Теория поведения потребителей

Влияние фактора времени на эластичность предложения.

Выделяют три временных периода, характеризующих способность производителя отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры:

1) мгновенный;

2) краткосрочный;

3) долгосрочный.

Мгновенный период характерен тем, что реализации подлежит уже произведенный товар, который поступает в продажу по установившейся рыночной цене, следовательно, производитель должен подстраиваться под спрос и не может реагировать на другие изменения на рынке (для него характерна кривая S4, когда предложение абсолютно неэластично).

В краткосрочном периоде производитель в состоянии в определенной мере отреагировать на изменения рыночной цены, несколько увеличив или уменьшив объем предложения Qs, но ему удается это сделать лишь путем изменения переменных факторов производства (интенсификация труда, изменение количества материалов и т. д). Кривая предложения в краткосрочном периоде будет постепенно отклоняться в состояние S3.

Долгосрочный период характерен тем, что производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, произвести структурную перестройку производства и т. д. Кривая S3 принимает более пологое положение S2, эластичность предложения достигает максимальной величины.

Факторы эластичности предложения:

1) цены на ресурсы;

2) применяемые технологии;

3) динамика цен на товары-субституты и товары-комплименты.

4) численность производителей;

5) ожидания.

1. Понятие общей предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.

2. Правила потребительского поведения и максимизации полезности.

1. Понятие общей предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.

Для обозначения того удовлетворения, которое люди получают от потребления благ в ЭТ используется термин «полезность».

Полезность (U) – выгода от потребления, субъективная ценность, которую потребитель приписывает определенному благу. Функция полезности – это экономическая модель для определения предпочтений экономических субъектов (экономическими субъектами может быть домашнее хозяйство, предприятия, государство).

Различают ОБЩУЮ и ПРЕДЕЛЬНУЮ полезность экономических благ. Общая полезность (TU – total utility) экономического блага для потребителя представляет собой полезность всех составных частей блага (набора благ), которое потребляется. Измерение полезностей осуществляется в таких условных единицах, как Ютилы, что обусловлено субъективной ценностью блага.

С увеличением запаса благ общая полезность увеличивается, но темпы ее прироста постепенно снижаются.

Предельная полезность (MU – marginal) – представляет собой полезность каждой следующей единицы потребляемого блага или прирост общей полезности при дополнительном потреблении блага.

MU = ΔTU/ΔQ.

Точка А – точка полного насыщения.

Общая полезность – сумма предельной полезности.

ЛК 9

13.03.12

Динамика общей и предельной полезности (рис)

Обычно потребитель покупает не одно благо, а целый набор благ (потребительскую корзину). Возможно существование нескольких корзин, которые обеспечивают одну и ту же полезность.

Одинаково поезные (ценные) наборы

  Товар x Товар y
Набор 1    
Набор2    
Набор3 Набор4 Набор5    

Если отразить графически всевозможные сочетания благ с одинаковой полезностью, то получится «линия безразличия»:

Чем выше расположена линия, тем больший уровень полезности она отражает. Несколько линий безразличия в одной системе координат называются картой кривых безразличия. Конфигурация кривой может быть различна в зависимости от степени заменяемости товара. Если можно полностью заменить товар другим, то она будет пересекать ось. Обычно линии безразличия выпуклы вниз в результате действия закона предельной полезности.

Количество одного из благ, от которого потребитель готов отказаться для увеличения количества другого блага на единицу при сохранении того же уровня полезности называется предельной нормой замещения:

MRS = ΔQx/ΔQy = MUy/MUx

Если графически отразить всевозможные наборы, которые можно приобрести за одну и ту же сумму денег, то получится линия бюджетного ограничения (бюджетная линия):

Наклон бюджетной линии определяется соотношением цен товаров. При изменении реального бюджета потребителя линия сдвигается вправо или влево.

1 – рост дохода или пропорциональное снижение цен;

2 – снижение дохода или пропорциональный рост цен.

Количество денег, которым располагает потребитель – номинальный бюджет, а реальный бюджет – это его бюджет по отношению к ценам товаров.

Если изменяется цена одного товара, то линия бюджета изменяет наклон.

2. Правила потребительского поведения и максимизации полезности.

Полезность набора благ может быть суммой полезности отдельных благ, входящих в корзину, или может определяться по более сложной формуле, ведь есть не только заменяющие блага, но и дополняющие.

Потребитель принимает решение, руководствуясь не полной полезностью, а удельной полезностью, то есть полезностью товара, разделенной на его цену.

Максимизацию полезности набора товаров можно рассматривать в форме таблицы Менгера:

Q MUx/Px MUy/Py
     
     
     
     
     

Q – количество товаров.

TU = 10+9+8+6+6 = 39

В данной таблице следует выбирать единицы благ с наибольшей удельной полезностью, пока не будет исчерпан весь бюджет.

В таком случае удельные полезности последних купленных единиц каждого блага, стремятся к равенству. И правило максимизации полезности (правило равновесия потребителя) на этом основании можно записать следующим образом:

MUa/Pa = MUb/Pb = … = MUz/Pz

Данное правило графически соответствует точки касания бюджетной линии и кривой безразличия:

Пример нерационального распределения бюджета – это пересечение линий безразличия и бюджетной линии (точки пересечения – нерациональные потребительские корзины):

Если линия безразличия и бюджетная линия не имеют общих точек, значит размер бюджета недостаточен:

Если проследить, как меняется положение оптимальной точки при растущем реальном бюджете, то получатся так называемая линия «доход-потребление»

Данная линия может иметь разную конфигурацию, что объясняется закономерностями «эффект дохода» и «эффект замещения». Эффект дохода заключается в том, что изменение реального дохода приводит к изменению количества покупаемых товаров в том же направлении, в каком уменьшился доход

Эффект замещения выражается в том, что при изменении дохода потребитель начинает в большей степени заменять одни товары другими

Если проявляется только эффект дохода, то товар называется НОРМАЛЬНЫМ. Если при росте дохода потребитель наращивает потребление только одного из товаров. а количество второго остается постоянным, то второй товар, скорее всего, предмет первой необходимости, а первый – предмет роскоши.

Если при росте дохода количество одного из товаров уменьшается, то скорее всего это, так называемый, низший товар, то есть дешевый заменитель дорогого товара.

На изменение равновесия может повлиять изменение цены одного из товаров:

В точке касания кривой безразличия бюджетной линии угол их наклона одинаков:

MRS = Py/Px,

MUy/MUx = Py/Px

В микроэкономике изучается в основном покупательское поведение домашнего хозяйства, но домашние хозяйства выполняют в экономике ряд других важных функций:

1) они обеспечивают производство трудовыми ресурсами;

2) формируют человеческий капитал путем рождения и воспитания детей, создания условий для отдыха работника после рабочего дня;

3) домашние хозяйства создают часть материального богатства страны (строительство жилья, приусадебное хозяйство, занятие искусством и т. д.);

4) они формируют накопления, которые можно рассматривать как инвестиционные ресурсы государства.

Рассмотрение поведения человека в экономической теории основано на концепции экономического человека. Основные положения:

1) стремление к максимизации прибыли, дохода или полезности;

2) приоритет собственного интереса перед общественным;

3) компетентность в экономических вопросах.

Поведение потребителя:

· рациональное (экономическая модель, концепция экономического человека);

· иррациональное (психологическая модель).

Однако в ЭТ рассматриваются такие явления, которые можно обосновать на стыке экономики, психологии и социологии:

· эффект подражания – покупки совершаются под влиянием мнения большинства;

· эффект сноба – покупки совершаются в противоречие с общепринятыми нормами, под влиянием желания показать себя лучше окружающих;

· эффект Веблена – покупки совершаются из желания продемонстрировать свой высокий бюджет (престижное потребление);

· и др.

ЛК10

17.03.12

ТЕМА: Теория фирмы

1. Понятие фирмы. Цели и функции фирмы.

2. Содержание издержек производства и их классификация. Экономические и бухгалтерские подходы к издержкам.

3. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянная, переменная, общая, средняя и предельная издержка.

4. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительные и отрицательные эффекты масштаба производства.

5. Общий, Средний и предельный доходы.

6. Сущность прибыли, ее функции и виды. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

7. Рентабельность и ее виды.

1. Понятие фирмы. Цели и функции фирмы.

Предприятие (фирма) – самостоятельная хозяйственная единица, обладающая правом юридического лица, владеющая определенным набором производственных факторов для производства и реализации материальных благ и услуг.

Основные функции предприятия сводятся к удовлетворению спроса потребителей в определенных видах продукции и услуг и максимизации прибыли. Последнее в то же время является и целью хозяйственной деятельности предприятия, так как в условиях рыночной конкуренции получение прибыли дает возможность предприятию удерживать и укреплять свои позиции на рынке. Эта цель может быть достигнута только при оптимальной комбинации применимых производственных факторов, инновационной политики, хозяйственном риске.

Классификация предприятий

Принципы классификации Вид предприятия
1. Ориентация на получение дохода прибыли Прибыльные (коммерческие) и бесприбыльные (некоммерческие)
2. Форма собственности Частные и государственные; смешанной формы собственности; совместные и иностранные (доля участия иностранного капитала)
3. Отраслевая принадлежность · Промышленное, с/х и т. п. · Реального и вторичного сектора национальной экономики
4. Уровень технического развития Современные и несовременные
5. Степень концентрации производства Малые, средние, крупные (определяется законодательством страны)
6. Степень централизации производства Объединение, компания, корпорация, финансово-промышленная группа
7. Форма организации деятельности Акционерные, кооперативные, арендные, совместные, коллективные

2. Содержание издержек производства и их классификация. Экономические и бухгалтерские подходы к издержкам.

Издержки производства – это то, во что обходится производство конкретного объема продукции на предприятии за определенный период времени. (Затраты – расходование ресурсов в физическом выражении; издержки – стоимостная оценка производственных затрат). При этом наиболее экономически эффективным методом производства какого-либо товара считается такой, при которой происходит минимизация издержек производства.

Классификация издержек производства:

1) индивидуальные – конкретного хозяйствующего субъекта;

2) общественные – с позиции национальной экономики;

3) производственные – на производство товаров и услуг (сырье, материалы, топливо…);

4) обращения – связанные с реализацией произведенной продукции:

а) дополнительные – на доведение продукции до потребителя (хранение, упаковка, транспортировка), увеличивающие конечную стоимость товара;

б) чистые – расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи, превращение ее из товарной в денежную, не образующие новой стоимости (оплата труда торговых работников, расходы на рекламу и т. д.).

Экономический подход базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. С позиции отдельной фирмы – это затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщиков ресурсов, чтобы отвлечь их от применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними.

Издержки производства, которые отражают расход факторов производства в денежном измерении по ценам их приобретения, есть внешние издержки: явные, фактические. В этом случае поставщики ресурсов не являются владельцами данной фирмы. В то же время фирма может использовать и свои собственные ресурсы, издержки на которые есть неоплачиваемые или внутренние – денежные доходы, которые жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы, то есть это доходы, которые могли бы быть получены фирмой за самостоятельно используемые ресурсы при наилучшем из возможных способов их применения. Эти издержки называются еще неявными.

Внутренние издержки включают в себя так называемую НОРМАЛЬНУЮ ПРИБЫЛЬ (нулевую) – минимальный доход, который должен получить предприниматель, чтобы оставаться в данном бизнесе. Определяется величиной ссудного процента при вкладе капитала в бланке.

Экономические издержки = ЯВНЫЕ (внешние) + НЕЯВНЫЕ (внутренние).

Бухгалтерские издержки – явные (внешние) издержки включают амортизацию ОПФ, стоимость сырья и материала, зарплату, накладные расходы.

3. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянная, переменная, общая, средняя и предельная издержка.

Краткосрочный период – это период, когда большая часть производства остается постоянной и для увеличения или сокращения объема производства фирма может изменять только 1 фактор производства.

В долгосрочном периоде фирма может внести изменения во все факторы производства.

Издержки производства в краткосрочном периоде

Постоянные (не зависят от Q) FC + Переменные (зависят от Q) VC = Общие (валовые) TC Средние (на единицу продукции) AC · Средние постоянные AFC=FC/Q · Средние переменные AVC=VC/Q · Средние общие ATC=TC/Q Предельные (на дополнительную единицу) MC = ΔTC/ ΔQ = ΔVC/ ΔQ

Q = 0; TC = FC (FC+VC(=0))

Q = 1; MC = VC

Постоянные издержки (Fixed Costs) – не изменяются от изменения объема производства и должны быть оплачены даже в том случае, если фирма ничего не производит. Включают:

  • налог на имущество;
  • арендные платежи;
  • амортизационные отчисления;
  • страховые взносы;
  • зарплата управленческому персоналу…

Переменны издержки (Variable Costs) – меняются в зависимости от изменения объема производства. Включают затраты:

· на сырье, материалы;

· на энергию;

· на транспортные услуги;

· большую часть трудовых ресурсов…

VC = 0, когда продукция не выпускается, а по мере роста выпуска возрастают.

Общие (Total Costs) – сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства.

Средние издержки (Average) – затраты на единицу произведенной продукции. Представляет особый интерес для экономического анализа.

Средние постоянные (AFC) – постоянные издержки на единицу выпускаемой продукции.

Средние переменные (AVC) – затраты переменного фактора в расчете на единицу продукции.

Предельные издержки – дополнительные издержки на производство дополнительной единицы продукции.

MC = ΔTC/ ΔQ = ΔVC/ ΔQ

ΔTC = TC1 – TC0 = (FC1 + VC1) – (FC0 – VC0) = VC1 – VC0 = ΔVC

(FC1 = FC0)

Предельные издержки показываю, какую сумму можно «сэкономить» при сокращении объема производства на последнюю единицу (эффект. предел. производства).

ЛК 11

20.03.12

4. Издержки производства в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде выделяют следующие издержки:

1) общие;

2) средние общие;

3) предельные издержки.

При этом долгосрочный период можно рассматривать как несколько краткосрочных периодов, которые идут подряд один за другим и соответствуют этапам постепенного роста фирмы. В каждом из краткосрочных периодов тенденции изменения средних издержек аналогичны (в начале – уменьшение, затем – рост). При этом в каждом краткосрочном периоде фирма придерживается объема производства, при котором средние издержки минимальны. Поэтому общая линия изменения средних издержек в долгосрочном периоде выглядит так:

Вид кривой LАТС обусловлен действием эффекта масштаба (положительного и отрицательного). Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия, средние издержки уменьшаются и отрицательным, если они увеличиваются.

Объяснение эффекта масштаба:

1) экономия, обусловленная расширением масштабов производства (положительный эффект масштаба), обусловлена:

а) по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

б) возможно применение высокопроизводительного дорогостоящего оборудования;

в) больше возможностей для диверсификации (предприятие может помимо производства болтов производить кастрюли, перестраховывая себя) деятельности;

2) отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:

а) снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма теряет гибкость;

б) затрудняется контроль реализации решений, принимаемых руководством фирмы;

в) с ростом размера фирмы увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений.

Минимизация издержек: MPl/Pl = MPk/Pk

5. Изокванта. Общий, средний, предельный продукты переменного фактора производства. Закон убывающего предельного продукта. Изокоста. Условия минимизации затрат.

Если имеются в наличие все производственные факторы, то при прочих равных условиях объем произведенной продукции будет зависеть от количества вводимых факторов. Эта зависимость выражается производственной функцией Q = f(K,L), которая указывает на возможный максимальный выпуск продукции при определенном сочетании факторов производства в рамках использования конкретного вида технологии. Графически эта функция выражается:

Изокванта (изо – один, кванта – количество) – это линия, отражающая варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы при выпуске фиксированного объема продукции за конкретный период времени.

Предельная норма технологического замещения MRTS = -ΔK/ΔL. Предельная норма технологического замещения показывает:

1) от скольких единиц капитала нам необходимо отказаться, для наращивания труда на дополнительную единицу. Отражает наклон кривой.

Свойства изокванты:

1) для каждой отрасли складывается своя производственная функция изокванта;

2) в рамках определенной технологии могут допускаться разные варианты сочетания основных факторов производства;

3) радикальное изменение технологии неизбежно вызывает переход от одной к другой производственной функции;

4) совокупность изоквант в одной системе называется картой изоквант;

5) чем дальше изокванта от начала координат, тем больше объем производства (в рамках данной технологии);

6) они никогда не пересекаются.

Закон изокванты. Чем в больших размерах используется один фактор производства, тем меньше применяется другой фактор.

Общий, средний, предельный продукты переменного производства (ТР, АР, МР). Экономическое благо, полученное в результате взаимодействия факторов производства, является продуктом производства.

Общий (валовой) продукт ТР total product – это то количество продукции, которое произведено на предприятии за определенное время.

Средний продукт переменного фактора АР arrange – это отношение совокупного общего продукта переменного фактора к использованному количеству этого фактора. АРL = TPL/L. АР отражает производительность фактора, в нашем случае труда.

Предельный продукт переменного фактора МР – прирост общего продукта, достигнутый за счет приращения этого фактора на одну дополнительную единицу. МРL = ΔТРL/ΔL

Предельный продукт характеризует предельную производительность переменного фактора производства, то есть производительность последней вовлеченной в производственный процесс единицы переменного фактора.

Динамика ТР, МР, АР показывает, что имеет место действие закона убывающей отдачи (убывающей производительности): по мере возрастания объема переменного фактора при данном уровне технологического развития достигается точка, в которой дальнейшее наращивание переменного фактора ведет к снижению предельной производительности МР и падению объема общего выпуска продукции.

Данный закон убывания:

1) отражает ситуацию лишь в кратковременном периоде;

2) определяется в рамках определенной технологии;

3) действует после того, как достигается точка достижения максимума МР.

Изокоста. При планировании объема выпуска продукции всегда учитывают ту сумму денежного капитала, которой располагает предприятие. Если АК – это авансированный (денежный) капитал предприятия, а Рк и РL, соответственно, цена капитала и цена труда, то тогда уравнение бюджетной линии (изокосты) представлено в следующем виде: АК = Рк*К + РL*L.

Изокоста – есть геометрическое место, все точки которого при разных вариантах сочетания труда и капитала как факторов производства обеспечивают полное расходование денежного капитала предприятия. Угол наклона изокосты зависит от соотношения цен: РL/РК.

Условия выбора оптимального варианта производства: точка В определяет оптимальный выбор предприятия и графически определяется точкой касания изокванты к изокосте.

Для производителя положение равновесия достигается в такой точке, при которой предельная норма технологического замещения факторов производства равна обратному соотношению цен на эти факторы.

MRTS = -ΔK/ΔL = PL/Pk

ЛК 12

5. Общий, средний и предельный доход

Итогом хозяйственной деятельности фирмы выступает ее доход. Доход – это определенная денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени; доход можно определить как денежную выручку от хозяйственной деятельности фирмы.

Динамика дохода, его величина свидетельствует о степени эффективности деятельности фирмы, общественном признании производимой ею продукции, о месте и роли фирмы на соответствующем рынке.

Различают общий (валовой), средний и предельный доход.

ОБЩИЙ или валовой доход (TR) – общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате реализации произведенной ею продукции.

TR = P*Q

P – цена реализации единицы продукции;

Q – количество единиц произведенной и реализованной продукции.

Величина общего дохода при прочих равных условиях зависит от объема выпуска и цен реализации.

СРЕДНИЙ доход (AR) – величина денежной выручки, приходящейся на единицу реализованной продукции.

AR = TR/Q = P*Q/Q = P

Расчет среднего дохода обычно применяют при изменяющихся ценах в течение какого-то временного интервала или в тех случаях, когда ассортимент выпускаемой фирмой продукции состоит из нескольких или множества товаров или услуг.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ доход (MR) – приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции.

MR = ΔTR/ΔQ

Сравнение предельного дохода и предельных издержек для товаропроизводителя имеет важное значение в выработке им своей хозяйственной политики.

Как правило, валовой доход фирмы состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов.

Выручка от реализации продукции – это денежные средства, которые поступили на счет фирмы.

Внереализационные доходы – это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной производственной деятельностью фирмы (дивиденды, проценты по вкладам, доходы по валютным операциям).

От величины дохода в значительной степени зависит прибыль фирмы.

6. Сущность прибыли. Ее функции и виды. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

Прибыль (П, Pr) в сфере обращения возникает во внешней торговле в результате того, что люди продают товар за границей по более высоким ценам, чем они их купили. Так же рассматривают прибыль как доход от факторов производства (в виде зарплаты, ренты, процента и нормальной прибыли). Но в количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой и издержками.

Pr = TR – TC

Прибыль рассматривают в двух аспектах: бухгалтерском и экономическом. Бухгалтерская прибыль – разность между общей выручкой и внешними (явными) издержками (зарплата, затраты на топливо, арендная плата и т. д.).

Prбухг = TR – Tcявн

Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую (чистую) прибыль.

Prэкон = TR – TCэк

TR

       
   
 


экономические издержки экономическую прибыль

FC Pr нормальная

VC

Pr бухг

Экономическая прибыль – определенный излишек совокупного дохода над экономическими затратами. Ее наличие заинтересовывает производителя именно в данной сфере бизнеса. В то же время она побуждает другие фирмы к вступлению в эту сферу. Это способствует расширению круга производителей, увеличению предложения и снижению рыночной цены.

Последнее приводит к снижению (исчезновению) экономической прибыли, что вызывает отток ряда фирм из данной сферы бизнеса и попытки их проникновения в другие сферы. Уменьшение числа производителей приведет к сокращению предложения и, как результат, к повышению рыночных цен. Экономическая прибыль станет положительной и будет расти.

Существование экономической прибыли – результат предпринимательской деятельности субъекта, его умения оптимально скоординировать используемые факторы производства, найти им наилучшее применение.

Функции прибыли:

1) учетная – состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эффективности предпринимательской деятельности фирмы. Основные показатели, раскрывающие эту функцию – масса и норма прибыли (рентабельность);

2) стимулирующая – состоит в том, что прибыль является генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений;

3) распределительная функция – состоит в том, что прибыль служит источником накопления и развития производства, источником материального поощрения работников;

TR = PQ

TR = Pr + TC

P = Prед + ATC

7. Рентабельность и ее виды.

Комплексным показателем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности фирмы выступает рентабельность. Она отражает конечные результаты и совокупную эффективность производства в условиях рыночной экономики. Уровень рентабельности зависит от величины прибыли, размера затрат и применяемых ресурсов.

Различают следующие виды рентабельности:

1) рентабельность производства – отражает эффективность использования производственных фондов, имущества, собственного и заемного капитала. Рассчитывается:

Rпр-ва = Prбал/(ОПФ + НОС),

где Пбал – прибыль балансовая, то есть общая сумма прибыли от реализации. ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов. НОС – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

2) Рентабельность продукции – определяется как отношение прибыли от реализации продукции (или ее отдельных видов) к ее полной себестоимости.

Rпрод = (Пбал/С)*100 % = Пбал/Кавансир

Показатель рентабельности продукции характеризует эффективность текущих затрат фирмы.

3) Для оценки капитальных вложений (инвестиций) рассчитывают показатели:

а) рентабельности капитальных вложений: Rк = (ΔП/Кв)*100 %, где ΔП – годовой прирост прибыли в результате реализации капиталовложений, Кв – капиталовложения (инвестиций) соответствующих мероприятий.

б) срок окупаемости капиталовложений: Т = (Кв/ ΔП).

Рентабельность капиталовложений характеризует размер прибыли на одну денежную единицу капиталовложений. Срок окупаемости – период времени, в течение которого капиталовложения компенсируются, то есть перекроются годовым приростом прибыли.

ТЕМА. Рынки факторов производства.

1. Особенности функционирования рынков факторов производства.

2. Рынок труда, спрос и предложение труда. Монопсония. Зарплата.

3. Рынок капитала и инвестиций.

4. Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента.

ЛК 16

17.04.12

Общее макроэкономическое равновесие

1. Для измерения совокупной массы товаров используют денежное выражение. При этом получаемые показатели, такие как совокупный спрос и совокупное предложение, называются агрегированными.

Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен.

Составными элементами совокупного спроса являются:

1) совокупный спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги (С).

2) фирм на инвестиционные товары и услуги (I).

3) государство на приобретаемые государством товары и услуги (G);

4) заграничного сектора на экспортируемые товары (Xn). При этом национальный спрос на импортируемые товары в составе совокупного спроса не учитывается.

Функция совокупного спроса – это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен в экономике.

У = С + I + G + Xn

Ценовые факторы (то есть основанные на изменении уровня цен):

1) эффект процентной ставки: при росте уровня цен (ускорении инфляции) процентные ставки по кредитам увеличиваются, поэтому инвестиции становятся менее выгодными и инвестиционный спрос совокупного спроса уменьшается;

2) эффект богатства: при росте цен снижается покупательная способность доходов и сбережений населения, что негативно сказывается на потребительском спросе;

3) эффект импортных закупок: изменение уровня цен в одной стране относительно стран-партнеров приводит к изменениям объема чистого экспорта (если дорожают отечественные товары, уменьшается спрос на экспорт, и увеличивается спрос на импорт).

Неценовые факторы (не связанные напрямую с изменением уровня цен) сдвигают кривую совокупного спроса. Такими факторами являются изменения любого из компонентов совокупного спроса, происходящие при неизменном уровне цен:

1) С (изменение потребительских расходов домашних хозяйств) – изменение благосостояния потребителей, ожидания потребителей, их задолженность и т. д.;

2) I (инвестиционные расходы) – процентные ставки, ожидаемая прибыль от инвестиций, технологии и т. д.;

3) G (изменения в государственных расходах) – учения (увеличился спрос на танки);

4) Xn – изменения в национальном доходе зарубежных стран, валютные курсы.

2. Совокупное предложение

Совокупное предложение (AS) – это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем цен. Функция совокупного предложения отражает связь между совокупным объемом выпуска и уровнем цен в экономике.

У = f(P), где Р – УРОВЕНЬ цен.

На графике совокупного предложения можно выделить три участка:

1) кейнсианский (горизонтальный) – отражает совокупное предложение в КРАТКОСРОЧНОМ периоде. Кейнс, именем которого назван участок, рассмотрел экономику в период, когда имеются в наличие запасы ресурсов (обычно так происходит в период экономического спада), поэтому в краткосрочном периоде возможно увеличение объема национального продукта без повышения уровня цен за счет привлечения дополнительного количества факторов производства;

2) на промежуточном участке уровень цен на продукцию и объем производства растут одновременно. Это объясняется тем, что по мере увеличения объема вовлекаемых в производство ресурсов, последние начинают дорожать, что сказывается на общем уровне цен;

3) кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде – классический участок – ее вид (вертикальная) обусловлен тем, что в экономике всегда будет естественный уровень занятости, и будут использоваться все имеющиеся ресурсы. То есть никакое изменение цен в долгосрочном периоде не может привести к изменениям реального национального производства, так как все факторы производства используются полностью. Если и есть резервы, то они слишком дороги.

Неценовые факторы совокупного предложения:

1) изменение цен на ресурсы;

2) изменения производительности;

3) изменение правовых норм (налоги с предприятий, субсидии);

4) государственное регулирование.

Резкие отрицательные изменения совокупного предложения, приводящие к сокращению объема производства и быстрому росту цен, называют ШОКАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

3. Краткосрочное и долгосрочное…

Понятие макроэкономического равновесия раскрывается в следующих предложениях:

1) в целом равновесие в экономике – это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров;

2) равновесие в экономике предполагает поддержание следующих условий:

· все индивиды должны найти на рынке предметы потребления в соответствии с покупательной способностью;

· все предприниматели в состоянии найти на рынке необходимые им производственные ресурсы;

· весь продукт прошлого года должен быть реализован;

3) равновесие в национальной экономике предполагает ее сбалансированность, но полное всеохватывающее равновесие считается недостижимым, и данная категория используется как идеальная. Но такое состояние экономики, когда нарушенные пропорции быстро восстанавливаются, называют равновесностью.

Равновесие в макроэкономике – это равенство AD и AS, которое предполагает согласованное развитие всех рынков, всех секторов и сфер, оптимальное состояние экономики в целом. К общему равновесию общество стремится через обеспечение частных пропорций (то есть равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства).

Макроэкономическое равновесие характеризуется определенной неустойчивостью. Под влиянием колебаний цен, конкуренции, демографических сдвигов, научно-технического прогресса в экономике возникают нарушения равновесия, которые выражаются в инфляции, спаде производства, нарушении платежного баланса.

Классическая модель макроэкономического равновесия описывает соотношения совокупного спроса и предложения в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде при полной загрузке мощностей и занятости рабочей силы кривая совокупного предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой. При этом выпуск продукции примерно одинаков при различном уровне цен. Пересечение кривых AD и AS в точке Е отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства. При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение, при этом сработает прежде всего ценовой механизм. Увеличение объема национального производства стимулирует рост доходов, а тот, в свою очередь, вызывает расширение всех составляющих совокупного спроса, и, в итоге, рост объема производства до уровня полной занятости.

Можно сделать вывод, что экономика сама, без вмешательства из вне будет двигаться к точке равновесия, если предложение окажется ниже спроса. Здесь работает принцип «невидимой руки» Адама Смита.

Макроэкономическое равновесие в краткосрочном периоде.

В краткосрочном периоде (2-3 года) кривая совокупного спроса будет иметь вид близкий к горизонтальному. В данной модели возможны следующие варианты:

1) совокупное предложение AS превышает совокупный спрос AD, следовательно сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен спад производства;

2) совокупный спрос обгоняет совокупное предложение. Тогда запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.

Согласно кейнсианским взглядам рынок не обладает внутренним механизмом, способным обеспечивать равновесие на макроуровне, следовательно необходимо участие государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: