double arrow

Исследование продвижения товаров


Таблица 2 - Тематические направления маркетинговых исследований при разработке товарной политики (пример)

Таблица 1 - Факторы успеха новых товаров

Факторы успеха Процент японских фирм (всего 116) Процент британских фирм (всего 86)
Хорошая адаптивность к потребностям 69,8 75,6
Превосходство над конкурентами: - по качеству - по дизайну - по соотношению достоинства/цена - по конструкции   79,3 69,8   58,6 55,2   59,3 45,3   61,6 48,8
Весьма конкурентная цена 41,4 27,9
Адаптированность к возможностям фирмы 39,7 34,9
Уникальность 36,2 29,1
Эффективный маркетинг 27,6 25,6
Глубокий анализ рынка 27,6 18,6
Большой объем рынка 20,7 16,3
Синергия производство/маркетинг 16,4 18,6
Уклонение от рынков с высокой конкуренцией и удовлетворенными покупателями 7,8 10,5
Уклонение от динамичных рынков с частой сменой товаров 2,6 4,7

Коротков А.В. определяет тематические направления маркетинговых исследований при разработке товарной политики (таблица 2)

Направления первого уровня Направления второго уровня и задачи
Продукт Разработка и тестирование концепции, тестирование существующего товара, разработка программы пробного маркетинга, разработка упаковки, организация сервиса, конкурентоспособность товара, отношение потребителей к товару, инновационный процесс в отрасли, жизненный цикл товара, качество товара, потребительские свойства, объективные свойства, портфель продукции, диверсификация, ассортимент, развитие продукта
Потребители Поведение потребителей в целом, отношение потребителей к товару, отношение потребителей к предприятию, спрос, неравномерность потребления, время признания товара
Конкуренты Конкуренция в целом, раздел рынка, совокупное рыночное предложение
«Наше» предприятие Риск в производственной и коммерческой сфере, сбыт, портфель продукции, потенциал, конкурентоспособность предприятия, издержки, прибыль
Иная среда маркетинга Макросреда, поставщики, микросреда

Продвижение (promotion) – любая форма сообщения, используемая предприятием для информации, убеждения или напоминания о своих товарах, услугах или о самом предприятии. Общая цель продвижения – стимулирование спроса, т.е. увеличение или сохранение спроса на прежнем уровне (в случае сего падения). Существует два основных вида продвижения – реклама и личная продажа – и два дополнительных вида продвижения: пропаганда и стимулирование сбыта.




Характеризуя содержание маркетинговых исследований рекламной деятельности, можно выделить следующие направления изучения рекламы:

1. Исследование эффективности и популярности отдельных рекламных средств (носителей рекламы) для разных целевых аудиторий. В частности, на основе изучения степени популярности отдельных радио- и телепередач в средствах массовой информации.



2. Изучение эффективности рекламной политики фирмы в целом. Изучается степень осведомленности о товарах фирмы до и после проведения рекламной кампании.

3. Изучение синергетического эффекта от совместного использования в рекламных целях нескольких средств массовой информации.

4. Исследование эффективности отдельных рекламных кампаний.

Одна из задач любых рекламных кампаний заключается в выборе таких средств массовой информации, которые активно используют потребители выбранных рыночных сегментов. Организации, изучающие на основе опросов читателей с позиций задач проведения рекламных кампаний печатные СМИ, обычно используют следующие подходы:

1) изучение степени знакомства с определенными рекламами, опубликованными, например, за последнюю неделю, за последний месяц;

2) изучение привычек чтения, заключающееся в получении в получении информации относительно регулярности чтения (просмотра) отдельных номеров изучаемых печатных СМИ;

3) изучение степени знакомства с материалами изучаемых печатных СМИ, заключающееся в определении на основе показа читателю конкретного выпуска, какие материалы данного выпуска он читал, и в определении степени интереса к прочитанным материалам.

Исследование эффективности рекламы связано с определением степени узнаваемости рекламы, способности вспомнить рекламу, уровня побудительности и влияния на покупательское поведение.



Исследование на узнаваемость печатной рекламы может осуществляться путем опроса читателей данного печатного издания после опубликования в нем определенной рекламы. В данном случае используются следующие три показателя:

1) процент читателей, которые после опубликования рекламы могли вспомнить, что видели данную рекламу;

2) процент читателей, которые обратили внимание на рекламируемый товар, его производителя и марку;

3) процент читателей, которые прочитали более половины рекламного обращения.

Очевидно, что среди многих факторов, влияющих на узнаваемость рекламы, для рекламодателя представляет большой интерес определение, как на данный показатель влияют размер, цвет рекламного сообщения, его местонахождение в печатном издании, характер данного печатного издания, содержание рекламного сообщения.

В качестве промежуточной меры эффективности рекламы часто используются показатели способности вспомнить рекламу. Рекомендуются следующие меры эффективности печатной рекламы, получаемые главным образом путем интервьюирования потребителей:

1. Показатель замеченности, характеризующий процент читателей, которые, если заговорить об изучаемом товаре, отмечают, что они ранее видели его рекламу в печатных информационных средствах.

2. Показатель «доказано изложением», характеризующий процент читателей, которые кроме того, способны правильно изложить содержание рекламного сообщения; они, таким образом, подтверждают реальность своей способности запоминать.

3. Показатель «узнавание», характеризующий процент тех, кто узнает сообщение, когда ему его покажут.

Выделяют два подхода к проведению подобных исследований: с помощью и без помощи. В первом случае респондентам демонстрируется фрагмент рекламы без указания марки товара и его изготовителя. Во втором случае называется только марка товара.

Уровень побудительности оценивается следующим образом. На основе выборочного метода по телефону формируется группа численностью в 25 человек. Исследование проводится в специально оборудованной аудитории. Хотя группа респондентов может формироваться непосредственно в магазине, где и проводится исследование. Респонденты отвечают на вопросы, появляющиеся на экране телевизора. Им показывается специальная получасовая телевизионная программа, в середине которой демонстрируется семь рекламных сообщений, четыре из числа которых относятся к числу тестируемых. Далее респондентов просят назвать марку рекламируемого товара. Определяется процент респондентов, вспомнивших название марки. Далее вперемешку с другим телевизионным материалом повторно демонстрируются четыре тестируемые рекламные сообщения. Последующие вопросы задаются с учетом типа изучаемого товара. В конце исследования задаются диагностические вопросы, направленные на изучение:

- понимания заголовка/содержания рекламы;

- понимания вторичных идей рекламы;

- уровня исполнения рекламы;

- восприятия уникальности марки, ее отличия от марок других товаров;

- элементов рекламы, вызывающих неприятие и раздражение;

- степени увлеченности респондента идеей рекламы.

Таким путем определяется процент респондентов с положительной эмоциональной реакцией на изучаемую рекламу.

Исследование влияния рекламы на покупательское поведение может быть проведено следующим образом. В магазине случайным образом формируется две группы покупателей: тестируемая и контрольная. Тестируемой группе демонстрируются пять телевизионных/радиокоммерческих реклам или шесть печатных реклам. После чего респонденты данной группы заполняют анкеты. Участникам обеих групп присваивается определенный код и даются пакеты купонов, включая купоны на испытательную марку товара. Эти купоны могут быть реализованы в одном из ближайших магазинов. Определяется эффективность продаж, рассчитываемая как частное от деления отношения числа покупок товара исследуемой марки к общему числу покупок участников тестируемой группы к подобному отношению для участников контрольной группы. Эффективность продаж определяется влиянием, которое на покупки потребителей оказала исследуемая реклама.

В ряде случаев отслеживание динамики отношения к определенной рекламе осуществляется на основе панельного метода. Участников панели просят зафиксировать в дневнике все телевизионные рекламные сообщения, канал, время и рекламируемую марку товара, которые они видели в течение одного дня, выбираемого случайным образом для каждого месяца. Перед просмотром телевизионных передач в дневнике фиксируются покупательские намерения относительно товаров, принадлежащих к определенным продуктовым группам. Рекламное сообщение считается полученным, если его отметили в своем дневнике более 3% респондентов при объеме панели 1000-3000 человек. Далее фиксируются новые покупательские намерения и определяется процент респондентов, которые их изменили в определенном направлении. Панельный метод может использоваться для определения динамики степени знакомства и покупательского отношения к изучаемым товарам. Участники панели ежемесячно в дневниках фиксируют предпочтительные СМИ и изменение своего отношения к рекламируемым товарам. Определяются процент потребителей, имеющих и не имеющих первоначальную информацию об изучаемых товарах, процент потребителей, принявших данную марку (она удовлетворяет их минимальным требованиям). Определяются также предпочтительные товары, занявшие по сравнению с другими марками более высокое место в 4-рахрядной шкале измерений; уровень удовлетворенности купленными товарами и процент повторных покупок (уровень лояльности к определенной марке товара).

В ряде случаев проводится исследование рекламы, планируемой к выпуску. В этом случае целью исследования является получение информации о содержании рекламы, об идеях, залаженных в рекламное сообщение, выявление возможности неправильного понимания рекламы и нежелательных ассоциаций, которые могут возникнуть при восприятии рекламы. Так, на этапе планирования рекламной кампании многие рекламные агентства собирают фокус-группу для генерирования идей по содержанию рекламного сообщения и проверки реакции на содержание и исполнение отдельных реклам. Для изучения мнения потребителей о планируемой рекламе среди них проводятся опросы. Для этих целей в вопросники, как, правило, включаются открытые вопросы, описывающие различные аспекты планируемой рекламной кампании.

При исследовании рекламы широко используется экспериментирование. Рекомендации по проведению экспериментов в области рекламы:

1. Необходимо использовать случайные выборки контрольных регионов, городов, магазинов и т.п., в которых влияние рекламы можно отделить от действия других факторов, оказывающих влияние на объем продаж. Если возможно, эти контрольные группы должны соответствовать экспериментальным группам по показателям объема реализации или рыночной доли.

2. Измерения следует проводить как до начала, так и после эксперимента. Например, должна иметься возможность сравнить объем продаж до и после экспериментирования с объемом затрат на рекламу.

3. Необходимо проводить измерения для существенно различных затрат на рекламу. Не следует пытаться сравнивать различие в объеме продаж, обусловленное изменением затрат на рекламу, равное 10 или 20%. Это изменение должно составлять 50 или 100%.

4. Следует изучать не только изменение объема продаж в ответ на увеличение затрат на рекламу, но также и на уменьшение этих затрат.

5. Необходимо контролировать, или по крайней мере отслеживать, влияние на конечные результаты эксперимента других параметров. Например, в ходе проведения эксперимента по выявлению влияния рекламы на объем продаж следует учесть влияние на исследуемый параметр цены и других маркетинговых переменных. Эксперименты могут быть проведены как в больших, так и малых магазинах. В этом случае требуется выявить влияние размера магазина на полученные результаты. С другой стороны, также следует отслеживать влияние таких неконтролируемых факторов, как действия конкурентов.

6. Необходимо быть уверенным, что эксперимент длится требуемое время. Например, когда изучается влияние рекламы на продажи товара, находящегося в стадии зрелости, для проведения экспериментов может потребоваться целый год.

Исследование степени узнаваемости рекламы заключается в определении, в состоянии ли респондент узнать рекламу, которую он видел некоторое время назад. Часто такие исследования заключаются в проведении оплачиваемого опроса по почте. Участникам выборки посылают анкету, в которой изображен последовательный ряд кадров из телевизионной рекламы какого-то товара и печатается текст имевшего место рекламного сообщения. Справа от изобразительного ряда приводится вопросник.

1.Вы помните данную телевизионную рекламу?

Да. Нет. Не уверен, что помню. Не помню.

2.Интересной ли является для вас данная рекламная информация о товаре?

Очень интересная. В какой-то мере интересная. Не интересная.

3.Какие чувства по отношению к товару вызывает у вас данная реклама?

Хороший товар. Посредственный товар. Плохой товар. Не имею мнения.

4.Выберите одно или несколько определений, наиболее полно характеризующих данную рекламу:

- занимательная

- привлекательная

- вызывающая доверие

- умная

- приводящая в замешательство

- убедительная

- скучная

- незапоминающаяся

- эффективная

- фамильярная

- мелькающая

- спокойная

- информативная

- образная

- раздражающая

- приятная

- оригинальная

- фальшивая

- бессмысленная

- легкая для восприятия

- глупая

- жизненная

- теплая

- изнурительная

- заслуживающая запоминания

5.Оцените рекламу в целом:

Сильно понравилась. В какой-то мере понравилась. Отношусь нейтрально. Частично не понравилась. Совсем не понравилась.

6.Вы запомнили марку рекламируемого товара?

Приводится перечень нескольких марок, из которых следует сделать выбор и ответ «не знаю».

7.Кто-нибудь в вашей семье использует данный тип товара?

Регулярно. От случая к случаю. Редко или никогда.

Исследование форм стимулирования сбыта является важным направлением исследований маркетинговой деятельности предприятия. Стимулирование сбыта – основная составляющая маркетинговых кампаний. Ф.Котлер определяет: «Стимулирование сбыта – это разнообразные побудительные средства (главным образом, краткосрочные), призванные ускорить и увеличить продажи отдельных товаров/услуг потребителям или дилерам» (15, с.201).

Исследование стимулирования сбыта предполагает исследование средств:

1) поощрения потребителей (распространение образцов, купонов, предложения компенсации, снижение цен, премии, призы, вознаграждение клиентов, бесплатные пробы, гарантии, продажа на определенных условиях, перекрестное (совместное) стимулирование, демонстрация в местах покупки);

2) поощрения розничных продавцов (снижение цен, рекламные и демонстрационные скидки, беспошлинные товары)

3) поощрения деловых партнеров и торговых агентов (коммерческие выставки и съезды, соревнования коммерческих представителей и специальная реклама).

Основные средства поощрения потребителей приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные средства стимулирования сбыта

Средства Описание
Пробные образцы Предложение бесплатного товара или услуги. Образцы могут разносить по принципу «в каждую дверь», рассылать по почте, раздавать в магазине, прилагать к какому-либо другому товару или рекламному объявлению в журнале или газете. Это самый эффективный, но и самый дорогой способ представления нового товара.
Купоны Сертификаты, дающие потребителю право на оговоренную экономию при покупке конкретного товара. Купоны можно распространять по почте, прилагать к другим товарам, размещать в журнальных и газетных объявлениях. Процент погашения изменяется в зависимости от способа распространения. Погашается около 2% газетных купонов, около 8% купонов, рассылаемых по почте, около 18% купонов, прилагаемых к товарам. Купоны эффективны при стимулировании продаж известных марок и в привлечении интереса к новым. Эксперты полагают, что купоны обеспечивают экономию от 15 до 20%.
Денежные компенсации (скидки) Ценовые скидки, реализуемые после совершения покупки. Потребитель отправляет в какой-либо форме подтверждение покупки производителю, который возмещает часть уплаченной цены почтовым переводом.
Товар по льготной цене На упаковке или этикетке товара размещается предложение о снижении обычной цены. Это может быть предложение товара по сниженной цене за счет особой расфасовки (например, две пачки по цене одной) или в виде набора сопутствующих товаров (например, зубной пасты и щетки). Предложение товара по сниженной цене способно стимулировать кратковременный рост сбыта эффективнее, чем даже купоны.
Премии (подарки) Товары, предлагаемые по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара. Премия «при упаковке» сопровождает товар, находясь внутри или снаружи упаковки. В качестве премии может выступать и сама упаковка, если она представляет собой емкость многоразового использования. Бесплатная почтовая премия – это товар, высылаемый потребителям, которые предъявили подтверждение покупки, например, фрагмент упаковки или штриховой код. Самопокрывающаяся премия – это продажа товара по просьбе потребителя по цене ниже обычной. Сегодня производители предлагают в виде премий самые разнообразные товары с названием компании на упаковке.
Призы (конкурсы, лотереи, игры) В результате покупки представляется возможность выиграть денежный приз, путевку на отдых или товар. На этот своеобразный конкурс потребителю следует что-нибудь представить – стихотворение, проект, ценное предложение. Специальное жюри отбирает лучшие. Лотерея требует, чтобы потребители заявили о своем участии в розыгрыше. В ходе игры при каждой покупке потребитель что-то получает – номера для игры в бинго или недостающие буквы, которые могут помочь ему завоевать приз. Призы привлекают больше внимания, чем купоны или небольшие премии.
Награды за лояльность к определенному продавцу Денежные или иные скидки, пропорциональные степени лояльности к определенному продавцу или группе продавцов. Специальные торговые печати также представляют собой награду за постоянство, если потребитель пользуется услугами определенного продавца. Затем он может обменять печать на товары в специализированном центре или через заказанный по почте каталог.
Бесплатные пробные образцы Приглашение будущих покупателей на бесплатное тестирование товара в расчете, что они будут его покупать.
Гарантии Письменное или устное заверение продавца, что товар будет пригоден к употреблению в течение определенного времени и что в противном случае продавец восстановит качество товара или вернет покупателю деньги.
Совместное стимулирование Две или более марки или компании объединяются, предлагая купоны, компенсации или конкурсы. Используя совместные средства поощрения, фирмы надеются привлечь больше внимания и рассчитывают, что их торговые агенты совместными усилиями эффективнее доведут товар до розничных продавцов, которым предлагаются преимущества в рекламных показах и при оформлении мест продажи.
Перекрестное стимулирование Одна марка товара используется для рекламы другой.
Демонстрации в местах продаж Демонстрация моделей в торговой сети.






Сейчас читают про: