Лекция № 2
Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.
Структура товарного рынка представляет собой совокупность звеньев, участвующих в продвижении товарной массы от изготовителей к потребителям. Такие звенья подразделяются на три основные группы: 1) изготовители товара; 2) оптовые торговые и иные посреднические организации; 3) организации-потребители и розничные торговые организации.
Процесс перехода к рыночным отношениям повлек за собой изменения в целях деятельности, во внутреннем построении каждого из названных видов субъектов рынка для эффективного осуществления торгового оборота. Происходит возникновение принципиально новых формирований, способных успешно выполнять торговые операции. Такие звенья осуществляют разные функции, но их совместными усилиями обеспечивается продвижение товарных потоков.
Формирование структуры товарного рынка осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с различными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ по вопросам построения в России системы рыночных экономических отношений.
|
|
Так, постановлением Правительства РФ от 31.03.97 №360* утверждена программа «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах». В качестве одного из основных направлений программа предусматривает проведение реструктуризации предприятий, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики, стимулирование их деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Комплекс соответствующих мер предусмотрен также постановлением Правительства РФ от 30.10 97 № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций»**.
* Собрание законодательства РФ. 1997. №19. Ст. 2230.
** Собрание законодательства РФ. 1997. № 44; Ст. 5078.
Для производственных организаций основной целью деятельности сейчас стало не просто изготовление товаров, но успешная их реализация и получение прибыли от продаж. Налаживание сбыта, максимизация дохода от реализации товаров — это новая задача для многих российских предприятий. В советский период почти вся производимая продукция распределялась плановыми органами и проблемы сбыта фактически не существовало. Теперь же каждое предприятие обязано совмещать функции изготовителя и продавца. Многие производители пока не могут успешно справиться с этой задачей.
Необходимость налаживания продажи своего товара потребовала изменений во внутреннем построении производственных организаций. Такое реформирование состояло прежде всего в расширении и укреплении изготовителями своих сбытовых служб, в создании коммерческих (торговых), маркетинговых и рекламных отделов, выставочных павильонов и демонстрационных залов.
|
|
Отечественным предпринимателям важно учитывать позитивный западный опыт в этих вопросах. В развитых странах распространена практика переложения производителями функции сбыта товара на посреднические организации. В России пока отсутствуют мощные посреднические фирмы, способные целиком принять от изготовителей работу по реализации производимого товара. В большинстве случаев оптовые торговые и посреднические организации закупают у изготовителей лишь часть созданного товара, реализация всего остального осуществляется силами изготовителей.
Производственные организации предусматривают различные решения для осуществления сбыта без участия независимых посредников. Подобная практика называется созданием горизонтальных маркетинговых систем. Так, несколько изготовителей могут объединять свои усилия в совместном освоении определенных участков рынка. Возможно образование несколькими изготовителями дочерней (зависимой) организации, на которую учредители возлагают сбыт своих товаров.
Развивая сбытовую сеть, производственные фирмы нередко идут на создание собственной системы баз и магазинов. В результате они становятся производственно-сбытовыми фирмами. Примеры таких решений все чаще встречаются в различных регионах страны.
Совершенствование структуры сбыта имеет огромное значение. Например, корпорация «Ксерокс» создала в России более 1500 дилерских фирм и агентств. Четко отлаженные организационные формы позволяют «Ксероксу» господствовать на российском рынке.
Из понимания этих моментов мы можем вывести важный принцип коммерческого права, пригодный для всякого предпринимательства: прежде чем начинать производство товара, надо организовать его сбыт. Сегодня в России проблема продажи производимого товара упирается в необходимость создания работоспособных сетей сбыта.
Значительные изменения происходят в построении и деятельности оптовых торговых и иных посреднических организаций, участвующих различными способами в товарном обращении. Одним из аспектов формирования структуры товарного рынка стала специализация этих организаций на соответствующих видах деятельности и закрепление определенных функциональных видов организаций.
Так, среди оптовых торговых и посреднических организаций различают такие, которые: 1) осуществляют сделки с товаром от своего имени и за свой счет; 2) совершают сделки по покупке и последующей перепродаже товаров в качестве представителей, действуя за счет принципала; 3) содействуют продвижению товара, не совершая непосредственно торговых сделок. Внутри каждой из названных групп имеется достаточно значительное число функциональных видов организаций, специализированных на выполнении определенного круга задач.
Наряду с процессами количественного роста и функциональной специализации оптовых торговых и посреднических организаций наблюдаются иные структурные изменения. Так, отмечается стремление крупных торговых фирм иметь собственные промышленные предприятия в целях диверсификации бизнеса, повышения экономической устойчивости и, кроме того, для быстрейшего запуска в производство товаров, на которые непредвиденно повысился спрос.
На Западе оптовики обычно имеют свои базы, мощное складское хозяйство, транспортные терминалы и парки. Имеют они и собственные магазины - от нескольких точек до целых торговых сетей. Такие магазины проводят наряду с торговлей рекламные мероприятия, осуществляют сервисное обслуживание покупателей, обеспечивают анализ колебаний спроса на товар.
|
|
В нашей стране развитие оптовых организаций резко отстает от Запада. Большинство их незначительно по размерам оборотов. Удельный вес участия этих организаций в общем объеме отгружаемых изготовителями товаров составляет около 25%, тогда как в развитых странах эта доля достигает 75%. Однако основная их слабость - в нехватке складских площадей и холодильников, а также в отсутствии сбытовых сетей на местах. Здесь дело упирается в необходимость создания в регионах множества точек, обеспечивающих продвижение товара по стране.
Опыт показывает, что требуется организационная и финансовая зависимость периферийных звеньев от головной фирмы. Многочисленные попытки наших предпринимателей наладить сбытовые сети на основе торговых договоров с местными фирмами в регионах заканчивались провалом. Эти фирмы обычно исчезали с полученным товаром и деньгами. Попытки что-либо взыскать с них через арбитражные суды были малоуспешны. На этом деле пострадало немало начинающих бизнесменов.
Поэтому целесообразно создавать сбытовые звенья в качестве филиалов головной организации либо - что несколько сложнее - в виде дочерних фирм. Так, к примеру, строят свои торговые сети западные фирмы, торгующие у нас спортивными товарами и молодежной одеждой. Большинство их организаций являются аффилированными структурами либо филиалами, где права руководителя ограничены доверенностью. Кроме того, с руководителем, как и с другими работниками, заключается договор о полной материальной ответственности. Следует учитывать и достигаемое при этом сокращение трансакционных издержек, поскольку операции между центром и подразделениями фирмы не облагаются налогом.
Для усиления финансовой зависимости можно ограничить права руководителей филиалов по распоряжению денежными средствами на банковском счете, указав в доверенности руководителя филиала, что договор с банком филиал заключает по согласованию с руководством головной фирмы. В договоре можно предусмотреть, что поступающие средства свыше определенной суммы зачисляются не на счет филиала, а перечисляются транзитом на указываемый в договоре счет фирмы. Возможны ограничения в размерах денежных сумм, снимаемых со счета филиала.
|
|
На Западе широко распространено создание производителями и оптовиками сети торговых агентств. Торговые агентства и агенты - это особый вид посредников. Они подыскивают покупателей товара, проводят с ним переговоры и сообщают информацию фирме-продавцу. Агент получает вознаграждение в виде процента от сделок, заключенных при его содействии.
Создание сбытовых сетей требует немалых средств и усилий. Приходится на местах подбирать деловых партнеров, подыскивать помещения, оборудовать их. Однако этот метод оправдывает себя на практике, так что идти придется этим путем.
Еще одна важная группа субъектов - потребители товара. Любая организация вынуждена постоянно закупать различные ресурсы, ибо это служит условием жизнедеятельности. Ликвидация существовавшей системы централизованного обеспечения ресурсами потребовала перестройки снабжения буквально в каждой организации. Здесь также требуются структурные изменения. Прежде всего это укрепление собственных служб снабжения, налаживание устойчивых связей с изготовителями необходимых ресурсов и снабженческими организациями.
Для крупных и средних потребителей выгодно создание дочерних снабженческих фирм, так как такие организации в отличие от собственных отделов снабжения способны оказывать потребителю комплекс услуг. Как показала практика, целесообразно создавать снабженческие фирмы, обслуживающие сразу нескольких производителей. В этом случае расширяются возможности маневра ресурсами путем взаимного обмена или займа из имеющихся излишков. Кроме того, в перечень товаров, которые приходится предлагать для встречных продаж или мены, включается ассортимент товаров, изготавливаемых не одной, а всеми фирмами-учредителями.
В стране сохраняется немало союзов и ассоциаций, трансформировавшихся из бывших главков и всесоюзных объединений. Следует подчинять их деятельность целям формирования рынка. ГК РФ объявляет такие объединения некоммерческими организациями. Поэтому их задачи должны носить особый характер: изучение возможностей сбыта товаров участниками объединения; сбор информации о контрагентах; организация ярмарок и выставок; помощь в проведении рекламных кампаний и другие действия в интересах участников объединения. Аппарат объединения живет за счет взносов участников и отчислять взносы следует в зависимости от реальной пользы, которую приносит объединение.
Совершенствованию организации товародвижения, созданию оптимальных структур доведения товаров до конечных потребителей содействует вступление субъектов рынка в различные «неформальные» сообщества. Речь идет об образовании договорных, или, как их чаще называют, контрактных, объединений. Такие формирования в зарубежной литературе имеют различные названия: связанные предприятия, система компаний, товарищества второй группы, интегрированные структуры и др. Задачей их деятельности является рационализация процесса торговли путем создания эффективной цепи бесперебойного доведения товара от производителя до потребителя. На Западе они получили огромное распространение и оказывают мощное влияние на торговый оборот.
Одним из известных видов контрактных объединений являются простые товарищества, создаваемые договорами о совместной деятельности. Заключение договора о совместной деятельности в силу ст. 1041 ГК РФ ведет к образованию простого товарищества. Такое товарищество не является юридическим лицом, не имеет собственного наименования.
Необходимыми признаками простого товарищества выступают заключение участниками договора о создании такого товарищества либо просто договора о совместной деятельности; объединение имущества, средств, профессиональных знаний, деловых связей и обособление этого имущества в качестве общей долевой собственности; учет общего имущества на отдельном балансе одним из участников; выдача участниками доверенности лицу, на которое возложено ведение общих дел.
Договоры о совместной деятельности способны давать значительный экономический эффект. Они позволяют участникам использовать объединенные средства, что предпочтительнее получения кредита от банков. Появляется возможность использовать в общих целях складское хозяйство, транспортные средства и иное имущество отдельных партнеров. Каналы сбыта и возможности снабжения, имеющиеся у одного из участников, могут использоваться в интересах других участников.
Видом контрактных объединений являются консорциумы. Они образуются предпринимательскими организациями для решения общих хозяйственных задач: реконструкции зданий; прокладки инженерных сетей; строительства дорог, систем связи и др. ГК РФ не упоминает о таких формированиях, и их приходится создавать в качестве простых товариществ.
Получают развитие такие образования, как финансово-промышленные группы. Только в 1998 г. их было зарегистрировано более 50; некоторые достаточно известны. В Федеральном законе от 30.11.95 №190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»* группам придан самостоятельный правовой статус. Такое не вполне соответствует экономической природе этих конгломератов, которые должны признаваться контрактными объединениями.
* Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.
Статьи 105 и 106 ГК РФ, регулирующие дочерние и зависимые общества, предусматривают возможность создания неформальных сообществ, построенных на участии капиталов в уставных фондах друг друга. Такое участие дает мощный консолидирующий эффект. Подобные интегрированные образования, называемые холдингами, также являются видом контрактных объединений. Статья 6 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. Федеральных законов от 13.06.96 № 65-ФЗ; от 24.05.99 № 101-ФЗ)* предусматривает заключение договоров между основными хозяйственными обществами (товариществами) и дочерними обществами, в силу которых основное общество имеет право давать дочернему обязательные указания.
* Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1; № 25. Ст. 2956; 1999..№ 22. Ст. 2672.
Не меньшее распространение получили контрактные оптово-розничные объединения. Во главе их обычно стоит крупная оптовая фирма, которая закупает товары у производителя по льготной цене, а затем распределяет их по розничным магазинам, входящим в объединение. Для укрепления связей оптовик оказывает розничным организациям различные услуги в виде предоставления займов и товарных кредитов, организации рекламы. Розничная фирма, получая долю выгоды за счет крупных сделок оптовика, покупает и продает в первую очередь его товары.
За рубежом распространены другие виды контрактных объединений. Заключаемые их участниками договоры ведут к появлению «неформальных субъектов». Договоры заключают производственные, торговые, транспортные и иные фирмы. Такие договоры обычно оформляются на несколько лет. Хотя создаваемые сообщества и не обладают формальным единством, поскольку не являются юридическими лицами, обязательность договоров и риск ответственности сплачивают их участников ничуть не слабее, чем слияние в единое юридическое лицо.
Особого внимания требуют виды организаций, действующих в сфере торгового оборота и являющихся его специальными субъектами. Развитие таких организаций - обязательное условие формирования структуры рынка.
К числу таких организаций относятся прежде всего оптовые ярмарки. Они широко действовали в России в дореволюционный период. Наши крупнейшие ярмарки - Ирбитская, Нижегородская и др. - по объемам продаж превосходили годовые обороты западных бирж, влияли на определение цен во всей Европе. В советский период ярмарки стали возрождаться в 70-е годы. Однако ярмарочная торговля оставалась подчиненной системе планового распределения, и функции ее были ограниченны.
В настоящее время в стране проводится ежегодно до 1500 ярмарок на различном уровне - от всероссийских до районных. Однако нормативная база их деятельности отсутствует. Имеются устаревшие Временные положения об организации и проведении ярмарок по оптовой продаже, утвержденные Минторгом СССР и Госснабом СССР в марте 1989 г.
Как строилась их работа? Для проведения ярмарок министерства, а в областях - облисполкомы создавали ярмарочные комитеты из представителей органов управления промышленности и торговли. Комитет выполнял учредительные функции; образовывал руководящие и рабочие органы ярмарки: дирекцию, арбитраж, различные отделы. Дирекция определяла сроки, устанавливала для участников сумму взносов, решала вопросы размещения участников, разрабатывала графики встреч продавцов и покупателей.
Сейчас административный порядок установления договорных связей стал неприемлемым. Однако сама организационная форма ярмарок, существовавшие рыночные элементы в их работе должны осваиваться и развиваться. Достоинство ярмарок - заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, налаживание встречных продаж, одновременное решение вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей, так и отношений с участием посредников. Ярмарки являются пунктами, узлами, где концентрируется установление множества договорно-хозяйственных связей, причем в сжатые сроки.
Вместе с тем надо учитывать слабые места ярмарочной торговли. Во-первых, ограниченность во времени работы ярмарок. Во-вторых, отраслевой характер ярмарок, продажа на них товаров лишь отдельных отраслей хозяйства. В-третьих, региональная ограниченность, участие в них предприятий определенных регионов. Наконец, необходимость личного присутствия при заключении договоров.
Развитие ярмарочной торговли является необходимым моментом формирования товарного рынка. Мировой опыт свидетельствует о жизненности этой формы. Так, в ФРГ ежегодно проводится более 100 крупных ярмарок, в том числе международных, основная их масса проходит в январе—марте. Нам тоже требуется налаживание сезонных и постоянно действующих ярмарок на всех уровнях, но главное — следует правильно определить правовую форму ярмарки, установить общий порядок их организации и проведения, построения взаимоотношений между центром (руководящими органами) ярмарки и участниками, посещающими ярмарки для совершения сделок.
Серьезнейшие проблемы имеются с такими важными организациями, как товарные биржи. Их деятельность регулируется Законом РФ от 20.02.92 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (в ред. Законов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 30.04.93 № 4919-1; Федерального закона от 19.06.95 № 89-ФЗ)* и рядом других актов. Согласно ст. 2 Закона под биржей понимается организация, формирующая оптовый рынок в виде гласных и публичных торгов, проводимых в определенном месте и по установленным правилам. Закон детально регламентирует биржевые торги, копируя зарубежные правила. Однако из-за серьезных просчетов в правовом регулировании построения и деятельности наши товарные биржи оказались прямой противоположностью западным биржам, их антиподами.
* Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961; № 34. Ст. 1966; 1993. № 22. Ст. 790; Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. Ст. 2397.
Достаточно сравнить их основные характеристики.
Российская биржа | Западная биржа |
1. Обычно создается как предпринимательская организация, т.е. имеет целью систематическое извлечение прибыли | 1. Является некоммерческой, хотя и самоокупаемой организацией, предназначенной обеспечить условия для проведения торгов. |
2. Торгует любым товаром. На РТСБ лишь за один из кварталов проданы товары 47 тыс. наименовании, включая обувь, электроутюги и др. | 2. Торгует одноименным взаимозаменяемым товаром. Это всегда массовый сырьевой товар Всего в мире насчитывается около 70 биржевых товаров. |
3. Продажа с целью реальной поставки составляет 100% случаев. Итак, на биржах — торгуют. | 3. Условные продажи составляют 97%, реальные - 2-3% (на отдельных — до 10%). На бирже — торгуются, покупают, но реально не берут. |
4. Реальное значение — предприятие мелкопартийной торговли разнообразными товарами. | 4. Реальное значение — механизм выявления соотношения спроса и предложения, определения общественно необходимых цен на основные сырьевые продукты. |
Российские биржи в принципе не способны перейти на обязательную для них работу по стандартным контрактам, поскольку каждый продаваемый товар невзаимозаменяем другим и требует иных условий контракта. По причине разнородности поступающих на торги товаров они не могут выйти на фьючерскую и опционную торговлю. Продав партию электролампочек или обуви, брокер не может совершить встречную покупку такого же товара, поскольку его никто не предлагает. Полностью исключено страхование контрактов и ликвидация их через расчетную палату биржи.
Выявление сущности нынешних российских бирж ставит стратегическую задачу создания нескольких подлинных бирж, организующих движение массовых сырьевых потоков: леса, металла, зерна, угля и др.
Биржи призваны обеспечить рыночное формирование обоснованных цен на главные виды сырья, чтобы упорядочить образование цен на все производные товары. Для бирж характерны высокие скорости, огромные объемы операций, когда продажи на бирже порой превышают реально существующее количество товара. Тонкое реагирование на различные факторы обусловливает высокую точность биржевых цен. Биржевыми котировками руководствуются все остальные предприниматели даже в других странах.
Крах российских товарных бирж в немалой степени обусловлен недостатками в их правовом регулировании, отсутствием государственного внимания и поддержки. В процессе лицензирования не была проведена жесткая специализация бирж на торговле определенными видами сырьевых ресурсов, не оказано помощи в создании разветвленных сетей брокерских организаций, не обеспечено вовлечение в биржевые торги массы производителей и потребителей соответствующих товаров. Вследствие этого в стране отсутствуют биржи как инструменты рыночного формирования цен на основные товары. Цены по-прежнему определяются в результате диктата и сговоров монополистов в производстве и торговле.
Серьезные просчеты допущены при создании и регулировании деятельности таких элементов рыночной структуры, как местные оптовые продовольственные рынки. На федеральном уровне документом, регламентирующим их деятельность, является совместный приказ Минсельхозпрода РФ и Роскомторга от 01.12.94 № 292/95, которым утверждены Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке*.
* Документ опубликован не был.
Оптовая торговля предназначена обеспечивать наполнение товарами розничных торговых организаций. Между тем, как показывают исследования, покупателями на продовольственных рынках являются преимущественно граждане, население. В результате оптовые продовольственные рынки по сути мало чем отличаются от колхозных рынков советского периода.
С учетом принципиальных отличий оптовой торговли от розничных сделок важно обеспечить преобразование наиболее пригодных для этого рынков именно в пункты оптовой торговли. Администрацией таких рынков должны быть созданы условия для закупки на них товаров розничными торговыми организациями и иными предпринимательскими структурами. Существующая практика продажи товаров на рынках любым субъектам (в том числе гражданам) отрицательно сказывается как на развитии оптовой торговли, так и на уровне обслуживания граждан.
Важной частью структуры рынка должна стать система контрактных закупок для государственных нужд. Порядок контрактных закупок регулируется ст. 525-534 ГК РФ и рядом других нормативных актов. Таковы прежде всего Федеральный закон от 02.12.94 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»* и Федеральный закон от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. Федеральных законов от 19.06.95 № 89-ФЗ; от 17.03.97 № 58-ФЗ; от 06.05.99 № 97-ФЗ)**.
* Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3303.
** Собрание законодательства РФ. 1994. № 34. Ст. 3540; 1995. № 26. Ст. 2397; 1997. № 12. Ст. 1381; 1999. № 19. Ст. 2302.
Кодексом и названными законами предусмотрено заключение контрактов на приобретение ресурсов для выполнения государственных программ. Программы различаются по уровням: федеральные и региональные. Они разнообразны по направлениям: удовлетворение нужд обороны, закладка в госрезерв, обеспечение здравоохранения, просвещения и иные цели.
Закупка продукции для выполнения государственных программ возлагается на организации-заказчики. Заказчиков для выполнения федеральных программ определяет Правительство РФ. На региональном уровне заказчиков определяют краевые и областные исполнительные органы. Заказчиками могут быть федеральные министерства и ведомства, государственные учреждения, казенные предприятия. Для приобретения ресурсов заказчикам выделяются средства из федерального или регионального бюджетов.
Указом Президента РФ от 07.08.92 № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» (в ред. указов Президента РФ от 22.09.92 № 1114, от 24.12.93 № 2280, от 21.06.94 № 1307)* предусмотрено создание федеральной контрактной системы. Однако она пока не сформировалась как целостное образование. Ее главное звено — федеральная корпорация «Росконтракт» — не занимается налаживанием работы по ресурсному обеспечению государственных программ.
* Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 6. Ст. 321; № 13. Ст. 1008; Рос. газета. 1994. 15 янв.; Собрание законно-ва РФ. 1994. № 9. Ст. 932.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.94 № 1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков»* была образована Федеральная продовольственная корпорация. На нее возлагались функции координации государственных закупок сельхозсырья и продовольствия. Затем постановлением Правительства РФ от 26.09.97 № 1224** при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ вместо нее было создано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка, которое действует как государственное унитарное предприятие.
* Собрание законодательства РФ. 1994. № 24. Ст. 2643.
** Собрание законодательства РФ. 1997. № 40. Ст. 4593.
К сожалению, названные органы пока не обеспечили решение главной задачи - формирование в стране контрактной системы закупок. Целостная, координирование работающая система закупок для госнужд в стране отсутствует.
Наряду со структурными мерами необходимо создание инфраструктуры товарного рынка. Инфраструктура переводится как то, что находится ниже, под структурой. Применительно к коммерческой сфере инфраструктура - это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения.
Внутри инфраструктуры выделяют несколько подсистем. Одна из них - подсистема складского хозяйства - в России пока неразвита: отсутствуют в необходимом количестве специализированные склады, оборудованные для хранения продовольственных и промышленных товаров. Важная роль отводится транспортной подсистеме, обслуживающей продвижение товара от производителей до потребителей. В качестве самостоятельной выделяется подсистема тароупаковочной индустрии, значительно влияющая на конкурентоспособность товаров.
Одна из первоочередных задач - создание подсистемы информационного обеспечения об изготовителях товаров, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей. Следует учитывать масштабность этой работы, ведь информация должна касаться 25-30 млн наименований изделий и быть доступной нескольким миллионам пользователей.
Перед российским бизнесом стоит задача создать во всех регионах звенья, занимающиеся сбором, обработкой и передачей данных о ресурсах и спросе. По всей территории страны должны быть созданы бюро, конторы, агентства, ведущие такую работу, налажен обмен информацией, связи между ними и с клиентами.
Службы коммерческой информации могли бы создаваться при торгово-промышленных палатах, которые сейчас имеются в каждом регионе. Наряду с телекоммуникационной сетью важно развивать информационные печатные издания. В издаваемых бюллетенях должна даваться конкретная информация для изготовителей, оптовиков и потребителей, причем рассылаться она должна адресно. Подобные издания должны опираться на помощь государственных органов, торговых представительств за рубежом.
На Западе такая работа ведется очень давно. Там, например, действуют транснациональные дилерско-дистрибьюторские сети. Сети образуют на местах свои агентства; согласно публикациям, в них работает до 200 тыс. человек. Агентства заключают с организациями договоры на информационное, консультационное обслуживание, предоставление сведений о спросе на товар или о наличии товара, о финансовой надежности контрагента. В них действует порядок, когда за привлечение каждого клиента агент получает проценты с вносимого клиентом вступительного взноса. Сети демонстрируют высокий эффект своей работы. По некоторым данным, лишь за счет получения доступа к информации мелкие и средние фирмы в течение полугода оказываются в состоянии в 10-15 раз увеличить объемы торговых операций.
Анализ законодательства о структуре рынка свидетельствует о серьезных просчетах в её правовом регулировании. Многие вопросы пока не получают решения. Отставание законодательной базы, недостаточность государственной поддержки сдерживает развитие товарного рынка в России.