Организация работы педагогического коллектива

Критерии и показатели эффективности деятельности педагогического коллектива.

Организация работы педагогического коллектива

Важным моментом в работе руководителя педагогического коллектива является мотивирование деятельности учителей и воспитателей, стимулирование их профессионально-педагогической работы, направленное на повышение качества обучения ивоспитания детей.

Есть несколько путей усиления мотивации деятельности:

1. Создание условий, способствующих удовлетворению актуальных материальных потребностей педагогов.

2. Обеспечение удовлетворения важнейших социальных потребностей: в общении, во внимании, в признании, в достижении успехов.

3. Создание условий для творчества, личностного роста и самоактуализации педагога как неповторимой индивидуальности.

Рассмотрим каждый из названных способов мотивирования педагогической деятельности в отдельности.

Основные средства удовлетворения материальных потребностей учителя — заработная плата и возможность приобретения разнообразных вещей нужного качества. Что касается заработной платы, то главными моментами в определении ее оптимальной величины являются следующие факторы: количество и качество труда, а также социальная справедливость. Заработная плата должна соответствовать выпол­ненной работе. Как заниженная, так и завышенная заработная плата снижает уровень заинтересованности человека в резуль­татах своей работы. При слишком низкой заработной плате че­ловек теряет надежду на полное удовлетворение своих основ­ных материальных или иных потребностей за счет старания и прилагаемых усилий. При завышении заработная плата стано­вится независимой от прилагаемых усилий и снижает мотива­цию деятельности, стремление к улучшению качества труда, улуч­шению его количественных показателей.

Еще большее значение при установлении заработной платы имеет социальная справедливость, поэтому важно, чтобы в об­суждении результатов работы принимали участие все члены пе­дагогического коллектива. Знакомство с достижениями других людей, сопоставление их с итогами собственной работы побуждает многих к улучше­нию деятельности, порождает у них здоровое стремление к со­ревнованию и повышает деловую активность. Публичное огла­шение результатов — один из стимулов повышения качества педагогического труда.

Информирование о результатах приносит пользу не только подчиненному, но и руководителю, который анализирует их и делает для себя практические выводы.

Принцип информирования о результатах довольно тесно свя­зан с проблемой объективности показателей, используемых для оценки деятельности. Наличие обоснованных критериев успеха является обязательным условием мотивирования через инфор­мирование. На практике процедуру информирования о резуль­татах следует применять, обращая особое внимание на реше­ние таких вопросов:

1. Все ли заинтересованные лица считают применяемые оценки объективными?

2. Охватывают ли соот­ветствующие оценки все стороны деятельности или только от­дельные ее аспекты?

3. Отражают ли данные оценки количество и качество выполненной работы?

4. Являются ли они понятными для всех?

5. Не дают ли они повода для необъективных выводов и решений?

Перечисляя пути воздействия на мотивацию педагогической деятельности, мы не случайно расположили их в данном по­рядке. Именно в этой последовательности они идут друг за другом по степени значимости и стимулирующему потенциалу. Человеку, особенно высокообразованному и интеллектуально развитому, для полноценной мотивации деятельности важно удовлетворять не только и не столько материальные, сколько социальные и духовные потребности. Для того чтобы он тво­рил, необходимо иметь возможность открытого, доверительно­го общения с коллегами, пользоваться вниманием с их сторо­ны, признанием и иметь успех. Это значит, что большие резер­вы в стимулировании педагогической деятельности учителей и воспитателей содержатся в создании благоприятного психоло­гического климата. Возможность неофициального общения с коллегами должна предусматриваться в педагогическом коллек­тиве распорядком дня. Руководителю педагогического коллектива следует разработать и реализовывать специальную программу проявления внимания коллектива к каждому его участнику. Очень важно, чтобы в коллективе замечались и систематически оценивались достижения и успехи его членов, причем не толь­ко в педагогической деятельности, но и во многих других жиз­ненно важных сферах. Существенно, чтобы каждый член кол­лектива пользовался в нем признанием. Все сказанное должно стать предметом особой заботы руководителя педагогического коллектива, причем в не меньшей степени, чем этого требуют обычные, повседневные административные дела.

Но еще более важно позаботиться о творческом росте и лич­ностном развитии каждого педагога в том коллективе, где он работает. Для этой цели требуется разработка и принятие в пе­дагогическом коллективе особой программы его интеллектуаль­ного и нравственного развития. В реализации данной програм­мы должен принимать участие каждый член коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: