Товар и его свойства. Виды товаров

 

Отличительные признаки хозяйства Простое товарное хозяйство Капиталистическое хозяйство
Цель ведения хозяйства Приобретение другого товара Получение прибыли
Принадлежность средств производства Средства производства принадлежат работнику Средства производства работнику не принадлежат
Наличие эксплуатации работников Эксплуатация отсутствует Работник эксплуатируется собственником средств производства
Присвоение продукта труда Продукт труда присваивается производителем Продукт труда присваивается собственником средств производства

Между этими формами товарного хозяйства есть существенные отличия, они представлены в табл. 4.1.

Между простым и капиталистическим товарным хозяйством, как видно из табл. 4.1, имеются различия прежде всего в цели ведения хозяйства. В простом товарном хозяйстве она сводится к производству товару для обмена на другой товар с целью удовлетворения потребностей работника и членов его семьи. Цель же любого капиталиста заключается в получении максимально возможной прибыли. Средством достижения такой цели является эксплуатация наемных работников на основе частной собственности на средства производства, тогда как в простом товарном хозяйстве работник трудится на самого себя. Экономическая эксплуатация состоит в том, что капиталист присваивает продукт труда наемных работников и, реализуя его, добивается получения соответствующей прибыли.

Продать на рынке можно только то, что является товаром. Что же такое товар?

В политико-экономическом научном труде под названием «Капитал», характеризуя капитализм, великий ученый-экономист К. Маркс писал: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как «огромное скопление товаров», а отдельный товар — как элементарная ячейка этого богатства».

В товарном производстве товаром является все то, что покупается и продается. В связи с этим возникает вопрос: все ли блага и услуги становятся товарами? Ведь есть продукция, которая не находит сбыта и накапливается на складах предприятий? Это могут быть холодильники, телевизоры, обувь. Какими же свойствами должна обладать какое-либо благо для того, чтобы превра­титься в товар?

Первое свойство товара заключается в его полезности для потребителя (покупателя). Ненужная вещь товаром не станет. Если же произведенная продукция не превращается в товар, то это может означать только одно: вложенный в нее труд был затрачен напрасно и не может быть оплачен. Для каждого предприятия в условиях рынка должен стать правилом принцип: производить только то, что покупается. Следовательно,первое свойство товара полезность, или потребительная стоимость, — то есть его свойство удовлетворять потребность общества или отдельного человека. Полезность вещей может быть разной. Ручка нужна для того, чтобы писать, молоток — забивать гвозди. Полезность одинаковых вещей тоже может отличаться, но об этом будет сказано чуть позже.

Вместе с тем не всякая и полезная вещь является товаром, например, вряд ли кто сомневается в полезности воздуха для жизни людей. И, тем не менее, если он используется для дыхания, то товаром не является. Что отличает его, например, от видеомагнитофона? Он дан нам природой, а не произведен человеком.

Вторым свойством товара является стоимость, или затраты ресурсов на производство и реализацию про­дукции. Различают два вида стоимости: индивидуальную и отраслевую. Индивидуальная — это затраты отдельного производителя, а отраслевая — средние затраты всех предприятий, производящих одинаковую продукцию.

Для превращения продукции в товар, оказывается, и двух названных свойств — полезности и стоимости — тоже недостаточно. В домашнем хозяйстве, например, пекут для себя пироги, варят борщ, но трудно назвать все это товарами, хотя продукция и полезная. Надо еще, чтобы, во-первых, был ее продавец, а во-вторых, обязательно нашелся бы и ее покупатель.

Третьим свойством товара является меновая стоимость, или цена. Меновая стоимость— это свойство товара обмениваться на другие товары, или на деньги, в определенных количественных пропорциях.

Таким образом, продукция становится товаром только тогда, когда продавец получает за нее определенное количество денег либо другой товар. Вместе с тем, некоторые виды продукции не становятся товарами и при этом условии. Например, для стиральных машин, например, устанавливается гарантийный срок, вследствие этого время превращения ее в товар может отодвинуться из-за того, что по вине производителя она перестанет работать до достижения указанного срока.

В рыночной экономике цена товара со стоимостью может и не совпадать. Так, если пара туфель обошлась продавцу в 200 тыс. рублей, включая затраты и доход, а покупатель согласен купить ее за 180 тыс. рублей, то в данный мо­мент времени это и есть цена одной пары туфель. На это вы можете возразить тем, что в таком случае продавец может потерпеть убытки, но тогда, как говорится, «неудачник пла­чет». Пусть подумает о том, как снизить затраты на произ­водство и реализацию продукции.

С учетом изложенного можно дать следующее определение товара. Товарэто продукт труда, удовлетворяющий потребности покупателя и поступающий к нему посредством купли или обмена.

В мире производится более трех десятков миллионов наименований продукции. Товары отличаются по разным признакам: цене, качеству, назначению, полезности... В за­висимости от критерия оценки, по которому сравниваются товары, можно выделить различные классификации их ви­дов.

По способу существования все товары подразделяются на материальные товары и нематериальные. Материальные товары существуют физически, их можно накапливать, перемещать, хранить. К ним относятся, например, станки, книги. Нематериальные товары часто называют услугами. Они, как и всякий товар, обладают полезностью, стоимостью, определенным качеством и, следовательно, могут обладать и ценой. Однако их невозможно ощутить физически, накопить, перемещать. К ним относятся услуги, например, транспорта, культуры. Возьмем для иллюстрации спектакль в театре. Его потребление посетителями заканчивается сразу после того, как актеры перестают играть. Материальный же холодильник, переходя из рук продавца к покупателю, продолжает существовать длительный период времени.

По характеру потребления товары делятся на товары производственного назначения, или средства производства, и непроизводственного назначения, или предметы потребления. Предметы потребления, в свою очередь, подразделяются на предметы первой необходимости, массового спроса, и предметы роскоши.

К предметам потребления первой необходимости относятся такие товары, отсутствие которых ухудшает здоровье человека, а то и угрожает существованию его (например, хлеб, соль, лекарства). Предметами потребления массового спроса являются товары, которые пользуются спросом, но без них человек может и обойтись, например, де­тективная литература, услуги кинотеатров. Предметами роскоши, например, считаются драгоценности, антиквариат.

По характеру использования товары подразделяются на товары индивидуального, совместного, общественного и смешанного использования. Товары индивидуального использования — это такие товары, использование которых отдельным индивидом исключает их использование другими (например, продукты, одежда, обувь). В самом деле, один и тот же костюм сразу на двоих не оде­нешь. К товарам совместного использования относятся, например, услуги школ, поликлиники, общественного транспорта, некоторые спортивные сооружения (футбольные поля, баскетбольные площадки). Но есть товары, которые предполагают их использование всем обществом одновременно, например, услуги национальной обороны, мероприятия по охране окружающей среды. Отметим также товары смешанного использования, которые могут использоваться как индивидуально, так и совместно, например, холодильник, квартира.

По сроку использования выделяются товары длительного и краткосрочного использования. К числу первых, например, относятся дома, автомобили; к числу вторых — продукты, обувь.

Различают также сопряженные друг с другом товары. Среди них выделяют дополняющие и заменяющие виды продукции. К первым, например, принадлежат автомобили и бензин, а ко вторым — чай и кофе.

По степени готовности и конечному использованию продукция подразделяется на конечную продукцию и промежуточную. К конечной продукции, например, относят книги, мебель, а к промежуточной — хлопок, металл, полуфабрикаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: