Стили родительского воспитания

Семейное воспитание понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значений для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.

В современной практике семейного воспитания выделяются три стиля отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

1. Авторитарный стиль характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля.Психологи утверждают, что он ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С.Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих.

«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми чрезвычайно редкие, воспитанием детей занимаются бабушки и дедушки. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными, эгоистами, лицемерными, расчетливыми, умеющими «подыгрывать» людям.

Высказывания детей это подтверждают:

«Думаю, что мой отец редко…приезжает и занимается мной.

…редко ведет со мной беседы о взрослой жизни.

… редко думал о своем ребенке. … редко бывает дома.

…я вообще его не вижу».

3. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений.

В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

Высказывания детей: «Если бы я был (была) моими родителями, я … бы хоть чуточку выделяла время и гуляла с детьми».

«… никогда бы не бил детей».

«…думала за кого замуж выхожу, чтобы не развестись и сохранить семью».

«…я бы строго относился к своему ребенку».

«…я бы смотрел за своим ребенком».

«… я была бы как моя мама.»

Когда я стану взрослым(ой) …буду больше уделять внимания семье». «…буду делать все, чтоб моя семья ни в чем не нуждалась». «…сделаю все, чтобы мои дети были со мной».

«Моя мама… самая лучшая.» «…самый заботливый человек на свете.» «… была наверное доброй и ласковой». «Думаю, что мой отец …самый лучший». «Мой идеал мужчины и женщины … мама и папа».

Лекция 20 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ (продолжение)

Тема: ЗАВИСИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА ОТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТРУКТУРЫ СЕМЬИ

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: