Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка

Лекция № 2

Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслужи­вающей его инфраструктуры.

Структура товарного рынка представляет собой совокупность звеньев, участвующих в продвижении то­варной массы от изготовителей к потребителям. Такие звенья подразделяются на три основные группы: 1) из­готовители товара; 2) оптовые торговые и иные посред­нические организации; 3) организации-потребители и розничные торговые организации.

Процесс перехода к рыночным отношениям повлек за собой изменения в целях деятельности, во внутреннем построении каждого из названных видов субъектов рын­ка для эффективного осуществления торгового оборота. Происходит возникновение принципиально новых фор­мирований, способных успешно выполнять торговые опе­рации. Такие звенья осуществляют разные функции, но их совместными усилиями обеспечивается продвижение товарных потоков.

Формирование структуры товарного рынка осуще­ствляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с различными федеральными законами, ука­зами Президента РФ и постановлениями Правитель­ства РФ по вопросам построения в России системы ры­ночных экономических отношений.

Так, постановлением Правительства РФ от 31.03.97 №360* утверждена программа «Структурная перестрой­ка и экономический рост в 1997-2000 годах». В качестве одного из основных направлений программа предусмат­ривает проведение реструктуризации предприятий, необ­ходимой для успешной работы в условиях рыночной эко­номики, стимулирование их деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Комплекс соответствующих мер предусмотрен также постановлением Правительства РФ от 30.10 97 № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций»**.

* Собрание законодательства РФ. 1997. №19. Ст. 2230.

** Собрание законодательства РФ. 1997. № 44; Ст. 5078.

Для производственных организаций основной целью деятельности сейчас стало не просто изготовление това­ров, но успешная их реализация и получение прибыли от продаж. Налаживание сбыта, максимизация дохода от реализации товаров — это новая задача для многих рос­сийских предприятий. В советский период почти вся производимая продукция распределялась плановыми органами и проблемы сбыта фактически не существо­вало. Теперь же каждое предприятие обязано совмещать функции изготовителя и продавца. Многие производи­тели пока не могут успешно справиться с этой задачей.

Необходимость налаживания продажи своего товара потребовала изменений во внутреннем построении производственных организаций. Такое реформирование состояло прежде всего в расширении и укреплении из­готовителями своих сбытовых служб, в создании ком­мерческих (торговых), маркетинговых и рекламных от­делов, выставочных павильонов и демонстрационных залов.

Отечественным предпринимателям важно учитывать позитивный западный опыт в этих вопросах. В развитых странах распространена практика переложения произ­водителями функции сбыта товара на посреднические организации. В России пока отсутствуют мощные по­среднические фирмы, способные целиком принять от из­готовителей работу по реализации производимого това­ра. В большинстве случаев оптовые торговые и посреднические организации закупают у изготовителей лишь часть созданного товара, реализация всего осталь­ного осуществляется силами изготовителей.

Производственные организации предусматривают различные решения для осуществления сбыта без учас­тия независимых посредников. Подобная практика назы­вается созданием горизонтальных маркетинговых сис­тем. Так, несколько изготовителей могут объединять свои усилия в совместном освоении определенных участков рынка. Возможно образование несколькими изготовите­лями дочерней (зависимой) организации, на которую учредители возлагают сбыт своих товаров.

Развивая сбытовую сеть, производственные фирмы нередко идут на создание собственной системы баз и ма­газинов. В результате они становятся производственно-сбытовыми фирмами. Примеры таких решений все чаще встречаются в различных регионах страны.

Совершенствование структуры сбыта имеет огромное значение. Например, корпорация «Ксерокс» создала в России более 1500 дилерских фирм и агентств. Четко отлаженные организационные формы позволяют «Ксе­роксу» господствовать на российском рынке.

Из понимания этих моментов мы можем вывести важ­ный принцип коммерческого права, пригодный для вся­кого предпринимательства: прежде чем начинать про­изводство товара, надо организовать его сбыт. Сегодня в России проблема продажи производимого товара упи­рается в необходимость создания работоспособных се­тей сбыта.

Значительные изменения происходят в построении и деятельности оптовых торговых и иных посредничес­ких организаций, участвующих различными способами в товарном обращении. Одним из аспектов формирова­ния структуры товарного рынка стала специализация этих организаций на соответствующих видах деятельно­сти и закрепление определенных функциональных ви­дов организаций.

Так, среди оптовых торговых и посреднических орга­низаций различают такие, которые: 1) осуществляют сдел­ки с товаром от своего имени и за свой счет; 2) совер­шают сделки по покупке и последующей перепродаже товаров в качестве представителей, действуя за счет прин­ципала; 3) содействуют продвижению товара, не совершая непосредственно торговых сделок. Внутри каждой из на­званных групп имеется достаточно значительное число функциональных видов организаций, специализированных на выполнении определенного круга задач.

Наряду с процессами количественного роста и фун­кциональной специализации оптовых торговых и по­среднических организаций наблюдаются иные структур­ные изменения. Так, отмечается стремление крупных торговых фирм иметь собственные промышленные пред­приятия в целях диверсификации бизнеса, повышения экономической устойчивости и, кроме того, для быстрей­шего запуска в производство товаров, на которые непред­виденно повысился спрос.

На Западе оптовики обычно имеют свои базы, мощ­ное складское хозяйство, транспортные терминалы и парки. Имеют они и собственные магазины - от не­скольких точек до целых торговых сетей. Такие магази­ны проводят наряду с торговлей рекламные мероприя­тия, осуществляют сервисное обслуживание покупателей, обеспечивают анализ колебаний спроса на товар.

В нашей стране развитие оптовых организаций резко отстает от Запада. Большинство их незначительно по раз­мерам оборотов. Удельный вес участия этих организаций в общем объеме отгружаемых изготовителями товаров составляет около 25%, тогда как в развитых странах эта доля достигает 75%. Однако основная их слабость - в нехватке складских площадей и холодильников, а также в отсутствии сбытовых сетей на местах. Здесь дело упи­рается в необходимость создания в регионах множества точек, обеспечивающих продвижение товара по стране.

Опыт показывает, что требуется организационная и финансовая зависимость периферийных звеньев от головной фирмы. Многочисленные попытки наших пред­принимателей наладить сбытовые сети на основе торго­вых договоров с местными фирмами в регионах закан­чивались провалом. Эти фирмы обычно исчезали с полученным товаром и деньгами. Попытки что-либо взыскать с них через арбитражные суды были малоус­пешны. На этом деле пострадало немало начинающих бизнесменов.

Поэтому целесообразно создавать сбытовые звенья в качестве филиалов головной организации либо - что несколько сложнее - в виде дочерних фирм. Так, к при­меру, строят свои торговые сети западные фирмы, тор­гующие у нас спортивными товарами и молодежной одеждой. Большинство их организаций являются аффилированными структурами либо филиалами, где права руководителя ограничены доверенностью. Кроме того, с руководителем, как и с другими работниками, заключа­ется договор о полной материальной ответственности. Следует учитывать и достигаемое при этом сокращение трансакционных издержек, поскольку операции между центром и подразделениями фирмы не облагаются на­логом.

Для усиления финансовой зависимости можно огра­ничить права руководителей филиалов по распоряже­нию денежными средствами на банковском счете, указав в доверенности руководителя филиала, что договор с банком филиал заключает по согласованию с руковод­ством головной фирмы. В договоре можно предусмот­реть, что поступающие средства свыше определенной суммы зачисляются не на счет филиала, а перечисляются транзитом на указываемый в договоре счет фирмы. Воз­можны ограничения в размерах денежных сумм, снимае­мых со счета филиала.

На Западе широко распространено создание произво­дителями и оптовиками сети торговых агентств. Торго­вые агентства и агенты - это особый вид посредников. Они подыскивают покупателей товара, проводят с ним переговоры и сообщают информацию фирме-продавцу. Агент получает вознаграждение в виде процента от сде­лок, заключенных при его содействии.

Создание сбытовых сетей требует немалых средств и усилий. Приходится на местах подбирать деловых парт­неров, подыскивать помещения, оборудовать их. Однако этот метод оправдывает себя на практике, так что идти придется этим путем.

Еще одна важная группа субъектов - потребители товара. Любая организация вынуждена постоянно закупать различные ресурсы, ибо это служит условием жиз­недеятельности. Ликвидация существовавшей системы централизованного обеспечения ресурсами потребовала перестройки снабжения буквально в каждой организа­ции. Здесь также требуются структурные изменения. Прежде всего это укрепление собственных служб снаб­жения, налаживание устойчивых связей с изготовителя­ми необходимых ресурсов и снабженческими органи­зациями.

Для крупных и средних потребителей выгодно созда­ние дочерних снабженческих фирм, так как такие орга­низации в отличие от собственных отделов снабжения способны оказывать потребителю комплекс услуг. Как по­казала практика, целесообразно создавать снабженческие фирмы, обслуживающие сразу нескольких производите­лей. В этом случае расширяются возможности маневра ресурсами путем взаимного обмена или займа из имею­щихся излишков. Кроме того, в перечень товаров, кото­рые приходится предлагать для встречных продаж или мены, включается ассортимент товаров, изготавливаемых не одной, а всеми фирмами-учредителями.

В стране сохраняется немало союзов и ассоциаций, трансформировавшихся из бывших главков и всесоюз­ных объединений. Следует подчинять их деятельность целям формирования рынка. ГК РФ объявляет такие объединения некоммерческими организациями. Поэтому их задачи должны носить особый характер: изучение возможностей сбыта товаров участниками объединения; сбор информации о контрагентах; организация ярма­рок и выставок; помощь в проведении рекламных кам­паний и другие действия в интересах участников объе­динения. Аппарат объединения живет за счет взносов участников и отчислять взносы следует в зависимости от реальной пользы, которую приносит объединение.

Совершенствованию организации товародвижения, со­зданию оптимальных структур доведения товаров до ко­нечных потребителей содействует вступление субъектов рынка в различные «неформальные» сообщества. Речь идет об образовании договорных, или, как их чаще назы­вают, контрактных, объединений. Такие формирования в зарубежной литературе имеют различные названия: свя­занные предприятия, система компаний, товарищества второй группы, интегрированные структуры и др. Зада­чей их деятельности является рационализация процесса торговли путем создания эффективной цепи беспере­бойного доведения товара от производителя до потреби­теля. На Западе они получили огромное распростране­ние и оказывают мощное влияние на торговый оборот.

Одним из известных видов контрактных объединений являются простые товарищества, создаваемые догово­рами о совместной деятельности. Заключение договора о совместной деятельности в силу ст. 1041 ГК РФ ведет к образованию простого товарищества. Такое товарище­ство не является юридическим лицом, не имеет собствен­ного наименования.

Необходимыми признаками простого товарищества выступают заключение участниками договора о созда­нии такого товарищества либо просто договора о совме­стной деятельности; объединение имущества, средств, профессиональных знаний, деловых связей и обособле­ние этого имущества в качестве общей долевой собствен­ности; учет общего имущества на отдельном балансе од­ним из участников; выдача участниками доверенности лицу, на которое возложено ведение общих дел.

Договоры о совместной деятельности способны да­вать значительный экономический эффект. Они позволяют участникам использовать объединенные средства, что предпочтительнее получения кредита от банков. По­является возможность использовать в общих целях складское хозяйство, транспортные средства и иное иму­щество отдельных партнеров. Каналы сбыта и возмож­ности снабжения, имеющиеся у одного из участников, могут использоваться в интересах других участников.

Видом контрактных объединений являются консорциумы. Они образуются предпринимательскими организа­циями для решения общих хозяйственных задач: рекон­струкции зданий; прокладки инженерных сетей; строительства дорог, систем связи и др. ГК РФ не упо­минает о таких формированиях, и их приходится созда­вать в качестве простых товариществ.

Получают развитие такие образования, как финансо­во-промышленные группы. Только в 1998 г. их было за­регистрировано более 50; некоторые достаточно извест­ны. В Федеральном законе от 30.11.95 №190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»* группам при­дан самостоятельный правовой статус. Такое не вполне соответствует экономической природе этих конгломера­тов, которые должны признаваться контрактными объе­динениями.

* Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.

Статьи 105 и 106 ГК РФ, регулирующие дочерние и зависимые общества, предусматривают возможность создания неформальных сообществ, построенных на уча­стии капиталов в уставных фондах друг друга. Такое участие дает мощный консолидирующий эффект. Подоб­ные интегрированные образования, называемые холдин­гами, также являются видом контрактных объединений. Статья 6 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. Федеральных законов от 13.06.96 № 65-ФЗ; от 24.05.99 № 101-ФЗ)* предус­матривает заключение договоров между основными хо­зяйственными обществами (товариществами) и дочер­ними обществами, в силу которых основное общество имеет право давать дочернему обязательные указания.

* Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1; № 25. Ст. 2956; 1999..№ 22. Ст. 2672.

Не меньшее распространение получили контрактные оптово-розничные объединения. Во главе их обычно сто­ит крупная оптовая фирма, которая закупает товары у производителя по льготной цене, а затем распределяет их по розничным магазинам, входящим в объединение. Для укрепления связей оптовик оказывает розничным организациям различные услуги в виде предоставления займов и товарных кредитов, организации рекламы. Розничная фирма, получая долю выгоды за счет крупных сделок оптовика, покупает и продает в первую очередь его товары.

За рубежом распространены другие виды контракт­ных объединений. Заключаемые их участниками дого­воры ведут к появлению «неформальных субъектов». Договоры заключают производственные, торговые, транс­портные и иные фирмы. Такие договоры обычно оформ­ляются на несколько лет. Хотя создаваемые сообщества и не обладают формальным единством, поскольку не являются юридическими лицами, обязательность дого­воров и риск ответственности сплачивают их участни­ков ничуть не слабее, чем слияние в единое юридическое лицо.

Особого внимания требуют виды организаций, действу­ющих в сфере торгового оборота и являющихся его спе­циальными субъектами. Развитие таких организаций - обязательное условие формирования структуры рынка.

К числу таких организаций относятся прежде всего оптовые ярмарки. Они широко действовали в России в дореволюционный период. Наши крупнейшие ярмарки - Ирбитская, Нижегородская и др. - по объемам продаж превосходили годовые обороты западных бирж, влияли на определение цен во всей Европе. В советский период ярмарки стали возрождаться в 70-е годы. Однако ярма­рочная торговля оставалась подчиненной системе плано­вого распределения, и функции ее были ограниченны.

В настоящее время в стране проводится ежегодно до 1500 ярмарок на различном уровне - от всероссийских до районных. Однако нормативная база их деятельности отсутствует. Имеются устаревшие Временные положения об организации и проведении ярмарок по оптовой прода­же, утвержденные Минторгом СССР и Госснабом СССР в марте 1989 г.

Как строилась их работа? Для проведения ярмарок министерства, а в областях - облисполкомы создавали ярмарочные комитеты из представителей органов управ­ления промышленности и торговли. Комитет выполнял учредительные функции; образовывал руководящие и рабочие органы ярмарки: дирекцию, арбитраж, различ­ные отделы. Дирекция определяла сроки, устанавливала для участников сумму взносов, решала вопросы разме­щения участников, разрабатывала графики встреч про­давцов и покупателей.

Сейчас административный порядок установления до­говорных связей стал неприемлемым. Однако сама орга­низационная форма ярмарок, существовавшие рыночные элементы в их работе должны осваиваться и развивать­ся. Достоинство ярмарок - заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, налаживание встреч­ных продаж, одновременное решение вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей, так и отношений с участием посредни­ков. Ярмарки являются пунктами, узлами, где концент­рируется установление множества договорно-хозяйственных связей, причем в сжатые сроки.

Вместе с тем надо учитывать слабые места ярмароч­ной торговли. Во-первых, ограниченность во времени работы ярмарок. Во-вторых, отраслевой характер ярма­рок, продажа на них товаров лишь отдельных отраслей хозяйства. В-третьих, региональная ограниченность, уча­стие в них предприятий определенных регионов. Нако­нец, необходимость личного присутствия при заключе­нии договоров.

Развитие ярмарочной торговли является необходи­мым моментом формирования товарного рынка. Миро­вой опыт свидетельствует о жизненности этой формы. Так, в ФРГ ежегодно проводится более 100 крупных яр­марок, в том числе международных, основная их масса проходит в январе—марте. Нам тоже требуется налажи­вание сезонных и постоянно действующих ярмарок на всех уровнях, но главное — следует правильно опреде­лить правовую форму ярмарки, установить общий поря­док их организации и проведения, построения взаимо­отношений между центром (руководящими органами) ярмарки и участниками, посещающими ярмарки для совершения сделок.

Серьезнейшие проблемы имеются с такими важны­ми организациями, как товарные биржи. Их деятель­ность регулируется Законом РФ от 20.02.92 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (в ред. За­конов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 30.04.93 № 4919-1; Федерального закона от 19.06.95 № 89-ФЗ)* и рядом других актов. Согласно ст. 2 Закона под биржей понима­ется организация, формирующая оптовый рынок в виде гласных и публичных торгов, проводимых в определен­ном месте и по установленным правилам. Закон деталь­но регламентирует биржевые торги, копируя зарубеж­ные правила. Однако из-за серьезных просчетов в правовом регулировании построения и деятельности наши товарные биржи оказались прямой противопо­ложностью западным биржам, их антиподами.

* Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961; № 34. Ст. 1966; 1993. № 22. Ст. 790; Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. Ст. 2397.

Достаточно сравнить их основные характеристики.

Российская биржа Западная биржа
1. Обычно создается как предпринимательская органи­зация, т.е. имеет целью система­тическое извлечение прибыли 1. Является некоммерческой, хотя и самоокупаемой органи­зацией, предназначенной обес­печить условия для проведения торгов.
2. Торгует любым товаром. На РТСБ лишь за один из квар­талов проданы товары 47 тыс. наименовании, включая обувь, электроутюги и др. 2. Торгует одноименным взаимозаменяемым товаром. Это всегда массовый сырьевой то­вар Всего в мире насчитывает­ся около 70 биржевых товаров.
3. Продажа с целью реальной поставки составляет 100% случаев. Итак, на биржах — торгуют. 3. Условные продажи составляют 97%, реальные - 2-3% (на отдельных — до 10%). На бирже — торгуются, поку­пают, но реально не берут.
4. Реальное значение — предприятие мелкопартийной торговли разнообразными то­варами. 4. Реальное значение — механизм выявления соотноше­ния спроса и предложения, оп­ределения общественно необходимых цен на основные сырьевые продукты.

Российские биржи в принципе не способны перейти на обязательную для них работу по стандартным кон­трактам, поскольку каждый продаваемый товар невзаи­мозаменяем другим и требует иных условий контракта. По причине разнородности поступающих на торги то­варов они не могут выйти на фьючерскую и опционную торговлю. Продав партию электролампочек или обуви, брокер не может совершить встречную покупку такого же товара, поскольку его никто не предлагает. Полностью исключено страхование контрактов и ликвидация их через расчетную палату биржи.

Выявление сущности нынешних российских бирж ставит стратегическую задачу создания нескольких под­линных бирж, организующих движение массовых сырье­вых потоков: леса, металла, зерна, угля и др.

Биржи призваны обеспечить рыночное формирова­ние обоснованных цен на главные виды сырья, чтобы упорядочить образование цен на все производные това­ры. Для бирж характерны высокие скорости, огромные объемы операций, когда продажи на бирже порой пре­вышают реально существующее количество товара. Тон­кое реагирование на различные факторы обусловливает высокую точность биржевых цен. Биржевыми котиров­ками руководствуются все остальные предприниматели даже в других странах.

Крах российских товарных бирж в немалой степени обусловлен недостатками в их правовом регулировании, отсутствием государственного внимания и поддержки. В процессе лицензирования не была проведена жесткая спе­циализация бирж на торговле определенными видами сырьевых ресурсов, не оказано помощи в создании развет­вленных сетей брокерских организаций, не обеспечено вов­лечение в биржевые торги массы производителей и потре­бителей соответствующих товаров. Вследствие этого в стране отсутствуют биржи как инструменты рыночного формирования цен на основные товары. Цены по-прежне­му определяются в результате диктата и сговоров монопо­листов в производстве и торговле.

Серьезные просчеты допущены при создании и ре­гулировании деятельности таких элементов рыночной структуры, как местные оптовые продовольственные рынки. На федеральном уровне документом, регламенти­рующим их деятельность, является совместный приказ Минсельхозпрода РФ и Роскомторга от 01.12.94 № 292/95, которым утверждены Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке*.

* Документ опубликован не был.

Оптовая торговля предназначена обеспечивать напол­нение товарами розничных торговых организаций. Меж­ду тем, как показывают исследования, покупателями на продовольственных рынках являются преимущественно граждане, население. В результате оптовые продоволь­ственные рынки по сути мало чем отличаются от кол­хозных рынков советского периода.

С учетом принципиальных отличий оптовой торгов­ли от розничных сделок важно обеспечить преобразова­ние наиболее пригодных для этого рынков именно в пун­кты оптовой торговли. Администрацией таких рынков должны быть созданы условия для закупки на них това­ров розничными торговыми организациями и иными предпринимательскими структурами. Существующая практика продажи товаров на рынках любым субъектам (в том числе гражданам) отрицательно сказывается как на развитии оптовой торговли, так и на уровне обслу­живания граждан.

Важной частью структуры рынка должна стать систе­ма контрактных закупок для государственных нужд. Порядок контрактных закупок регулируется ст. 525-534 ГК РФ и рядом других нормативных актов. Таковы прежде всего Федеральный закон от 02.12.94 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продук­ции, сырья и продовольствия для государственных нужд»* и Федеральный закон от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. Федеральных законов от 19.06.95 № 89-ФЗ; от 17.03.97 № 58-ФЗ; от 06.05.99 № 97-ФЗ)**.

* Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3303.

** Собрание законодательства РФ. 1994. № 34. Ст. 3540; 1995. № 26. Ст. 2397; 1997. № 12. Ст. 1381; 1999. № 19. Ст. 2302.

Кодексом и названными законами предусмотрено заключение контрактов на приобретение ресурсов для выполнения государственных программ. Программы раз­личаются по уровням: федеральные и региональные. Они разнообразны по направлениям: удовлетворение нужд обороны, закладка в госрезерв, обеспечение здраво­охранения, просвещения и иные цели.

Закупка продукции для выполнения государствен­ных программ возлагается на организации-заказчики. За­казчиков для выполнения федеральных программ опре­деляет Правительство РФ. На региональном уровне заказчиков определяют краевые и областные исполни­тельные органы. Заказчиками могут быть федеральные министерства и ведомства, государственные учреждения, казенные предприятия. Для приобретения ресурсов за­казчикам выделяются средства из федерального или регионального бюджетов.

Указом Президента РФ от 07.08.92 № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» (в ред. указов Президента РФ от 22.09.92 № 1114, от 24.12.93 № 2280, от 21.06.94 № 1307)* предусмотрено создание федеральной контрактной системы. Однако она пока не сформировалась как целостное образование. Ее главное звено — федеральная корпорация «Росконтракт» — не занимается налаживанием работы по ресурс­ному обеспечению государственных программ.

* Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 6. Ст. 321; № 13. Ст. 1008; Рос. газета. 1994. 15 янв.; Собрание законно-ва РФ. 1994. № 9. Ст. 932.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.94 № 1121 «О создании Федеральной продовольственной корпора­ции и системы оптовых продовольственных рынков»* была образована Федеральная продовольственная кор­порация. На нее возлагались функции координации го­сударственных закупок сельхозсырья и продовольствия. Затем постановлением Правительства РФ от 26.09.97 № 1224** при Министерстве сельского хозяйства и продо­вольствия РФ вместо нее было создано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка, которое действует как государственное унитарное пред­приятие.

* Собрание законодательства РФ. 1994. № 24. Ст. 2643.

** Собрание законодательства РФ. 1997. № 40. Ст. 4593.

К сожалению, названные органы пока не обеспечили решение главной задачи - формирование в стране кон­трактной системы закупок. Целостная, координирование работающая система закупок для госнужд в стране от­сутствует.

Наряду со структурными мерами необходимо созда­ние инфраструктуры товарного рынка. Инфраструктура переводится как то, что находится ниже, под структурой. Применительно к коммерческой сфере инфраструктура - это совокупность организаций, обеспечивающих нормаль­ную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения.

Внутри инфраструктуры выделяют несколько под­систем. Одна из них - подсистема складского хозяйства - в России пока неразвита: отсутствуют в необходимом количестве специализированные склады, оборудованные для хранения продовольственных и промышленных то­варов. Важная роль отводится транспортной подсистеме, обслуживающей продвижение товара от производителей до потребителей. В качестве самостоятельной выделяет­ся подсистема тароупаковочной индустрии, значительно влияющая на конкурентоспособность товаров.

Одна из первоочередных задач - создание подсисте­мы информационного обеспечения об изготовителях то­варов, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей. Следует учитывать масштабность этой работы, ведь ин­формация должна касаться 25-30 млн наименований из­делий и быть доступной нескольким миллионам пользо­вателей.

Перед российским бизнесом стоит задача создать во всех регионах звенья, занимающиеся сбором, обработкой и передачей данных о ресурсах и спросе. По всей террито­рии страны должны быть созданы бюро, конторы, агентст­ва, ведущие такую работу, налажен обмен информацией, связи между ними и с клиентами.

Службы коммерческой информации могли бы созда­ваться при торгово-промышленных палатах, которые сей­час имеются в каждом регионе. Наряду с телекоммуника­ционной сетью важно развивать информационные печатные издания. В издаваемых бюллетенях должна даваться конк­ретная информация для изготовителей, оптовиков и потре­бителей, причем рассылаться она должна адресно. Подоб­ные издания должны опираться на помощь государственных органов, торговых представительств за рубежом.

На Западе такая работа ведется очень давно. Там, на­пример, действуют транснациональные дилерско-дистрибьюторские сети. Сети образуют на местах свои агент­ства; согласно публикациям, в них работает до 200 тыс. человек. Агентства заключают с организациями догово­ры на информационное, консультационное обслуживание, предоставление сведений о спросе на товар или о нали­чии товара, о финансовой надежности контрагента. В них действует порядок, когда за привлечение каждого клиен­та агент получает проценты с вносимого клиентом всту­пительного взноса. Сети демонстрируют высокий эффект своей работы. По некоторым данным, лишь за счет полу­чения доступа к информации мелкие и средние фирмы в течение полугода оказываются в состоянии в 10-15 раз увеличить объемы торговых операций.

Анализ законодательства о структуре рынка свиде­тельствует о серьезных просчетах в её правовом регули­ровании. Многие вопросы пока не получают решения. От­ставание законодательной базы, недостаточность государственной поддержки сдерживает развитие товар­ного рынка в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: