Подведение итогов работы кружка

Деятельность, технического кружка не должна ограничиваться лишь кружковыми занятиями: заслушиванием докладов и рефератов, изготовлением моделей и приборов, рационализаторской работой. Кружковцам не следует замыкаться в рамках своего небольшого коллектива. Работа кружка может стать достоянием всей школы или внешкольного учреждения и принести большую общественную пользу. Для этого нужно привлечь кружковцев к активному участию в подготовке и проведении разнообразных массовых мероприятий по технике. Пропаганда среди школьников успехов и перспектив внедрения достижений науки и техники во все отрасли народного хозяйства страны имеет большое учебно-воспитательное и профориентационное значение.

Коллектив кружка должен стать главным инициатором и организатором подготовки и проведения таких массовых внеклассных мероприятий, как тематические вечера, выставки технического творчества, конкурсы и олимпиады и пр. Кроме того, кружковцы могут также подготавливать технические средства для дискотеки, устройства, обеспечивающие звуковые и световые эффекты, участвовать в оформлении и электрификации стендов, выпуске специальных стенных газет, информационных бюллетеней, фотомонтажей, в подготовке передач для школьного радиоузла и пр.

Члены технических кружков обычно охотно, с большим интересом и увлечением принимают участие в такой работе как у себя в школе, так и во внешкольных учреждениях, а также в тех случаях, когда проводятся массовые мероприятия районного, городского или областного масштаба. Они дежурят на выставках, выступают с докладами на вечерах и конференциях, выполняют обязанности экскурсоводов, готовят и ремонтируют оборудование, наглядные пособия, приборы и т. п. Кружковцы не только сами участвуют в массовых мероприятиях по технике, но также стараются привлечь к этой работе своих друзей и знакомых по классу, школе или кружкам других профилей. Умело и тактично направляя юных энтузиастов, педагог может организовать массовую работу по технике в большом коллективе учащихся.

Как уже отмечалось выше, эту работу нужно четко планировать. Заблаговременно предусматриваются сроки и характер массовых мероприятий, количество и состав их участников, объем и содержание работы, которую может взять на себя коллектив технического кружка при подготовке и проведении таких мероприятий. Поручения распределяются с учетом интересов и уровня знаний членов кружка. Руководитель ставит перед каждым из них задачу, помогает выбрать нужное направление в работе, подсказывает, с чего начать. Предоставляя кружковцам большую самостоятельность в выполнении поручений, педагог должен контролировать их действия, приходя в случае необходимости на помощь.

Таким образом, одним из результатов развития творческой технической самодеятельности кружковцев может быть превращение самого технического кружка в центр массовой работы по технике.

На протяжении всего учебного года руководитель технического кружка должен регулярно вести учет занятий и всей деятельности его коллектива. Это нужно для того, чтобы систематически анализировать ход и результаты работы, своевременно обнаруживать и устранять недостатки, вносить коррективы, избегая повторения ошибок и неудач. Учет необходим и для отчета педагога перед руководством школы, ПТУ или внешкольного учреждения о своей учебно-педагогической деятельности.

Основным отчетным документом является учебный журнал кружка. В начале учебного года в журнал вносятся сведения о всех членах кружка. При проведении каждого занятия руководитель кружка указывает в журнале тему занятия, его продолжительность, отмечает отсутствующих кружковцев. Так как записи в учебном журнале являются основанием для оплаты труда руководителя кружка, они должны вноситься четко и аккуратно; какие-либо помарки и исправления в учебном журнале недопустимы.

Кроме официального журнала, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы. В дневнике можно записывать не только тему, но и план проведения занятия, кратко излагать содержание бесед с кружковцами, указывать приемы работы и пр. После проведения каждого занятия делаются отметки о том, как оно прошло, что удалось (и чего не удалось) сделать, какие возникли трудности и т. п. В дневнике описывается также проведение массовых мероприятий.

Дневник руководителя кружка не является официальным отчетным документом, поэтому характер и степень подробности записей в нем не подлежат регламентации. Ведение дневника помогает педагогу в подготовке к каждому занятию и значительно облегчает ему работу по руководству кружком в последующие годы. Кроме того, имея достаточно подробные записи и систематически просматривая их, легче анализировать работу коллектива и подводить итоги.

Подведение итогов работы технического кружка проводится в конце учебного года. Итоговые мероприятия должны быть заранее спланированы. Такими мероприятиями могут быть: заключительное занятие кружка, отчетная выставка работ кружковцев, отчетный тематический вечер. К итоговым мероприятиям можно отнести также участие кружковцев в районных, городских, областных и других выставках технического творчества школьников, олимпиадах и конкурсах.

Заключительное занятие кружка должно быть праздничным и торжественным. К этой итоговой встрече кружковцев желательно оформить стенд, фотомонтаж, альбом или стенгазету, в которых отражалась бы работа и жизнь кружка в учебном году. Руководитель подводит итоги работы, отмечает, какие знания приобрели ребята, посещавшие занятия, чему они научились. Он дает оценку деятельности отдельных кружковцев, отмечает тех из них, которые активно работали, создали наиболее интересные конструкции моделей, приборов и устройств. Далее руководитель рассказывает о перспективах работы кружка в будущем учебном году, о том, что следует читать, как продолжать овладение техникой.

На заключительном занятии уместно объявить о поощрении лучших кружковцев. Такими поощрениями могут быть благодарность дирекции школы, ПТУ или внешкольного учреждения, По­четная грамота, подарок (хорошим подарком для юных конструкторов является, например, набор инструментов или интересная научно-популярная книга).

Если планируется развертывание отчетной выставки работ кружковцев или проведение итогового тематического вечера, то вручить награды членам кружка целесообразно при проведении массового мероприятия.

Итоговые мероприятия районного, городского, областного и республиканского масштаба (выставки, конкурсы, слеты) планируются вышестоящими организациями; подготовка к ним коллектива кружка сводится, главным образом, к отбору лучших работ в оформлению на них подробной технической документации. Последнее является особенно важным. К сожалению, руководители нередко не придают должного значения правильному и технически грамотному оформлению чертежей, схем и описаний моделей, приборов и других устройств, изготовленных кружковцами, из-за чего снижается их оценка на выставках и смотрах. Оформление чертежей и схем должно соответствовать единой системе техниче­ской и конструкторской документации. Разумеется, и сами авто­ры направляемых на выставку или смотр (конкурс) технических объектов должны быть хорошо подготовлены к тому, чтобы подробно рассказать о своих конструкциях, продемонстрировать их действии, дать исчерпывающие объяснения.

Полученные коллективом кружка на районных, городских и других выставках, смотрах, соревнованиях награды (Почетные грамоты, кубки, вымпелы, призы и т. п.) следует хранить в учебном помещении кружка на видном месте, на специальном стенде или витрине.

Контрольные вопросы

1. Какие направления деятельности технического кружка предусматривает его руководитель, составляя годовой план работы?

2. Каковы основные компоненты материальной базы технического кружка?

3. Каковы основные принципы комплектования коллектива технического кружка?

4. Каковы возможные формы связи и сотрудничества коллектива технического кружка с шефствующим (базовым) предприятием?

5. Как руководитель технического кружка ведет учет его работы?

6. Каковы основные формы подведения итогов работы первичного технического объединения за год?

Лекция 3 (7, 8, 9): «Формы организации творческой

технической деятельности учащихся»

3.1. Индивидуальные формы.

3.2. Групповые формы.

3.3. Массовые формы.

3.1. Индивидуальные формы

Цели и задачи внеурочной работы по техническому творчеству во всех её формах состоят в привлечении учащихся к активному участию в общественно полезной деятельности, в стимулировании их инициативы и самостоятельности, в развитии индивидуальных интересов и способностей.

По существу внеурочная работа с юными техниками представляет собой органическую часть и важный элемент всей учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. Она является продолжением и дальнейшим развитием той работы, которая проводится на уроках трудового обучения в соответствии с обязательными для всех учащихся программами, но не дублирует её. В этом заключается одна из важнейших особенностей данного участка учебно-воспитательной работы.

Из этого следует, что задачи внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству определяются задачами всей учебно-воспитательной работы в школе. Более специализированно постановка и решение данных задач происходит на тех учебных предметах (технология, физика и др.), которые играют определяющую роль в технологическом образовании учащихся.

Внеурочная работа по техническому творчеству учащихся строится на основе общих принципов обучения и воспитания (научности и мировоззренческой направленности, воспитывающего обучения, проблемности, сознательности, активности, доступности, наглядности, систематичности, прочности, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения).

Вместе с тем организация и проведение конкретных мероприятий в свободное от учебных занятий время требует учёта некоторых специфических особенностей: добровольный характер деятельности учащихся, определяющий содержание, формы, методы и приёмы работы; подчинение всех внеурочных занятий общим задачам учебно-воспитательной работы школы; учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей; опора на активность, самостоятельность и инициативу школьников; умелое сочетание индивидуальной и коллективной работы с учащимися; осуществление посильных коллективно-творческих дел.

Обучение учащихся в системе внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству требует от педагога глубокого знания и умелого использования разнообразных форм организации внеурочного процесса, их постоянного совершенствования и поиска новых. Понятие "форма организации обучения" имеет определённый смысл. В переводе с латинского языка forma – это наружный вид, внешнее очертание.

Понятие "форма организации внеурочного (внеклассного и внешкольного) обучения" указывает на то, что для организации консультаций, занятий, мероприятий и др. не требуется определённый состав класса, что в них по желанию могут участвовать школьники из различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных предметов.

Таким образом, с педагогической точки зрения под формой организации внеклассного и внешкольного обучения следует понимать внешнюю сторону организации внеурочного процесса, характеризующуюся возрастом (примерно одинаковым) и количеством учащихся (в зависимости от формы), а также временем, местом и порядком проведения.

Одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю сторону в зависимости от внутренней стороны внеурочного процесса: целей и задач, методов и приёмов работы. Например, экскурсии или выставки в одном случае могут использоваться для изучения нового материала, в другом – проводиться с целью его повторения и закрепления.

Осуществление обучения требует знания, умелого использования и постоянного совершенствования разнообразных форм организации внеурочной работы по техническому творчеству учащихся, которые можно разделить на три основные группы: индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа со школьниками является обычно начальной ступенью в развитии детского технического творчества и предпосылкой для создания творческих коллективов. Содержание данной работы в том, что отдельные ребята под руководством педагога или другого специалиста, а также под влиянием более опытных или старших кружковцев начинают заниматься моделированием и конструированием, углублённо изучают ряд специальных вопросов и решают технико-технологические задачи в процессе изготовления различных устройств, моделей, приборов, наглядных пособий и т.п.

Важным элементом индивидуальной формы внеурочной работы является дифференцированный подход к более или менее способным учащимся. Общее требование необходимости развития практических умений и навыков по-разному осуществляется применительно к различным категориям юных техников. Если кружковец проявляет низкий интерес к работе, то учитель обязан тактично усилить контроль над его деятельностью, соответствующим образом выбирать объекты труда и помогать в их изготовлении, а также встретиться с родителями. Что же касается сильных школьников, то им предлагаются усложнённые дополнительные задания, стимулирующие развитие их творческих способностей и отвечающие более высокому уровню подготовки.

Индивидуальная работа с учащимися осуществляется более успешно, если на внеурочных занятиях широко практикуется самостоятельная работа кружковцев при изучении и анализе литературы, постановке и решении теоретико-практических проблем, различных по характеру деятельности заданий. Самостоятельное выполнение учащимися заданий позволяет учителю увидеть те трудности, с которыми они сталкиваются, и своевременно оказывать им необходимую помощь в качестве теоретических и практических консультаций педагогов или специалистов с предприятий.

Очень сложной является проблема индивидуализации учебно-воспитательной работы с юными техниками в процессе внеурочных занятий. Кружковцев, проявляющих индивидуалистические наклонности, нужно чаще вовлекать в коллективно-творческие дела на основе общей потребностно-мотивационной сферы учащихся. Умелое сочетание коллективных и индивидуальных форм внеурочной работы по техническому творчеству заметно повысит эффективность педагогической деятельности руководителя кружка.

Учитель, планируя заранее создание такого кружка, должен привлечь внимание и интерес ребят к избранной области науки и техники. Как правило, на это и направлены усилия педагога в предварительной индивидуальной работе с юными техниками.

Педагогическая деятельность руководителя кружка с отдельными школьниками является одним из важных этапов при проведении любого занятия с группой и при организации массовых мероприятий. Индивидуальная работа с юными техниками может быть составной частью в групповых и продолжением участия школьников в массовых формах организации детского технического творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: