Учителя)

Подготовка талант)

П.Ф. Каптерев отметил, что «личность учителя в обстанов­ке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Он выделяет главные показатели: «Первое свойство объективного характера заключается в степени знания учи­телем преподаваемого предмета, в степени научной подготов­ки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потомв знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойствосубъективного характера и зак­лючается в преподавательском искусстве, в личном педагоги­ческом таланте и творчестве».

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и професси­ональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к это­му склонность человека работать и общаться с детьми. Подчерк­нем также важность для учителя желания самосовершенствова­ния, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он пере­стает учиться, в нем умирает учитель,

В настоящее время в отечественной педагогической психоло­гии, в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марко­вой, СВ. Кондратьевой, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной и др. проблема свойств педагога, определяющих эффективность (про­дуктивность) педагогической деятельности, стала предметом спе­циального теоретического и экспериментального изучения.

По Н.В. Кузьминой, структура субъективных факторов вклю­чает: 1) тип направленности, 2) уровень способностей в 3) компе­тентность, в которую входят: специально-педагогическая компе­тентность, методическая, социально-психологическая, дифферен­циально-психологическая, аутопсихологическая компетентность.

Существенны здесь предложенная дифференциация самой ком­петентности и выделение такого важного ее уровня, как аутоп­сихологическая компетентность. Она базируется на понятии со­циального интеллекта, «как устойчивой, основанной на специ­фике мыслительных процессов эффективного реагирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнози­ровать межличностные события». Аутопсихологическая ком­петентность соотносится с понятием профессионального самосоз­нания, самопознания и саморазвития.

По А.К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:

Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания.

Субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, «Я»-концепция, установки, личностные особенности.

А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда педагога: собственно педагогическая деятельность, педагогическое обще­ние и личность учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: