Взаимодействие как социальный процесс

А) Виды социальных мотивов взаимодействия и ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция)

4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизация выигрыша другого (агрессия)

6) минимизация различий в выигрыше (равенство)

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция)

2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм)

3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров по общению (индивидуализм).

4. Уступчивость предполагает жертву в частном достижении целей для достижения целей партнера (альтруизм)

5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для достижения выигрыша другого.

Б) Основные области взаимодействия и соответствия поведенческие проявления по Р. Бейлзу.

Можно выделить несколько типов взаимодействий. Наиболее распространенным является дихтомное деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействий дает упрощенную классификацию, которой недостаточно для практики. Учитывая это, применяют более дробные типы взаимодействий. Чтобы использовать их в качестве единиц наблюдения.

Известно, что такую попытку предпринял Р. Бейлз. Он объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в категории, предложив, что любая групповая деятельность может быть описана с помощью четырех категорий, фиксирующих ее проявления: а) в области позитивных эмоций, б) негативных эмоций, в) постановка проблем, и г) решение этих проблем. Каждая из этих четырех глобальных категорий была подразделена им еще на три рубрики. Например, первая предполагает солидарность, снятие напряжения, согласие.

Основные области взаимодействия и соответствия поведенческие проявления по Р. Бейлзу.

Области взаимодействия Основные поведенческие проявления
Позитивные эмоции Выражение солидарности Снятие напряжения Выражение согласия
Решения проблем Предложения указания Выражение мнений Выдача ориентаций
Постановка проблем Просьбы об информации Просьбы высказать мнение Просьбы об указаниях
Негативные эмоции Выражение несогласия Создание напряженности Демонстрация антагонизма

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: