Основные направления инновационного развития организации
Основные направления инновационного развития предприятия в современной экономике:
- комплексная механизация и автоматизация;
- химизация;
- электрификация;
- электронизация производства;
- внедрение новых материалов;
- освоение новых технологий (рис. 2.2).
Таблица 2.2 Формирование инновационной стратегии в организации
| Цель организации | Задача организации | Сущность инновационной стратегии организации |
| Рост масштабов производства: · Бурный рост (больше 20% в год) · Очень высокий (20%), высокий (10%) рост · Средний (5 %), малый (ниже 5%) рост | · Серьезная реконструкция, расширение или новое строительство · Выход на рынок нового продукта и освоения уже созданных и введенных в строй мощностей · Производство продукта, находящегося в начале стадии зрелости (т.е. в конце стадии роста) | · Проектирование и приобретение нового оборудования; разработка новых видов продукции и новых технологических процессов · Совершенствование действующих технологических процессов и модификация продукции; научно-техно- логические заготовки для будущих периодов · Обеспечение совершенствования действующих технологических процессов в целях снижения себестоимости, улучшения продукта и подготовки к выходу на рынок новых изделий |
| Рост доли на рынке | Производство взаимосвязанных продуктов; рост объемов производства; вытеснение с рынка конкурентов | Повышение технического уровня производства, научно-техническое обеспечение вывода на рынок продуктов с характеристиками, превосходящими характеристики конкурентов. Разработка инноваций по устойчивому снижению издержек производства продукции до более низкого уровня, чем у конкурентов |
| Стабилизация положения на рынке | Следование жизненному циклу продукции; своевременный вывод продуктов на рынок; поддержание на низком уровне себестоимости продукции | Достижение высокого технического уровня продукции и технологий; обеспечение соответствия жизненного цикла продукта циклам НИОКР |
| Освоение новых рынков | Освоение производства новых продуктов, позволяющих удовлетворять требования различных рынков; мобильный научно- технический потенциал, способный переключаться на решение разноплановых задач | Разработка дифференцированных продуктов и процессов; научно-техническое обеспечение процессов вывода товара на рынок |
Как только новшество принято к реализации, оно получает новое свойство – становится инновацией. Временной период между созданием новшества и реализацией его в инновацию именуют инновационным лагом.
Процесс преобразования новации в инновации вызывает расходы разнообразных ресурсов, главные из которых – время и инвестиции.
В рыночных условиях экономические отношения формируются как система купли-продажи товаров. На базе этого формируются спрос, предложение и цена. Главными составляющими инновационной деятельности являются новшества, инвестиции и инновации. Новшества основывают рынок новаций, инвестиции основывают рынок капитала, инновации – рынок чистой конкуренции инноваций. Эти три рынка формируют область инновационной деятельности.
Под инновациями в целом подразумевают применение новаций с целью получения прибыли в качестве новейших технологий, видов изделий и услуг, организационно-технических и социально-экономических выводов.
Временной период от зарождения замысла, создания и внедрения нововведения до его применения называют жизненным циклом инновации. Учитывая последовательности совершения работ, жизненный цикл инновации называют инновационным процессом.
Рынок новаций работает с товаром, который считается продуктом научно-технической, интеллектуальной деятельности с авторскими правами.
Рынок чистой конкуренции инноваций – это общность продавцов и покупателей, которые совершают сделки с похожим товаром в условиях, при которых покупатель или продавец не влияют на уровень текущих цен. Используя понятия «чистой» конкуренции, не берут во внимание анализ вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других политик при борьбе фирм за наиболее выгодные сегменты вложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и научно-технические новации.
При всем многообразии форм участия организаций на рынке новшеств решающим условием считается количество инвестиций как в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс реорганизации новшеств в нововведения.
Рынок капитала: наличие необходимого количества капитала ограничивается удовлетворением потребностей фирмы. Капитал бывает ссудным, оборотным, акционерным, венчурным, уставным. Инвестиции делятся на:
- реальные инвестиции – их реализуют фирмы, покупая активы;
- финансовые инвестиции – это приобретение фирмами и частными лицами ценных бумаг разных эмитентов.






