В 70-90-е гг. ХХ в

Десятый этап – период полноправного и активного участия школьников в смотре научно-технического творчества молодёжи (НТТМ), охватывающем творческую техническую деятельность всего молодого поколения республики. Основная направленность этого движения – творческий труд в интересах народного хозяйства. Ею и определяются содержание и характер технического творчества школьников, участвующих в смотрах НТТМ. Творчество детей и подростков слагается преимущественно из общественно полезной поисково-конструкторской деятельности и занятиями техническими видами спорта.

Первое направление развивается по пути дальнейшего привлечения школьников к посильному участию в рационализаторской и изобретательской работе по тематике промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, строительства, а также совершенствования учебной базы школ, учебно-производственных комбинатов, внешкольных учреждений. Ширится массовость движения юных рационализаторов и изобретателей, возрастают качественный уровень и глубина выполняемых школьниками творческих работ. При этом решается задача привития учащимся творческого отношения к труду, технической культуры, навыков конструирования и проведения экспериментов, серьёзное внимание уделяется их профессиональной ориентации.

Всё это осуществляется как в процессе систематической кружковой работы в школах и внешкольных учреждениях, так и путём проведения массовых мероприятий различных направлений, охватывающих тысячи детей и подростков (смотры, слёты, конкурсы, соревнования, олимпиады; недели науки, техники и производства для детей и юношества и др.). Лучшие работы учащихся общеобразовательных школ включаются отдельным разделом в экспозиции выставок НТТМ. Учредителями и организаторами центральных мероприятий со школьниками по технике являются Центральный комитет ВЛКСМ, Госкомитет БССР по народному образованию, Всесоюзный совет научно-технического общества (НТО), Центральный совет ВОИР, Всесоюзное общество "Знание" и ряд других организаций.

О широком развитии технического творчества учащихся, свидетельствуют итоги второго этапа смотра рационализаторской и изобретательской работы технических кружков школ и внешкольных учреждений, посвящённого 100-летию со дня рождения В.И.Ленина и 50-летию ЛКСМБ, а также республиканская конференция юных техников, на которой присутствовало 283 человека. В работе конференции приняли участие учёные, члены ВОИР, ЦК ЛКСМБ, новаторы производства, Герои Социалистического Труда, представители общественности. На пленарном заседании 22 юных техника демонстрировали свои модели, приборы, делали сообщения о деятельности технических кружков. На заседаниях в секциях приняли участие и выступили сотрудники Академии наук БССР, рационализаторы и изобретатели.

В дни работы конференции открылась республиканская выставка творчества юных рационализаторов и изобретателей, для которой было отобрано 340 экспонатов из всех областей. Жюри представило 153 работы к награждению Дипломами Министерства просвещения БССР, Грамотами ВОИР, Почётными грамотами ЦК ЛКСМБ Белоруссии. 43 модели направили для экспонирования на ВДНХ СССР.

Выставка и конференция показали, что техническое творчество школьников как одна из важнейших форм внеклассной и внешкольной работы приобретает всё больший размах в Белоруссии. Экспонаты выставки свидетельствовали об инициативе и поиске руководителей кружков, о стремлении их воспитанников умножить достижения отечественной науки и техники.

Основной целью таких выставок являлось привлечение большего количества учащихся школ в рационализаторское и изобретательское движение. Районные, областные и республиканские слёты были направлены на повышение творческой активности школьников в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, совершенствования учебно-наглядных пособий и школьного оборудования.

В постановлении коллегии Министерства просвещения СССР, президиума Академии педагогических наук СССР, президиума Центрального комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, и президиума Центрального совета ВОИР от 23 июля 1971 года "Об итогах Всесоюзного конкурса на лучшее учебно-наглядное пособие и учебное оборудование" отмечается, что на конкурс поступило 1462 предложения, из которых больше половины представлены непосредственно учителями и учащимися, 334 – институтами усовершенствования учителей. Белоруссия представила 48 учебно-наглядных пособий, из них 15 получили вторую премию: механический тренажёр для обучения учащихся (СШ №10, г.Гомель), автоматизированный кинопроектор "Школьник" (СШ №73, г.Минск), прибор "Давление воздуха" (Гомельский ОИУУ), электрифицированная схема строения клетки (Лоевская СШ, Гомельская обл.) и др.

Наряду с этим, техническая подготовка учащихся во внеурочное время включала также изучение в школьных и внешкольных кружках автомобиля, мотоцикла, трактора, основ радиоэлектроники, радиосвязи (учебно-технические кружки). Творческая деятельность по военно-патриотической тематике протекает в модельных (авиа-, авто-, судо-, ракетомодельных) и экспериментальных конструкторских кружках, занимающихся разработкой и постройкой микролитражных автомобилей (картов), моторных, гребных и парусных судов, радиолюбительской аппаратуры. По всем упомянутым видам моделизма, картингу, маломерным судам, радиоспорту школьники имеют возможность состязаться на систематически организуемых для них соревнованиях различного масштаба – от школьных, районных и городских до областных, республиканских и всесоюзных, а в отдельных случаях – и международных.

В соответствии с созданием Единой общественно-государственной системы научно-технического творчества молодёжи с середины 80-х годов наступил качественно новый, одиннадцатый этап в развитии рассматриваемой нами системы технического творчества учащихся, решающими предпосылками совершенствования которой являются изменения в содержании среднего образования, укрепление его материально-технической базы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: