Способы адаптации в новых социальных стратах

Б) Проблемы социальной мобильности.

А). Характеристика социальной мобильности и ее виды.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

А). Характеристика социальной мобильности и ее виды.

Б) Проблемы социальной мобильности.

А) Виды социальных мотивов взаимодействия и ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

Б) Основные области взаимодействия и соответствия поведенческие проявления по Р. Бейлзу.

В) Теория обмена Хоманса

Г) Теория символического интеракционизма. Дж. Мида

Д) Теория управления впечатлениями в социальном взаимодействии Э.Гофмана

Е) Психоаналитическая теория З. Фрейда

Ж) Модели организации совместной деятельности Л.И. Уманского.

1.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и общностях. И если бы не существовало барьеров для со­циального продвижения личности в обществе, то передвижение от­дельных индивидов по социальной иерархии было бы очень активным. Одни, реализуя свои способности, быстро продвигались бы, в слои с высоким социальным статусом, другие наоборот опускались, занимая положение адекватное своему потенциалу. Но между слоями и соци­альными группами существуют барьеры мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую.

Все перемещения личности или социальной группы включают в процесс социальной мобильности. Согласно определению П. Сорокина под "социальной мобильностью понимается любой переход индивида, (социального субъекта) или ценности (созданной или модифици­рованной) благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой".

По способу перемещения различают два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность - это перемещение индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Например, переход из одной семьи в другую, из ре­лигиозной группы в другую, смена места жительства, школы, и т.д. Во всех случаях индивид не меняет социального слоя к которому он принадлежит.

Вертикальная мобильность - представляет собой совокупность действий индивида (социального объекта) способствующих переходу из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например слу­жебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), улучшение благосостояния (экономическая мобильность), переход на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Общество может повышать статус одних субъектов (индивидов, социальных групп) и понижать других. В зависимости от этого раз­личают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или соци­альный подъем и социальное падение. Социальное падение, как и социальный подъем может произойти не только с индивидом, но и с целым социальным слоем. Примером может служить переизбрание президента, с одной стороны и революция 1917 года с другой, когда значительные социальные группы были низвергнуты, вниз по социальной лестнице. Поэтому по численности людей передвигаемых по социальным стратам мобильность под­разделяют на групповую и индивидуальную.

Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели ско­рости и интенсивности социальной мобильности.

Скоростью социальной мобильности называется "вертикальная социальная дистанция или число страт экономических, профессиональных, политических которые проходит социальный объект в его движении в низ или вверх за определенный промежуток времени.

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов меняющих социальные позиции за определенный отрезок времени. Численность людей изменивших свой социальный статус показывает абсолютную интенсивность социальной мобильности. А их доля в об­щей численности, данной социальной группы называется относительной мобильностью.

Характер процессов мобильности во многих обществах и соци­альных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и падения.

В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него социальный подъем или падение. Для них характерно, например то, что социальные классы и слои обладают институтами, готовящими их детей для участия в своей субкультуре. Так возникает проблема "неравных возможностей", яв­ляющаяся непроходимым барьером.

Примером закрытого общества является кастовое общества древ­ней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых занимала строго определенное место. Каждая каста имела определенные, виды профессий, а также создавала свои типы внутренних взаимосвязей. Причем, место касты в обществе строго соблюдалось. Касты относятся к социальным системам, в которых положение человека в обществе основано на происхождении. В них исключена всякая возможность достижения более высоких статусов. Эти неписанные законы закреплены в строгих религиозных правилах, запрещающих даже между кастовые браки.

Современные общества в целом не могут быть организованны по кастовому типу в связи с целым рядом экономических и политических причин. Объективность этого явления заключается, прежде всего, потребности общества в квалифицированной рабочей силе. Общественное разделение труда обусловило необходимость в компетентных людях способных решать сложные проблемы управления социальными, политическими и экономическими процессами. Выявление талантливых личностей возможно только при наличие свободной конкуренции и конкурсного отбора и т.п. - то есть целого набора социальных механизмов делающих общество открытым для социальных новаций.

В открытых обществах каждый человек на основе собственных усилий и способностей может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру общества.

Но даже в современных обществах существуют некоторые соци­альные группы, вертикальная мобильность в которые крайне затруднена. Ярким примером данных социальных групп является управленческая элита общества - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при распределении общественного продукта, власти, получения высшего образования и т.д.

Каналы мобильности. История свидетельствует о том, что развитие цивилизации про­исходит с заметным сокращением социальных барьеров для перехода из одной группы в другую. Вместе с тем, наличие таких барьеров необходимо для накопления и резервирования социального опыта.

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты.

Социологи выделяют несколько каналов по которым индивиды или группы людей осуществляют передвижение "вверх" и "вниз".

1.Экономический.

2.Военный.

3.Политический.

4.Религиозный.

5.Квалификационный.

6.Брак с представителем более высокого социального слоя.

Брак с представителем более высокого социального слоя во все времена служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, такой брак может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если он дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (например, вертикальная мобильность Золушки в самые высокие слои общества). В - третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего социального слоя.

Однако, для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить деньги в том случае, когда индивид сровнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура - это, может быть, и не очень заметный, но весьма зна­чительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни - это только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально - классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам, хорошим манером. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами и кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (индивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: