Балансовые методы

Сетевые методы (сетевое планирование и управление);

Социально-психологические методы;

Экономические методы;

Административные методы;

Тема 7. Методы менеджмента в принятии и реализации управленческих решений

Организационные аспекты разработки и реализации управленческих решений менеджер может осуществить с использованием следующих основных методов менеджмента: административных, экономических, социально-психологических, сетевых (СПУ), балансовых. Рассмотрим основные положения перечисленных методов.

7. 1. Административные методы

Административные методы, применяемые в менеджменте при принятии и реализации управленческих решений опираются на:

- систему законодательных актов страны и местных органов государственной власти;

- систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов предприятий и вышестоящих организаций;

- систему планов, программ, заданий;

- систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами.

В систему законодательных актов страны входят республиканские (государственные) законы, указы Президента, постановления правительства, министерств и ведомств, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы (нормативные акты), утвержденные республиканскими (государственными) органами власти для обязательного применения на территории всей страны. При определении их состава, структуры, содержания и взаимосвязей, должны учитываться научные подходы к менеджменту, охватывающие все теоретические и практические аспекты управления. Законодательные акты должны быть объединены в систему, глобальной целью которой является повышение качества жизни населения, целями первого уровня - обеспечение конкурентоспособности страны, эффективное использование природных ресурсов, труда и капитала, развитие макросреды и инфраструктуры всех регионов, применение современных методов экономического регулирования и менеджмента. Далее определяются цели второго, третьего и других уровней дерева целей развития страны.

В систему законодательных актов местных органов государственной власти входят аналогичные республиканские акты, дополняющие и подробнее раскрывающие их, но не противоречащие им.

В промышленно развитых странах система законодательных актов местных органов государственной власти, как правило, шире и глубже республиканских (по системе пирамиды: чем ниже уровень управления, тем больше регламентирующих показателей и актов).

В систему нормативно-директивных и методических документов предприятий и вышестоящих организаций входят стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации), и действующие только на данном предприятии (в структуре вышестоящей организации). По сравнению с вышерассмотренными законодательными актами, документы предприятий должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи элементов всех подсистем системы менеджмента конкретного субъекта хозяйствования, а также технические (их количество в настоящее время преобладающее) и экономические документы.

Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов предприятий - цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т.п. подсистемы системы менеджмента), ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении задачи, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Система взаимосвязанных планов, программ и заданий тоже относится к административным методам менеджмента, т.к. их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива. Чтобы меньше было срывов, нужно добиваться высокого качества планов, программ и заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: