Концепция воспитания и развития в когнитивной теории

В основе когнитивной теории лежит развитие ин­теллектуальной сферы человека. Подобное развитие представляют (А. Валлон) как прерывистую последо­вательность реорганизаций, включающих подавление или возникновение каких-либо функций в опреде­ленные моменты.

Согласно теории Жана Пиаже, на каждой стадии развития формируются новые познавательные на­выки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период. В исследо­ваниях было установлено, что способность к логи­ческому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь оп­ределенным закономерностям.

Ж.Пиаже выделял следующие стадии когнитив­ного развития:

Сенсомоторную (от рождения до 2 лет), где у де­тей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира;

Предоперациональную (от 2 до 7 лет), в которой дети учатся различать символы и их значения;

На стадии конкретных операций (от 7 до 11 лет) дети учатся мысленно совершать действия, кото­рые раньше они выполняли только руками;

На стадии формальных операций (от 12 до 15 лет) подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливать нравственные проблемы, а также рас­суждать о будущем.

Одной из важных психолого-педагогических проблем Ж. Пиаже считал нравственное развитие, которое происходит не так, как умственное, и зави­сит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. В этом общении моральные размышления и умственное развитие оказываются взаимосвязанными. Пиаже обнаружил интересный факт: у детей, как и у взрослых, то, о чем они гово­рят, часто противоречит тому, что они делают, т. е. между словом и делом наблюдается дистанция ог­ромного размера.

Только реплики детей 3-летнего возраста согла­суются с их поведением.

Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог Лоуренс Колберг разработал теорию этического развития ре­бенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. Если быть бо­лее точным, то эта теория соотнесения моральных представлений на базе нравственных суждений.

Каждая последующая стадия у Л.Колберга ос­новывается на предыдущей, преобразует ее и включает в себя, а также подготавливает новые подходы и критерии для выработки моральных суждений. Л.Колберг полагал, что итог этическо­го развития достигается в среднем к 25 годам. Но на самом деле нравственные суждения формиру­ются к трем годам, а понимание и осознание их соответствия моральным представлениям к ука­занному Колбергом возрасту.

Если мы попробуем свести характеристику всех стадий к минимальному объему, то получится сле­дующий ряд утверждений.

Уровень 1. Предконвенциональный (с 4 -10 лет).

Стадия 1. "Я должен сделать то, что обещал, ина­че накажут".

Стадия 2. "Раз ты меня обидел, то и я тебя обижу".

Уровень 2. Конвенциональный (с 10 - 13 лет).

Стадия 3. "Я хочу делать то, что приятно другим".

Стадия 4. "Я обязан соблюдать закон".

Уровень 3. Постконвенциональный (с 13 -...лет).

Стадия 5. "Я должен исполнять эти законы, так как их установило общество".

Стадия 6. "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой".

Теория Л. Колберга действительно заслуживает серьезной критики по таким основаниям:

а) стадии не являются однородными и однознач­ными, не образуют строго неизменной последова­тельности;

б) Л.Колберг и Ж.Пиаже включают в понятие нравственного развития моральный закон, чест­ность, ответственность, но ведь представления о каждом из них у различных людей могут формиро­ваться по-разному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: