Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии
Педагогическая психология междисциплинарная отрасль научного знания.
План.
Лекция 3
Тема: КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (4 часа)
В современной науке просматриваются тенденции интеграции и дифференциации научных отраслей.
Естественные науки
Философия Общественные науки (политология, социология и пр.)
Связь ПП с другими науками:
- Конкретная отрасль общепедагогического знания, которая находится в центре научного знания;
- ПП связана с другими науками, в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию – это передача социокультурного опыта;
- Предметом изучения является сам человек (т.о. связь с общей психологией, педагогикой, физиологией, философией, лингвистикой, социологией);
Как часть общепедагогического знания формируется на знаниях
- о психологии развития,
- о движущих силах развития;
|
|
- индивидуальных и половозрастных особенностях человека;
- личностном становлении и развитии.
Связь с другими отраслями психологического знания: социальной психологией, дифференциальной психологией, возрастной психологией. Наиболее тесно связана с возрастной психологией общностью объекта этих наук (в возрастной психологии – развивающийся человек).
Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека.
ПП изучает факторы и условия формирования психических новообразований под воздействием образования.
Все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей, находящегося под воздействием образовательного процесса. Но и возрастная и педагогическая психологии основываются на знании общей психологии, которая
- вскрывает общие психологические закономерности,
- изучает психические процессы, психические состояния, индивидуально-психические особенности уже сложившегося человека.
2. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПП развивается в общем контексте научных представлений о человеке.
Рассмотрим общие психологические течения и концепции, которые могли повлиять на осмысление педагогического процесса.
Ассоциативная психология (середина XVIII и до конца XIX вв.) – определены типы, психологические механизмы ассоциаций как связи психических процессов и ассоциации как основы психики. Изучая ассоциации изучали особенности памяти, научения. Основы ассоциативной трактовки психики были заложены Аристотелем (384-322 гг.до н.э.), он ввел понятие «ассоциация», ее типов, разграничил два вида разума (нуса): теоретический и практический.
|
|
Эмпирические данные экспериментов Г.Эббингауза (1885) по исследованию процесса забывания, полученная кривая забывания, организации упражнений.
Прагматическая функциональная психология У.Джемса (конец 19- начало 20 века). и Дж.Дьюи:
– приспособительные реакции,
- адаптация к среде,
- активность организма;
- выработка навыков.
Теория проб и ошибок Э.Торндайка (конец 19- начало 20 вв).
сформулировавшего основные законы научения: закон упражнения, закон эффекта, закон готовности. Описавшего кривую научения и основанные на этих данных тесты достижений.
Бихевиоризм Дж.Уотсона (1912-1920) и необихевиоризм Э. Толмена, К.Халла, Б.Скиннера (1-я половина 20 века).
Концепция оперантного поведения (Б.Скиннера) и практика программированного обучения. Разработка целостной концепции научения.
Гальтон Ф. (конец 19 века) в области измерения сенсомоторных функций, положило начало тестированию (анкетирование, оценочные шкалы Ф.Гальтон применил первым), использование математической статистики, умственные тесты Дж.Кеттела.
Интеллектуальные тесты Бине и Симона (индивидуальное и групповое тестирование) (1904-1911). Впервые использован коэффициент интелл. развития как отношение умственного возраста к фактическому.
Гальтон первые свои измерения 91884) начинал в системе образования, Дж. Кэттел (1890) в Америке тестировал студентов колледжей. Первая шкала Бине-Симона была создана во Франции по инициативе Министерства образования (1905). Тесная связь психологии и образования.
- Психоанализ З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга, Э.Фромма, на (конец 19 и весь 20 век.). Разрабатывались
- категории бессознательного,
- психологической защиты,
- психологических комплексов,
- стадиальность развития «Я»,
- свободы,
- экстраверсии,
- интроверсии.
Гештальпсихология (Вертгеймер М., В.Келер, К.Коффка – начало 19 века). Концепция стадиального развития интеллекта Ж.Пиаже;(понятие инсайта, мотивация, интериоризация). Теория поля К.Левина.
Операциональная концепция Ж.Пиаже (20-е годы 20 века)
Основная теория развития интеллекта, мышления(разрабатывались понятия – социализация, центрация, специфичность адаптации и др.
Когнитивная психология (60-80 гг. -20 века) (акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях).
Гуманистическая психология (60-90 е годы 20 века) А.Маслоу, К.Роджерс.
- пирамида потребностей,
- категория фасилитации (облегчение и активизация). В центе пед. процесса – ученик, гуманистический подход в обучении.
На развитие отечественной психологии оказали влияние работы отечественных ученых: - И.М. Сеченова, И.П.Павлова, К.Д. Ушинского, Л.С.Выготского, П.П.Блонского и др.
Особое место по воздействию на практически все отечественные педагогические концепции занимает Педагогическая Антропология К.Д.Ушинского (1824-1870) (воспитывающий характер обучения, деятельная природа человека).
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1896-1934) – теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития, где обучение должно опережать и вести за собой развитие, ввел понятие уровней развития, «зоны ближайшего развития» и др.
Концепция деятельности М.Я.Басова и теория деятельностиА.Н.Леонтьева и др. оказали влияние на психолого-педагогическое осмысление образовательного процесса, развитие педагогической психологии.
Сформировавшиеся в отечественнойпсихологии в середине 20 столетия теории, концепции, трактовки учения, учебной деятельности внесли вклад в осмысление педагогической практики (Талызина Н.Ф., Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К. Маркова, Л.В.Занков, Л.Н.Ланда и др.).
|
|
Литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. –М.: Логос, 2003. -384 с.
3. Столяренко Л.Д. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003. -544с.