Педагогическая психология междисциплинарная отрасль научного знания

Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии

Педагогическая психология междисциплинарная отрасль научного знания.

План.

Лекция 3

Тема: КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (4 часа)

В современной науке просматриваются тенденции интеграции и дифференциации научных отраслей.

Естественные науки

Философия Общественные науки (политология, социология и пр.)

Связь ПП с другими науками:

- Конкретная отрасль общепедагогического знания, которая находится в центре научного знания;

- ПП связана с другими науками, в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию – это передача социокультурного опыта;

- Предметом изучения является сам человек (т.о. связь с общей психологией, педагогикой, физиологией, философией, лингвистикой, социологией);

Как часть общепедагогического знания формируется на знаниях

- о психологии развития,

- о движущих силах развития;

- индивидуальных и половозрастных особенностях человека;

- личностном становлении и развитии.

Связь с другими отраслями психологического знания: социальной психологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией. Наиболее тесно связана с возрастной психологией общностью объекта этих наук (в возрастной психологии – развивающийся человек).

Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека.

ПП изучает факторы и условия формирования психических новообразований под воздействием образования.

Все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей, находящегося под воздействием образовательного процесса. Но и возрастная и педагогическая психологии основываются на знании общей психологии, которая

- вскрывает общие психологические закономерности,

- изучает психические процессы, психические состояния, индивидуально-психические особенности уже сложившегося человека.

2. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПП развивается в общем контексте научных представлений о человеке.

Рассмотрим общие психологические течения и концепции, которые могли повлиять на осмысление педагогического процесса.

Ассоциативная психология (середина XVIII и до конца XIX вв.) – определены типы, психологические механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основы психики. Изучая ассоциации изучали особенности памяти, научения. Основы ассоциативной трактовки психики были заложены Аристотелем (384-322 гг.до н.э.), он ввел понятие «ассоциация», ее типов, разграничил два вида разума (нуса): теоретический и практический.

Эмпирические данные экспериментов Г.Эббингауза (1885) по исследованию процесса забывания, полученная кривая забывания, организации упражнений.

Прагматическая функциональная психология У.Джемса (конец 19- начало 20 века). и Дж.Дьюи:

– приспособительные реакции,

- адаптация к среде,

- активность организма;

- выработка навыков.

Теория проб и ошибок Э.Торндайка (конец 19- начало 20 вв).

сформулировавшего основные законы научения: закон упражнения, закон эффекта, закон готовности. Описавшего кривую научения и основанные на этих данных тесты достижений.

Бихевиоризм Дж.Уотсона (1912-1920) и необихевиоризм Э. Толмена, К.Халла, Б.Скиннера (1-я половина 20 века).

Концепция оперантного поведения (Б.Скиннера) и практика программированного обучения. Разработка целостной концепции научения.

Гальтон Ф. (конец 19 века) в области измерения сенсомоторных функций, положило начало тестированию (анкетирование, оценочные шкалы Ф.Гальтон применил первым), использование математической статистики, умственные тесты Дж.Кеттела.

Интеллектуальные тесты Бине и Симона (индивидуальное и групповое тестирование) (1904-1911). Впервые использован коэффициент интелл. развития как отношение умственного возраста к фактическому.

Гальтон первые свои измерения 91884) начинал в системе образования, Дж. Кэттел (1890) в Америке тестировал студентов колледжей. Первая шкала Бине-Симона была создана во Франции по инициативе Министерства образования (1905). Тесная связь психологии и образования.

- Психоанализ З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга, Э.Фромма, на (конец 19 и весь 20 век.). Разрабатывались

- категории бессознательного,

- психологической защиты,

- психологических комплексов,

- стадиальность развития «Я»,

- свободы,

- экстраверсии,

- интроверсии.

Гештальпсихология (Вертгеймер М., В.Келер, К.Коффка – начало 19 века). Концепция стадиального развития интеллекта Ж.Пиаже;(понятие инсайта, мотивация, интериоризация). Теория поля К.Левина.

Операциональная концепция Ж.Пиаже (20-е годы 20 века)

Основная теория развития интеллекта, мышления(разрабатывались понятия социализация, центрация, специфичность адаптации и др.

Когнитивная психология (60-80 гг. -20 века) (акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях).

Гуманистическая психология (60-90 е годы 20 века) А.Маслоу, К.Роджерс.

- пирамида потребностей,

- категория фасилитации (облегчение и активизация). В центе пед. процесса – ученик, гуманистический подход в обучении.

На развитие отечественной психологии оказали влияние работы отечественных ученых: - И.М. Сеченова, И.П.Павлова, К.Д. Ушинского, Л.С.Выготского, П.П.Блонского и др.

Особое место по воздействию на практически все отечественные педагогические концепции занимает Педагогическая Антропология К.Д.Ушинского (1824-1870) (воспитывающий характер обучения, деятельная природа человека).

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1896-1934) – теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития, где обучение должно опережать и вести за собой развитие, ввел понятие уровней развития, «зоны ближайшего развития» и др.

Концепция деятельности М.Я.Басова и теория деятельностиА.Н.Леонтьева и др. оказали влияние на психолого-педагогическое осмысление образовательного процесса, развитие педагогической психологии.

Сформировавшиеся в отечественнойпсихологии в середине 20 столетия теории, концепции, трактовки учения, учебной деятельности внесли вклад в осмысление педагогической практики (Талызина Н.Ф., Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К. Маркова, Л.В.Занков, Л.Н.Ланда и др.).

Литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. –М.: Логос, 2003. -384 с.

3. Столяренко Л.Д. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003. -544с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: