Анализ качества продукции. Анализ структуры продукции

Анализ структуры продукции

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственном уменьшении доли низко рентабельной продукции.

изделие Оптовая цена Структура продукции, % Изменение средней цены
план факт +,-
А   35,9 30,7 -5,2 -26,0
Б   34,9 33,7 -1,2 -7,2
С   17,1 19,3 -+2,2 +15,4
Д   12,1 16,3 +4,2 31,5
Итого       - 13,7
             

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Повышение качества обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов, и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению прибыли за счет объема продаж, и за счет более высоких цен.

Качество продукции - характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

1) удельный вес новой продукции, в общем, ее выпуске;

2) удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

3) удельный вес продукции высшей категории качества;

4) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

5) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

6) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

7) надежность (долговечность, безотказность в работе);

8) технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

9) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес за рекламированной продукции, потери от брака и др.

При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества- с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

1. отношением количества продукции I-го сорта к общему количеству;

2. отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I-го сорта

Коэффициент сортности по плану-0,833 (28800/34560)

Фактически 0,908 (27468/30240)

Выполнение плана по качеству –109% (0,908/ 0,833)

Средневзвешенная цена по плану-500 (28800/57600)

Фактически 545 (27468/50400) Кроме того оценка выполнения плана по качеству производится по удельному весу аттестованной продукции, забракованной продукции, за рекламированной продукции

Таблица 8 - Анализ качества продукции

Сорт Продукции. Цена за 1 туб, тыс. руб. Выпуск продукции, туб. Стоимость выпуска, тыс. руб.
План. Факт. План. Факт. По цене I-го сорта.
            План. Факт.
I              
I I              
I I I              
Итого -            

З адача анализа заключается в определении влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый, и неисправимый. Внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

После этого изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, недостаточно высокий уровень квалификации рабочих, качество оборудования, аритмичность производства и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: