Индивидуальные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, воображения и др.), их учет в учебном процессе.
Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения.
Лекция 14
Тема: ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКЕ (2 часа)
Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения Идеи Л.С.Выготского об уровнях психического развития, абсолютной и относительной успешности обучения, идеальном и реальном умственном возрасте легли в основу исследований, рассматривающих обучение с точки зрения его максимально возможной индивидуализации и дифференциации. Психолого-педагогическая система дифференциации обучения, предложенная Ю.З.Гильбухом, рассчитана на весь период обучения в средней школе, но и настоящее время наиболее разработаны те ее части, которые касаются начального и среднего звена.
В основе дифференцированного подхода в обучении положена концепция, согласно которой главным фактором развития способностей и личности школьника является возможность для каждого ученика продвигаться в овладении учебным материалом в удобном для него темпе. Такое оптимальное и безостановочное продвижение может обеспечить дифференциация по отдельным типам классов
|
|
Система дифференцированных классов включает в себя четыре типа классов, комплектуемых в начальной школе.
Первый тип - класс возрастной нормы предназначен для детей, чье умственное развитие соответствует их паспортному возрасту, т.е. принимается занорму. Такие дети составляют примерно 65% от общего контингента первоклассников. Обучение в них осуществляется по ныне действующим программам.
Второй тип - класс ускоренного обучения для детей с повышенным (опережающим) уровнем умственного развития. Такие дети составляют 10-15% учащихся данного возраста. Обучение осуществляется по уплотненной программе. Ускоренное обучение сочетается с глубоким и прочным усвоением учебного материала. Особое внимание уделяется дальнейшему интенсивному развитию умственных способностей детей.
Третий тип - это классы повышенного внимания, классы выравнивания.
В этих классах учебно-воспитательный процесс осуществляется по обычным программам, но при значительно меньшей наполняемости класса от l6 до 18 учеников. Это обеспечивает значительно большее количество индивидуальных контактов с учеником, которые к тому же носят максимально индивидуальный характер.
Четвертый тип - классы для детей с задержкой психического развития. Этот тип классов пока еще не получил широкого распространения, что связано с некоторыми особенностями работы с такими школьниками. Эти дети принадлежат к дефектологическому контингенту, поэтому речь в данном случае должна идти не о педагогической запущенности, которая у них также может иметь место, а о последствиях микропоражений в коре головного мозга, полученных в период эмбрионального развития во время родов или в послеродовый период. Фактически здесь имеет место легкая степень дебильности. Такие дети составляют примерно 2-3% от общего количества дошкольников.
|
|
Наполняемость в классе - не более 12 учеников. Учение осуществляет педагог с дефектологическим образованием. В массовой школе такие классы функционируют только на уровне начального звена, затем дети направляются в специализированные школы-интернаты.
Дифференциация первоклассников по классам различных типов производится в соответствии с их готовностью к обучению в школе, поэтому важным моментом предлагаемой системы дифференцированного обучения является определение психологических показателей степени готовности к школьному обучению. Таких показателей выделено несколько:
Общий целостный показатель - степень готовности к сотрудничеству с учителем.
Умственная активность ребенка. Она проявляется в стремлении ребенка нагружать себя разнообразными умственными действиями: воспринимать новые предметы, запоминать и пересказывать стихотворения, ставить перед взрослыми разнообразные вопросы, овладевать новыми словами и выражениями и т.д.
Наличие у ребенка элементарных предпосылок к образованию навыка саморегуляции учебной деятельности. Проявляется он в том, что ребенок, получив учебное задание, стремится осознать его сущность, понять содержание цели и построить эту цель в своем воображении, спланировать предстоящие действия, проявляет стремление контролировать их ход и результаты относительно указаний учителя. В этом навык саморегуляции совпадает с понятием об общеучебных умениях и навыках.
Умственные способности, уровень которых определяется по таким показателям, как кратковременная память, способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать, словесное развитие, уровень фонематического восприятия.