Экономические методы
К экономическим методам менеджмента в принятии и реализации управленческих решений относятся следующие:
1. Методы, регулируемые республиканскими и местными органами государственной власти:
а) налоговая система страны;
б) налоговая система на местах;
в) кредитно-финансовый механизм страны;
г) кредитно-финансовый механизм на местах;
2. Методы, регулируемые предприятиями (вышестоящими организациями):
а) экономические нормативы функционирования предприятий (организаций);
б) система материального поощрения работников;
в) система ответственности за качество и эффективность работы предприятия;
г) научные подходы и современные методы (системный анализ, прогнозирования, оптимизации) менеджмента.
Первая группа методов (методы, регулируемые республиканскими и местными органами государственной власти) относится к экономическим факторам внешней среды системы менеджмента, параметры которой не определяются предприятиями.
К экономическим нормативам функционирования предприятий можно отнести следующие:
|
|
- удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;
- нормы рентабельности по конкретным видам продукции;
- оборачиваемость оборотных средств;
- производительность труда;
- капиталоотдача инвестиций (рентабельность инвестиций);
- доля налогов в балансовой прибыли предприятия;
- удельный вес основных рабочих в общей численности работающих предприятия;
- уровень автоматизации производства и управления и др.
Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план развития предприятия, а также в бизнес-план инвестиционных проектов.
Социально-психологические методы менеджмента в принятии и реализации управленческих решений направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе (работнике) по достижению им поставленной цели или выполнению заданной функции при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.
Объектами управления социально-психологическими процессами являются:
- экологичность выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и окружающей природной среды;
- характер, психические и психофизиологические особенности работника;
- эргономичность (удобство) рабочих мест и производственных помещений;
|
|
- система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;
- организация рабочих мест;
- система стимулирования труда работников;
- морально-психологический климат в коллективе;
- условия отдыха работников;
- инфраструктура региона и др.
Управление социально-психологическими процессами включает следующие функции:
- анализ норм и нормативов социально-психологических процессов;
- выявление узких мест и недостатков;
- формулирование проблемы;
- планирование улучшения норм и нормативов социально-психологических процессов;
- организация выполнения планов;
- учет и контроль выполнения норм и нормативов;
- мотивация улучшения показателей социально-психологических процессов;
- регулирование процессов и др.
Методы управления социально-психологическими процессами:
- мониторинг окружающей природной среды (непрерывное комплексное наблюдение за объектами, изменением параметров и анализ их функционирования);
- технические измерения социально-психологических параметров объектов управления;
- анкетирование;
- наблюдения;
- хронометраж, фотография рабочего дня;
- метод моментных наблюдений процессов;
- использование микроэлементных нормативов;
- макетирование (физическое моделирование);
- телефонный опрос;
- проведение опытных и экспериментальных работ;
- математико-статистические методы исследования;
- экономико-математические методы моделирования процессов и др.