Типология педагогических стратегий управления конфликтами

Причины конфликтов

1.Соперничество, дележ объекта притязания, распределение обязанностей

2.Ущемление прав и интересов, достоинства другого.

3.Неподтверждение ролевых притязаний.

4.Относительная психологическая несовместимость.

5.Неправильное понимание намерений, поступков другого человека.

6.Очень часто причиной конфликта является сам педагог: невротические личности – слабая стрессовоустойчивость педагога, неумение владеть собой. Из 100 конфликтов в школе – 69 по вине педагога.

Среди аутсайдеров:

из 300 учащихся 10% - дети с различными дефектами и недостатками соматического характера (толстый, рыжий, заика);

8% - из-за отставания в интеллектуальном развитии (слабо учились, имели ограниченные интересы);

24% - хорошисты, отличники, активисты. (Беличева С. Основы превентивной психологии, М., 1994, с.68).

Пустая голова не рассуждает. Задача педагога не избегать или подавлять конфликт, а управлять им.

Приспособление предполагает приспособление к индивидуальным особенностям, своеобразию учащихся, безусловное принятие ребенка:

Подвижный –вялый;

Вспыльчивый – уравновешенный;

Покладистый – упрямый. Приспособление - это многосторонняя ориентация в ситуациях общения, знание болевых точек и гибкой тактики, умение своевременно снимать напряжение.

Уклонение – сознательный уход учителя от конфронтации, когда происходят мелкие размолвки, когда наблюдается проявление дурного настроения учащихся, немотивированная его агрессия. Умелое отвлечение от «яблока раздора». Характеризуется умение что-то не заметить, уместны шутка или спокойная тональность общения.

Частое использование этих стратегий может обернуться проявлением у некоторых учащихся вседозволенности и безответственности.

Отступление. Каклюбой человек учитель может ошибаться в интерпретации поведения воспитанника, истолковании его намерений. Ученики демонстрирует браваду, а это комплекс, страх.

Шаг назад, признание своей оплошности, опережающая самокритичность обезоруживают, снимают отчуждение.

Компромисс, двусторонние уступки. Учитель выигрывает в главном за счет мелких потерь. На личном примере педагога дети учатся культуре согласования своих интересов с потребностями и желаниями других.

Сотрудничество. Совместный выбор решения, принятие взаимной ответственности. «Не знаю, что делать. Подумаем вместе». «А как бы вы поступили на моем месте?». Психологи считают, что лучший способ предупреждения эскалации конфликта – его открытое обсуждение.

Доминирование. Педагогическое общение не исключает одностороннего отстаивания учителем собственной позиции. Целесообразно в чрезвычайных обстоятельствах, когда учитель в силу своей опытности подчиняет детей своей воле. Уязвимость доминирования в том, что оно блокирует эмоционально-рассудочную деятельность самого ребенка, препятствуя включению механизма саморегуляции. Злоупотребление стратегией доминирования оборачивается репрессивностью учителя. Педагог должен научиться творчески сочетать различные технологии. Опыт показывает, что учителя предпочитают:

доминирование – 37% (тенденция прибегать к педагогическому диктату).; компромисс – 17%; уклонение – 15%; сотрудничество -11%; приспособление -10%; отступление -10%.

От чего зависит выбор технологии управления конфликтом?

1) индивидуальное, возрастное своеобразие личности воспитанника, уровень его культуры. (ведущий канал восприятия)

Дети доверяют мудрости, справедливости, чистоте, честности помыслов по отношению к ним. Наиболее это свойственно дошкольникам и младшим школьникам. Даже тем детям, которые прошли суровую школу насилия и жестокости в семье. Они верят в школу как в последнюю инстанцию, которая может им помочь, защитить их. В 5-6 классах, таких детей, сохраняющих веру в учителя остается только полвина, в старших – их не остается совсем. На месте веры в справедливость и доброе предназначение учителя оказывается скептическое, ироническое отношение к нему. Дети не только утрачивают веру в справедливого, гуманного учителя, но и перенимают его негативные особенности, считая их нормой человеческих отношений. (Невский И.А. О некоторых механизмах и предпосылках гуманного воспитания трудных детей в школе //Современная школа: Проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей.: Тез. докл. и выступл. Междунар. научно-практической конференции. Ч.I., М., 1993, с.48).

2) Актуальное эмоциональное состояние, склонности к невротическим реакциям. Оцените здоровый ли перед вами ребенок или невротик, чтобы своим действиями еще больше не выбить его из равновесия.

3) Мотивы конфронтации (непосредственные или глубинные). Т.Е воспринимать слово и чувства. Важно воспринимать две вещи: а)- содержание, т.е., что было сказано: б) чувства говорящего. В конфликтной ситуации многие чувства могут быть скрыты под бесстрастными словами. Очень важно обнаружить их и понять. (Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. Выпуск 2., Киев, 1991,с.118).

4) Необходимо учитывать объект конфликта и конкретные условия его протекания: на уроке, на перемене (узаконили семечки), в присутствии сверстников, наедине с учителем и т.д.

5) Характер сложившихся отношений.

6) Мнение класса.

7) Личностные психологические и профессиональные возможности учителя и уровень его авторитетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: