.

Для этого весь материал, который необходимо выучить, изучить, делят на шаги (другие названия: кванты, порции, дозы, единицы информации). Величина (объем) каждого шага определяется опытным путем. Причем, если шаг (доза) будет большим, то его трудно усвоить в один прием, а маленькие шаги потом сложно обобщать.

Существенной особенностью программированного обучения является обратная связь. Именно она обеспечивает систематическую информацию о продвижении обучающегося по усвоению программного материала и позволяет управлять ходом учения.

В свою очередь эти предписания – алгоритмы для каждого шага имеют циклический характер, т.е. повторяющийся по кругу. Получается столько циклов, сколько шагов. Каждый цикл состоит из операций-указаний. Выполнение их обеспечивает усвоение учащимися материала того шага, который в данный момент изучается.

Схема изображает последовательные учебные операции, которые содержат указания по изучению и усвоению лишь одного шага. Переход к изучению второго и последующих шагов допускается тогда, когда правильно и только правильно выполнено задание-предписание первого шага.

Операция 1 — предъявление новой информации для усвоения: прочитать, изучить такой-то материал по такой-то литературе, учебнику, монографии, методичке, по фонограмме, видео-, кинофильму, — точнее, это задание по получению информации определенного содержания.

Операция 2 — восприятие и осмысление учащимися предложенной информации данного шага: запомнить дату, название, слово или выражение, факт, термин и т.п., осмыслить понятие, разобраться в схеме, чертеже, таблице, графике и т.п.

Операция 3 — тут же, без отсрочки, после восприятия учащемуся предъявляются контрольные вопросы, на которые он обязан ответить, или задание — выполнить тест, решить задачу (пример), привести пример, составить схему, подготовить план и т.п.

Операция 4 — ответ учащегося в устной, письменной, графической форме или вариант альтернативного ответа: выбрать ответ из 3-4-х предложенных, из которых верен только один и т.п.

Операция 5 — оценка ответа: верно, неполно, неверно, т.е. в какой мере ответ учащегося соответствует или не соответствует эталону. Оценка также дается тут же, без задержки.

Операция 6 — это возможное альтернативное указание о дальнейших операциях. Если ответ точный, полный, то дается указание перейти к изучению новой информации 2-го шага. Начинается новый цикл: изучению новой порции (дозы), отсюда — к операции 2 (восприятие) и т.д.

Если же ответ неверный или неполный, то переход ко 2-му шагу не допускается. В таком случае дается указание на переход к операции 7а.

Операция 7а — это указание еще раз изучить такой-то материал, повторить его, получить консультацию у обучающей машины или преподавателя, т.е. необходимо ликвидировать пробел, восполнить информацию, осмыслить и т.п.

Операция 8 следует после 7а: это дополнительные контрольные вопросы и задания. После выполнения их дальнейшие операции следуют 4-5 и т.д. по “малому” кругу с теми же ответом, оценками до тех пор, пока предложенная информация не будет точно и полностью усвоена и, следовательно, ответы будут только верными.

Операция 7 — это, по сути, и не операция для ученика, а только прямое указание перейти к следующему шагу, к началу нового цикла.

В основе программированного обучения был заложен бихевиористский подход к обучению.

Вспомогательными средствами при программированном обучении являются простейшие карточки-задания, перфокарты, дешифраторы.

Типы программированного обучения: линейное и разветвленное.

Линейное программирование, разработанное американским психологом Б.Скиннером, предполагает изучение учебного материала малыми дозами. Последовательность изучения не зависит от его результатов. Учебник, построенный по принципу линейного программирования, предлагает небольшую порцию учебного материала, после каждой порции — контрольный вопрос и ответ на полях учебника в целях проверки правильности ответа учащегося.

Разветвленное программирование, разработанное американским психологом Кроудером, имеет более крупные блоки материала и предполагает выбор ответа из нескольких предложенных, из которых один правильный. В этом случае последовательность изучения учебного материала зависит от качества ответа. После выбора правильного ответа учащийся переходит к изучению последующего материала. После ошибочного ответа учащийся получает помощь от преподавателя и дополнительные разъяснения, далее следует вернуться к ранее изученному и найти правильный ответ. Только правильный ответ дает возможность найти изложение последующего материала. Смешанное программирование сочетает линейное и разветвленное программирование.

В примере с электрическим светом эти последовательные действия человека выглядели бы примерно так:

а) человек проверяет, цела ли нить накаливания у лампочки. Если цела, то продолжает поиск по другому варианту;

б) исправен ли выключатель. Если да, то причины ищет по 3-му и последующим вариантам до тех пор, пока причина не будет определена. Дальнейшие действия нашего “электрика” будут зависеть от того, в чем причина отсутствия света; иначе говоря, каждая причина определит свою ветвь решения задачи.

При разветвленном варианте ответов каждая ветвь может иметь свое решение или оно может оказаться даже тупиковым, т.е. не иметь решения; иногда— ошибочное.

К числу несомненных достоинств программированного обучения надо отнести возможность использовать технические и электронные средства учебной деятельности, применение которых высвобождает преподавателю время для творческой работы.

Программированное обучение, распространенное в школах Советского Союза в конце 60-х, начале 70-х годов, предполагало большую самостоятельность учащихся в обучении, субъект-субъектные отношения между учащимся и педагогом, однако, оно не способствовало совершенствованию учебного процесса. Программированное обучение оказалось эффективным лишь при отработке навыков и вызвало неудовлетворение у педагогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: