Пусть потребитель располагает постоянным доходом и не знает рыночных цен на необходимые ему товары и услуги. Тогда его спрос и распределение дохода будут зависеть от потребностей. Потребность в том или ином товаре зависит от оценки, которую дает субъект полезностям различных благ.
Полезность – способность блага удовлетворять ту или иную потребность человека. Выделяют абстрактную и конкретную полезность. Конкретная полезность – это субъективная оценка полезности данной единицы блага определенного рода. Конкретная полезность зависит от запаса данного блага и от степени насыщения потребности в этом благе. Причем, дополнительная полезность, которую потребитель извлекает их каждой следующей единицы блага, назвали предельной полезностью.
Предельная полезность (MU – marginal utility) – это полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага. В свою очередь сумма полезности от потребления всех единиц какого-либо блага за единицу времени (день, месяц) называется общей полезностью (TU – total utility). Тогда предельная полезность рассчитывается как прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.
В конце XIX в. ряд экономистов независимо друг от друга обосновали принцип убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от каждой очередной единицы потребляемого блага. Общая полезность при этом растет, но с убывающими темпами (первого закона Госсена).
Имея ограниченный доход, потребитель стоит перед выбором: какой набор товаров купить и в каком количестве каждый из товаров. Он руководствуется своими предпочтениями и стремлением получить максимальную совокупную полезность. В основе максимизации лежит второй закон Госсена.
Пример, объясняющий этот закон. Допустим, вы зашли в буфет, где маленький кусочек пирога продаётся по 9 руб., а небольшой стакан кофе 4руб. 50 коп. В вашем кошельке только 45 руб. Вам надо выбрать такой набор благ, который даст вам наибольшее удовлетворение. Как вы потратите деньги? Вы можете купить 5 порций пирога на все 45 руб., но вы не получите от последней порции столько же удовольствия, сколько от первой, тем более всухомятку.
Есть второй вариант: вместо пятого куска пирога вы купите 2 стаканчика кофе. Тем самым вы увеличите полученную вами общую полезность, так как первые два стаканчика кофе принесут гораздо большее удовлетворение, чем пятая порция пирога. По мере сокращения потребления пирога и увеличения потребления кофе предельная полезность пирога возрастает, а кофе – падает. В конце концов, вы достигнете ситуации потребительского равновесия, в которой вы уже не можете увеличить общую полезность, расходуя большую сумму на одно благо и меньшую – на другое в рамках ограниченного бюджета. Предельная полезность в расчете на каждый рубль стоимости одного блага становится равной предельной полезности в расчете на каждый рубль стоимости другого блага. Иначе это можно сформировать следующим образом:
Предельная полезность Предельная полезность
куска пирога стакана кофе (4)
—————————— = ——————————
Цена пирога Цена кофе
Заканчивая рассмотрение традиционного (количественного) подхода к анализу поведения потребителя, сделаем выводы: рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. В этом случае он получит максимальное удовлетворение.
Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с помощью следующей формулы:
MUx MUy MUz
—— = —— = …… = —— = l, (5)
Px Py Pz
сти товаров x, y, z;
Px, Py, Pz – цены товаров x, y, z;
l - предельная полезность денег.
Данное соотношение где MUx, MUy, MUz – предельные полезно получило название второго закона Г. Госсена. При этом делается допущение, что доход и цены фиксированы.
Правило максимизации полезности потребителя можно изобразить графически с помощью кривых безразличия и бюджетных линий.
Кривые безразличия показывают все комбинации двух продуктов, которые принесут потребителю одинаковый объем совокупной полезности. В табл. 1 и на представленной кривой безразличия (её можно построить по точкам) мы выделили четыре равно полезные комбинации двух благ в точках А, В, С, Д (рис. 5). Эти комбинации дают потребителю примерно одинаковое общее удовлетворение, т. е. А~B~C~D.
Таблица 1
Комбинации двух благ
Корзина | Яблоки(Qx), шт. | Бананы(Оу), шт. |
A | ||
B | ||
C | ||
D |
| |||
|
|
|
|
а) наклон кривой безразличия показывает, насколько потребитель готов заменить один товар другим или величину предельной нормы замещения, причем чтобы получить одинаковую совокупную полезность;
б) она показывает наборы товаров с равной полезностью, но не содержит информацию о количестве этой полезности.
Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от денег, которыми он располагает. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом, поэтому общий расход должен быть не больше дохода.
Бюджетная линия показывает все комбинации двух товаров, которые может купить потребитель при данной величине его денежного дохода и при данном уровне цен. При этом соотношение цен товаров определяет наклон бюджетной линии, а отношение указывает на точку пересечения бюджетной линией оси y.
| |||
Потребитель может потратить 5 д.е. на любую комбинацию товаров x и y, потому что все товарные наборы, соответсвующие точкам на бюджетной линии, стоят 5 д.е. Наборы, представленные точками ниже бюджетной линии, обойдутся потребителю дешевле (набор B2 стоит 2,5 д.е.). Товарные наборы, соответствующие точкам, расположенным выше бюджетной линии, будут недоступны для потребителя в силу ограниченности его бюджета (набор B3 будет стоить 6,5 д.е.).
Кривые безразличия и бюджетные линии используются для графической интерпретации ситуации потребительского равновесия (рис.8). В этом аспекте равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при заданном бюджетном ограничении. Совместим карту безразличия и бюджетную линию. Таким образом, потребитель израсходует все свои деньги и получит максимально возможное удовлетворение, если он приобретет набор товаров, соответствующий точке, где бюджетная линия касается наивысшей из доступных кривых безразличия (B2). Это и есть равновесное положение потребителя.