Критерии и показатели эффективности деятельности педагогического коллектива

Прежде чем обсуждать пути повышения эффективности дея­тельности педагогического коллектива, необходимо определить, по каким критериям и признакам должна оцениваться успеш­ность деятельности такого коллектива. Пятью основными крите­риями, соответствие которым следует считать обязательным для педагогического коллектива, являются следующие:

1. обученность учащихся;

2. их воспитанность;

3. способность педагогического кол­лектива оперативно решать возникающие задачи;

4. профессио­нальная квалификация педагогов;

5. личностное самосовершенствование педагогов.

Степень соответствия коллектива каждому из назван­ных критериев может оцениваться по следующим показателям:

— по объему и глубине знаний изучаемых в школе предме­тов, по уровню общего интеллектуального развития, по специ­альным способностям {обученность учащихся);

— по уровню моральной зрелости детей, по сформированности основных социально полезных качеств {воспитанность учащихся);

— по умению коллектива вовремя мобилизовать свои ресур­сы, слаженно действовать, находить лучшие решения проблем при минимальных затратах времени и усилий {способность к оперативному решению задач);

по расширению и углублению специальных знаний, со­вершенствованию педагогических умений и навыков {професси­ональный рост педагогов);

по степени самоактуализации педагога, стилю его обще­ния с окружающими людьми, характерологическим и другим личностным качествам, по кругозору, общей образованности и культуре (личностное самосовершенствование).

С учетом множества критериев и признаков эффективности деятельности педагогического коллектива можно наметить раз­личные пути и средства воздействия на него. Объем и глубина предметных знаний учащихся определяются не только эруди­рованностью и учительским мастерством педагога, но и тем, насколько согласованно действуют в отношении их все члены педагогического коллектива, особенно те из них, кто преподает предметы, имеющие общие вопросы и проблемы (например, математику и физику, биологию и химию, историю и общество­ведение). Такое взаимодействие особенно важно в деле повы­шения общего интеллектуального уровня учащихся.

Согласованность действий членов педагогического коллек­тива еще более важна в вопросах, касающихся воспитания де­тей. Обучить ребенка чему-либо может и один педагог, но вос­питать его как личность в состоянии лишь несколько разных личностей, от каждой из которых ребенок перенимает индиви­дуальные положительные свойства.

Под согласованностью действий в данном случае имеется в виду не традиционно понимаемое «коллективистическое един­ство требований», а различие и взаимодополняемость педагоги­ческих требований. Согласованность подобного типа предполага­ет, что каждый педагог, индивидуально занимаясь воспитанием ребенка, хорошо знает, что от данного ребенка требуют его кол­леги, и в своей собственной работе старается это учитывать.

Способность педагогического коллектива эффективно решать возникающие перед ним задачи зависит от его структуры, орга­низации, от сложившихся в нем отношений. На успешность деятельности коллектива можно воздействовать через его вели­чину, композицию, каналы коммуникаций, распределение обя­занностей, личные и деловые взаимоотношения.

Увеличивать или уменьшать количество членов в педагогиче­ском коллективе на произвольной основе нельзя. На практике, однако, число учителей и воспитателей определяется количест­вом учащихся и задачами учебно-воспитательного процесса. В средней городской школе величина педагогического коллекти­ва обычно выходит за рамки оптимальной управляемости (5— 7 человек), поэтому для успешной работы такой коллектив необ­ходимо разделять на более мелкие, а каждом из которых должно быть не более 7 человек (оптимум 3—5). Члены педагогического коллектива, объединяемые в такие группы на временной или по­стоянной основе, должны получать свои, специфические задачи. Большой педагогический коллектив в целом и подобного ро­да микроколлективы будут работать успешно только тогда, ког­да обращается особое внимание на их состав и организацию работы. Если в коллектив объединить людей, примерно одина­ковых по возрасту, опыту и взглядам, то они создадут слажен­ный рабочий орган, который будет иметь хорошую психологи­ческую атмосферу и успешно справляться с деятельностью, тре­бующей времени и длительного напряжения сил. При возник­новении неординарных задач, особенно интеллектуального пла­на, требующих разносторонней эрудированности и различных подходов к решению, такой коллектив может оказаться недо­статочно эффективным. В этом случае лучше создавать микро­коллективы с разнородной композицией, обучив людей взаи­модействию друг с другом в совместной работе. С помощью специальной психологической подготовки членов коллектива, направленной на то, чтобы научить их установлению друг с дру­гом хороших отношений и взаимопонимания, можно сделать так, чтобы в психологически разнородном коллективе были сня­ты проблемы межличностных отношений, и это существенно повысит эффективность его деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: