Уровни общения

Ролевые позиции в общении

Педагогическое общение как взаимодействие

Уровни общения

Педагогическое общение как взаимодействие

2. Ролевые позиции в общении

Восприятие и понимание учителем и учеником друг друга.

Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Можно выделить следующие линии общения:

- общение педагога с отдельными учащимися;

- общение педагога через отдельных учащихся с коллективом в целом;

- общение с коллективом в целом

общение педагога через коллектив с отдельными учащимися. Все эти линии находятся во взаимодействии.

У учителя формируется установка, которая может играть положительную и отрицательную роль. Образ ученика формируется на основе успеваемости, дисциплинированности, внешнего вида. Выделение тех или иных черт зависит от стиля руководства. Наиболее адекватную оценку дают учителя с демократическим стилем общения.

Роль первого впечатления в формировании образа Физическая привлекательность. К красивым учителям дети более снисходительны, приписывают им положительные качества, оправдывают их поступки. У некрасивых - наоборот.

1. Велика роль визуального контакта т.е. учителя, которые смотрят на ученика оцениваются выше.

2. Поза. Если человек во время контакта наклоняется вперед, то такой нравится больше, чем тот, который отклоняется назад. С открытой позой нравится больше.

3. При общении другому человеку могут приписываться собственные черты и свойства. Это характерно для авторитарных учителей.

4. Уверенность в себе тоже влияет на общение.

Человек может пристраиваться к партнеру по общению с трех позиций:

- Пристройка сверху;

- Пристройка снизу;

- Пристройка рядом.

Пристройка сверху. Человеком демонстрируется доминантность, самоуверенность, агрессивность, тот, кто пристраивается сверху осуществляет контроль и инициативу.

Пристройка снизу. Человек демонстрирует подчиненность, зависимость, неуверенность.

Пристройка рядом. Оба партнера проявляют инициативу и активность, взаимозависимы, проявляют корректность, сдержанность.

Ролевые позиции по Э.Берну. В структуре личности 3 составляющие:

Дитя – Пристройка снизу;

Родитель – Пристройка сверху;

Взрослый – Пристройка рядом. Общение будет удовлетворять обоих из партнеров, если человек, выполняет роль (позицию), которую ему отводит инициатор общения.

Примитивный. Для человека на этом уровне общения партнер не человек, а предмет. Пристраивается либо как Родитель, либо как Дитя. Если контакт не нужен, просто отмахивается от партнера по общению.

Манипулятивный. Партнер – соперник по игре, у которого необходимо выиграть(Родитель). Манипуляторы не всегда действуют осознанно, ими движут корыстные цели. Чаще всего –это авторитарные учителя.

Защита от манипуляции:

- Умение различать людей-манипуляторов, не подыгрывать им, видеть их истинные цели.

- Не разговаривать с учеником отстраненно и безразлично, видеть в нем собеседника, а не только учащегося.

- Знать интересы и проблемы учеников, создавать атмосферу психологического контакта с каждым.

- Не называть человека в третьем лице: он, она. Чаще обращаться по имени.

Стандартизированный. Общение формальное (Контакты масок). Отсутствует подлинное желание включения в контакт.

Конвенциональный. Положено пристраиваться только рядом. Присуща забота и уважение к партнеру.

Игровой. Характерен интерес к личности партнера. Сохраняется возможность пристройки рядом. Партнер старается понравится другому, показать себя с нескольких сторон.

Деловой. Имеется возможность пристройки рядом. Относятся друг к другу как к деловому партнеру. На первом месте – интересы общего дела. Интересы личности – на втором.

Духовный. Партнер по общению – носитель духовного начала, мудрости. Оба партнера приближаются к возможности познания высочайших ценностей человечества, оторваться от обыденности. Оба партнера испытывают интерес к друг другу. Как личности.

Человек может общаться на разных уровнях в зависимости от условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: