Программированное обучение. Возникновение этого вида обучения связано с широким развитием в XX веке

Возникновение этого вида обучения связано с широким развитием в XX веке

технических средств и оборудования.

Обучающая программа является центральным понятием программированного вида обучения. Она состоит из шагов по овладению знаниями и умениями. При программированном обучении информация учащимся дается небольшими, логически завершенными дозами. Шаг программы в свою очередь состоит из трех частей:

- представление дозы учебной информации;

- задание – осуществление операций по работе с информацией и ее усвоение;

- контрольные задания и повторение упражнений при переходе к следующему шагу.

После того как весь объем материала по заданной теме усвоен, выполняются задания на закрепление и применение изученного. Программа обучения может осуществляться не только преподавателем, но и с помощью программированного пособия или компьютера. Процесс усвоения учебного материала управляется программой.

Существует три формы программирования:

- линейное (по Скиннеру);

- разветвленное;

- смешанное.

В основе линейного программирования лежит бихевиористское понимание научения, когда устанавливается связь между стимулом и реакцией. Правильный шаг обучения подкрепляется и служит сигналом к выполнению программы. Линейная программа должна соответствовать требованиям:

- Учебный материал дозируется и учащиеся решают учебную задачу относительно легко. Учащиеся шаг за шагом двигаются к выполнению следующей задачи.

- Вопросы или пробелы содержатся в рамках программы, не должны быть очень трудными, чтобы не угас интерес к работе.

- Учащиеся отвечают на вопросы самостоятельно и заполняют пробелы;

- Учащихся сразу же информируют о правильности или ошибочности ответов.

- Каждый учащийся проходит программу в удобном для него темпе.

- В начале программы дается значительное количество указаний, которые облегчают выполнение программы, постепенно число указаний сокращается.

- Одна и та же мысль дается вариативно во избежание механического запоминания.

Разветвленное программирование отличается от линейного наличием выбора из множества шагов. Оно ориентированно на уяснение причины, которая может вызвать ошибку. Разветвленная программа может представлять собой текст, к которому поставлен вопрос и дается множество ответов. Предлагаемые развернутые вопросы здесь же оцениваются как правильные, либо отклоняются, сопровождаясь аргументацией. Если допущена ошибка учащийся возвращается к исходному тексту и ищет правильный ответ. Если ответ правильный, то далее уже по тексту ответа предлагаются следующие вопросы. Разветвленное программирование более чем линейное учитывает особенности научения (мотивацию, осмысленность, влияние темпа продвижения).

Смешанное программирование несет в себе элементы линейного и разветвленного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: