Дискретная случайная величина. Дискретный и непрерывный типы распределений

Дискретный и непрерывный типы распределений

Определение. Случайная величина x называется дискретной, если она принимает конечное или счетное множество значений.

 
 

Такая случайная величина характеризуется следующей таблицей, которая называется таблицей распределения:

Здесь a 1, a 2,..., an,... — значения случайной величины x, a p 1; p 2, …, pn,... — вероятности этих значений, т.е.

pk = Р (x = ak), S k pk = 1.

 
 

По этой таблице можно построить функцию распределения случайной величины x. Пусть x — дискретная случайная величина, заданной таблицей распределения, причем a 1, a 2,..., an расположены в порядке возрастания:

Рассмотрим значения функции распределения случайной величины x на интервалах: (-¥, a 1], (a 1, a 2],..., (an -1, an ] и (an,¥).

Пусть х Î (-¥, a 1], тогда событие { x < x } становится невозможным, поэтому Fx (x) = 0. Если х Î (a 1, a 2], то Fx (x) = Р (x < x) = Р (x = a 1), и поэтому Fx (x) = p 1.

Аналогично, если х Î (a 2, a 3], то событие { x < x } = { x = a 1} È { x = a 2}, и поэтому Fx (x) = p 1 + p 2.

Рассуждая аналогично, получаем, если х Î (ak -1, ak ], то Fx (x) = p 1 + p 2 + ... + pk -1.

Наконец, если х > an, то событие { x < x } становится достоверным, и поэтому Fx (x) = 1.

 
 

Таким образом, функция распределения дискретной случайной величины x является кусочно-постоянной функцией (ступенчатой), принимающей на интервале (- ¥, a 1], значение 0, на интервалах (ak -1, ak ], k = 2,3,..., п— значение p 1 + p 2 + … + pk -1 и на интервале (an, ¥)—значение 1. Это записывается так:

График этой функции выглядит следующим образом:

 
 

 
 

Замечание. Для дискретной случайной величины x имеет место

где А — произвольное множество из Â 1.

Пример. Игроку присуждается одно очко, если при подбрасывании монеты выпадает «решетка», и ничего не присуждается в противном случае. Построим график функции распределения выигрыша игрока после трех бросаний монеты.

Пусть x — выигрыш (число очков) игрока после трех бросаний. x — дискретная случайная величина, и она может принимать значения: 0, 1, 2, 3. Найдем вероятности pi , i= 1,2,3,4:

p 1= P (x = 0) =1/8, p 2= P (x = 1) =3/8

p 3= P (x = 2) =3/8, p 4= P (x = 3) =1/8.

 
 

Эти вероятности подсчитаны следующим образом: например, событию { x = 2} соответствуют три из восьми возможных элементарных событий (соответствующие исходам, когда в одном из трех бросаний выпала «решетка», а в двух других — «герб»). Таблица распределения случайной величины x выглядит так:

Используя рассуждения, аналогичные вышеуказанным, находим функцию распределения случайной величины x:

 
 

 
 

Построим график этой функции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: