Концепция развития и воспитания в бихевиористической психологии

Джон Уотсон считал, что человек таков, каким на­учился быть. Многие сторонники бихевиоризма по­лагают, что человек "учится вести себя" всю жизнь, но не выделяют при этом особых периодов или стадий. Вместо этого они определяют три типа обучения:

- классическое обусловливание;

- оперантное обусловливание;

- обучение посредством наблюдения.

1. Классическое обусловливание - это простей­ший тип обучения, в процессе которого ис­пользуются лишь непроизвольные рефлексы детей. Эти рефлексы и у человека, и у живот­ных являются врожденными. Ребенок в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы несколько отличающиеся от первых.

2. Оперантное обусловливание - специфичес­кий тип обучения. Суть его заключается в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные, последствия (положительные или отрицательные). Сторонники бихевиористской теории устано­вили, что наказание является специфическим средством обучения. Наказание - это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения. Нельзя путать по­нятия "наказание" и "негативное подкрепле­ние". При наказании человеку дается, навязы­вается нечто неприятное или же у него отбира­ется нечто приятное, а в результате и то и дру­гое вынуждает его прекратить какие-то действия и поступки. При негативном же подк­реплении убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения. Но Скиннер считал, что позитивное подкрепление - более действенное средство контроля за пове­дением, а наказания следует всячески избегать.

3. Обучение посредством наблюдения. Навер­ное, ни для кого не секрет то, как важно пода­вать детям хороший пример. Американский психолог Альберт Бандура, признавая важ­ность обучения по типу классического и оперантного обусловливания, все же считает, что в жизни гораздо чаще обучение происходит благодаря наблюдению. Ребенок наблюдает за тем, что делают, как ведут себя родители, ба­бушки и дедушки, сверстники, другие люди в его социальном окружении, и старается восп­роизводить образцы их поведения. Бандуру и его коллег, акцентирующих внимание на зависимости личностных характеристик человека от его способности учиться у окружающих, обычно называют теоретиками социального обучения.

Суть обучения посредством наблюдения зак­лючается в том, что человек копирует чьи-то об­разцы (формы, модели) поведения, не ожидая ка­кого-либо поощрения или наказания за это. За го­ды детства ребенок накапливает огромную ин­формацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении он может и не воспроизводить их. Однако, если он видит, что какие-то дела, пос­тупки, поведенческие реакции других детей по­ощряют, то, скорее всего, он будет стараться ско­пировать их. Кроме того, вполне вероятно, что он будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жиз­ни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать образцы поведе­ния тех людей, которые им неприятны или кото­рых они боятся.

5. Концепция развития и воспитания в гума­нистической психологии

Концепция развития личности в рамках гума­нистически ориентированной теории представле­на в форме личностного роста, самоактуализации, саморазвития.

Согласно теории Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, каждый человек обладает мотивацион-ным набором, который помогает ему удовлетво­рять потребности пяти уровней. Он пишет, что не вправе ожидать от ребенка, что он сам начнет за­ниматься такими видами деятельности, которые будут способствовать его самореализации (рисо­ванием, развитием навыков чтения, налаживани­ем хороших отношений со сверстниками и т.п.), если не удовлетворены важнейшие его биологи­ческие потребности и потребность в безопаснос­ти. Только в том случае, если эти потребности удовлетворены, и при обретении уверенности в том, что они и в будущем будут удовлетворяться нормально, человек может переходить к удовлет­ворению других, более высоких потребностей - в любви и принадлежности к конкретной социаль­ной группе (социальный статус), в самооценке и самореализации. Только удовлетворив потреб­ность самого высокого уровня, человек может стать здоровой, творческой и независимой лич­ностью. И тогда он способен успешно решать раз­личные проблемы, лучше понимать себя и других, разумнее строить межличностные отношения и полностью отдавать себя любимому делу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: