Личностно-ориентированное обучение

Вспомним слова великого русского педагога К.Д. Ушинского, которые сохранили свою актуальность в настоящее время: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».

Для того, чтобы обучение и воспитание имело положительный результат, оно должно быть ориентировано на личность, учитывать ее возрастные и индивидуальные особенности. Личность — социальная характеристика человека, указывающая на качества, которые сформировались у него в процессе социализации, под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми, обучения и воспитания. Личность учащегося многомерна, динамична. Чтобы учение было успешным для каждого, оно должно быть личностно-ориентированным. Личностно-ориентированное обучение требует не жесткой регламентации учебного процесса, а понимания его как индивидуальной деятельности, особенность которой зависит от возрастных и индивидуальных качеств.

Личностно-ориентированный подход к каждому ученику был уже у Конфуция (VI — VB. ДО Н.Э., Китай). Эти идеи мы найдем у педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре (XV в., Италия), М. Монтеня (XVI в. Франция) Эразма Роттердамского (XV—XVI в., Голландия) и др. Педагогические мысли Ж.Ж. Руссо (XVIII в., Франция), Л.Н. Толстого CXIX — начало XX в., Россия) также пронизаны идеей уважения личности ребенка, свободного воспитания. Исторические примеры можно продолжить. Между тем эти идеи, несмотря на их прогрессивность, не воплощались в практику массовых школ. Они, естественно, имели место в системе домашнего обучения детей в дворянских, помещичьих семьях. Там можно было учесть всесторонне особенности каждого ребенка. Но общего положения в массовой системе воспитания и обучения отдельные примеры не меняли.

Изучая особенности личности каждого учащегося, педагог имеет в виду идеальную модель учащегося средней школы, которая включает следующие качества:

Мотивационные качества: любознательность, одобрение учителя, родителей, ответственность перед коллективом, самоутверждение, коммуникативность, чувство комфорта;

Духовно-нравственные качества: гуманность, честность, чувство чести, совести, отзывчивость, скромность, справедливость; деловые качества: трудолюбие, предприимчивость, инициатива, решительность, чувство ответственности;

Организационно-волевые качества: целеустремленность, собранность, упорство, настойчивость; социальные качества: гуманистическое мировоззрение, активная гражданская позиция, патриотизм, уважение к старшим, умение работать в коллективе;

Общекультурные качества: культура умственного и физического труда, общения и поведения, правовая, экономическая, экологическая, политическая, эстетическая, музыкальная, художественная культура;

Физические качества: крепкое здоровье, энергичность, ведет здоровый образ жизни, интеллектуальные качества: высокий уровень развития интеллекта, самосознание и как составная его часть, «Я-концепция».

Я-концепция — динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание и оценка своих качеств: физических (Я-физическое), интеллектуальных, духовно-нравственных; оценка своего положения (Я-семейное, Я-в прошлом, Я-сегодня, Я-в будущем, Я-реальное, Я-идеальное, Я-в сознании окружающих меня людей).

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, ему необходимо положительное представление окружающих о себе. Дети с отрицательной самооценкой имеют высокий уровень тревожности, нерешительны, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением. При завышенной самооценке человек иногда берется за решение излишне сложных проблем.

Личностно-ориентированное обучение предполагает глубокое и всестороннее изучение личности учащегося, сильных и слабых его сторон:

· помощь учащимся в осознании их склонностей, интересов, способностей;

· побуждение учащихся заняться самовоспитанием;

· создание атмосферы защищенности в классе, положительного эмоционального фона обучения;

· индивидуальные творческие задания;

· поддержка успехов;

· профильные старшие классы, которые выбирают учащиеся по своим склонностям и интересам;

· организация внеклассной работы по интересам: творческие объединения, кружки;

· индивидуальный подход в воспитании;

· стимулировать учащихся к выбору наиболее приемлемых для них способов изучения учебного материала;

· обсуждение с учащимися того, что понравилось в изученном учебном материале и что нет. И почему;

· при оценке ответа учащегося на уроке, зачете, экзамене учитывать не только правильность ответа, но и самостоятельность, оригинальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: