Анализ структуры продукции
Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственном уменьшении доли низко рентабельной продукции.
изделие | Оптовая цена | Структура продукции, % | Изменение средней цены | |||
план | факт | +,- | ||||
А | 35,9 | 30,7 | -5,2 | -26,0 | ||
Б | 34,9 | 33,7 | -1,2 | -7,2 | ||
С | 17,1 | 19,3 | -+2,2 | +15,4 | ||
Д | 12,1 | 16,3 | +4,2 | 31,5 | ||
Итого | - | 13,7 | ||||
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Повышение качества обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов, и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению прибыли за счет объема продаж, и за счет более высоких цен.
|
|
Качество продукции - характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
1) удельный вес новой продукции, в общем, ее выпуске;
2) удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;
3) удельный вес продукции высшей категории качества;
4) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
5) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
6) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
7) надежность (долговечность, безотказность в работе);
8) технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
9) эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес за рекламированной продукции, потери от брака и др.
|
|
При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества- с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:
1. отношением количества продукции I-го сорта к общему количеству;
2. отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I-го сорта
Коэффициент сортности по плану-0,833 (28800/34560)
Фактически 0,908 (27468/30240)
Выполнение плана по качеству –109% (0,908/ 0,833)
Средневзвешенная цена по плану-500 (28800/57600)
Фактически 545 (27468/50400) Кроме того оценка выполнения плана по качеству производится по удельному весу аттестованной продукции, забракованной продукции, за рекламированной продукции
Таблица 8 - Анализ качества продукции
Сорт Продукции. | Цена за 1 туб, тыс. руб. | Выпуск продукции, туб. | Стоимость выпуска, тыс. руб. | ||||
План. | Факт. | План. | Факт. | По цене I-го сорта. | |||
План. | Факт. | ||||||
I | |||||||
I I | |||||||
I I I | |||||||
Итого | - |
З адача анализа заключается в определении влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый, и неисправимый. Внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
После этого изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, недостаточно высокий уровень квалификации рабочих, качество оборудования, аритмичность производства и др.