Бюджет государства: расходы и доходы

Тема 3.4. Государственный бюджет и фискальная политика

1. Бюджет государства: расходы и доходы.

2. Виды и роль налогов в экономике. Кривая А. Лаффера.

3. Фискальная политика. Государственный долг и его последствия.

Изучение экономической структуры любого общества современного государства невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Движение ресурсов, товаров и услуг в рыночной экономике опосредовано деньгами. Таким образом, принято выделять денежные ресурсы следующих субъектов рынка: государства и правительства; хозяйствующих субъектов и юридических лиц; населения. Все эти ресурсы постоянно находятся в движении, переходя от одних собственников к другим. Для регулирования этого движения используют различные финансовые институты, таких как, министерства и ведомства по финансам, финансовые управления республик, областей, городов, финансовых отделов предприятий и организаций. Все перечисленные финансовые институты формируют бюджеты, соответствующих звеньев и уровней. Совокупность финансовых связей и отношений, а также систем финансовых институтов, регулирующих эти отношения, принято называть финансовой системой страны. А бюджеты различных уровней называются звеньями финансовой системы. Ведущим звеном считается федеральный или государственный бюджет страны, который централизует определённую часть денежных ресурсов в руках государства.

Эти ресурсы необходимы для: 1) содержания вооружённых сил и сил правопорядка; 2) выполнения социальных задач; 3) проведения антикризисной политики, антимонопольных мероприятий; 4) стимулирования деловой активности; 5) оказания помощи другим странам мира.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий всё многообразие его функций. Прежде всего, в бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов государства.

Бюджет выполняет важную роль в воспроизводственном процессе в современных условиях. Государство использует средства бюджетного фонда для финансирования приоритетных отраслей экономики, определяющих научно-технический прогресс. С помощью бюджета доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из добывающей промышленности в сельское хозяйство). Таким образом, национальный доход перераспределяется между отраслями материальной сферы.

За счёт средств бюджетного фонда содержится непроизводственная сфера и обеспечивается воспроизводство рабочей силы. Через перераспределение между разными уровнями бюджета с помощью больших ассигнований, субсидий, трансфертов выравниваются уровни экономического и социального развития между административными территориями.

Усреднённая структура доходов бюджетов рыночной экономики выглядит следующим образом:

1) налоги с населения, фирм и организаций, включая акцизы, таможенные пошлины (80 % доходной части бюджета, так федеральная налоговая служба РФ в 2005г. перечислила в бюджет 2 трлн. 663,9 млрд. руб., по линии Федеральной таможенной службы в бюджет поступило 2 трлн. 102,2 млрд. руб.);

2) неналоговые доходы (5-8%, так например, доходы от имущества в 2005г. составили 57,5 млрд. руб., а отчисления других федеральных органов в бюджет 2005г. составили 297,4 млрд. руб., что больше планового показателя на 12,4%);

3) взносы в целевые бюджетные фонды (10-12%);

4) прочие (около 5%).

После того, как сформирована доходная часть госбюджета, правительству необходимо определиться с расходами на конкретные цели государственного строительства.

Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: 1) затраты на социально-культурные нужды (40-50%), 2) расходы на национальную оборону (10-20%, в 2006 г. потрачено 667 млрд. 257 млн. 370 тыс. руб.), 3) затраты на хозяйственные цели: инвестиции в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельхозпредприятиям (10-20%, в 2006 г. потрачено 1 трлн. 428 млрд. 163 млн. 501 тыс. руб.) 4) расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (5-10%, в 2006г. потрачено 541 млрд. 357 млн. 63 тыс. руб.) 5) платежи по государственному долгу (7-8%), 6) прочие (2-8%).

Идеальное исполнение бюджета – это полное покрытие расходов доходами, то есть сбалансированность бюджета.

Бюджетный процесс предполагает балансирование (выравнивание) государственных доходов и расходов. Превышение доходов бюджета над его расходами выражается понятием профицита бюджета, а превышение расходов над доходами – дефицита бюджета. В настоящие время, на практике почти во всех странах имеет место значительное превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов. Причины связаны с возрастающей ролью государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций, увеличение военных расходов, численности государственного аппарата и т.д.

Финансирование, то есть покрытие дефицита государственного бюджета, осуществляется несколькими способами: эмиссия денег, доходы, полученные от выпуска и размещения государственных долговых ценных бумаг на внутреннем и внешнем финансовым рынке, кредиты международных финансовых организаций (МВФ, ВБ, МБРР, ЕБРР и др.), иностранных государств и частных кредиторов.

В России с 2000 года имеет место профицита государственного бюджета. Профицит федерального бюджета РФ в 2005 году составил 1трлн. 536,8млрд. руб. В 2006 году профицит составил 1 трлн. 407млрд. руб. А в 2007 году согласно предложенным правительством макроэкономическим параметрам, профицит составит 1 трлн. 501,8 млрд. руб. Но помимо профицита государственного бюджета в России в 2004 году был сформирован Стабилизационный фонд, который на 1 января 2005 года равнялся 522,3 млрд. руб., а 1 января 2006 г. составил 1 трлн. 237 млрд. руб. Стабилизационный фонд и профицитная часть бюджета в основном была сформирована благодаря складывающийся ситуации на мировом рынке энергоресурсов, где в последние годы цена на нефть и природный газ держится на высоких отметках. Всё это позволило правительству увеличить расходы на финансирование национальных проектов, которые способствуют повышению благосостояния населения страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: