double arrow

Анализ отгрузки и реализации продукции

В процессе анализа необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т. д. Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В его процессе фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитываются процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста. На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы.

Таблица 10 - Схема факторной системы объема продажи продукции

Изменение объема реализации продукции.
1. Изменение отгрузки продукции. 2. Изменение остатков товаров, отгруженных на начало и конец анализируемого периода.
1.1. Изменение остатков готовой продукции на начало года. 1.2. Изменение выпуска товарной продукции. 1.3. Изменение остатков готовой продукции на конец года. 2.1. Сроки оплаты, которые не наступили. 2.2. Не оплаченные в срок покупателями. 2.3. На ответственном хранении у покупателей.
           

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции:

- выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции;

- выручка определяется после оплаты отгруженной продукции.

Таблица 11 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель в плановых оптовых Сумма, тыс. руб.
Ценах предприятия. План. Факт. +,-
1. Остаток готовой продукции на начало года.     -250
2. Выпуск товарной продукции.     +4800
3. Остаток готовой продукции на конец года.     +100
4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.3).     +4450
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: 5.1. на начало года; 5.2. на конец года.       +300 +3400
6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2).     +1350

Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: уменьшение остатков готовой продукции на складах предприятия на начало года и увеличение их на конец года, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т. д. Особое внимание при анализе реализации следует обращать на выполнение обязательств по кооперированным поставкам и по экспорту продукции. В процессе анализа необходимо изучить также причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Если сроки оплаты ее еще не наступили, то это нормальное явление. Просроченная же задолженность покупателей за товары затрудняет финансовое состояние предприятия, поэтому надо принимать все возможные меры для ее взыскания.


Лекция.13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: