double arrow

Основы правового режима экологической информации


Информационное обеспечение в сфере охраны окружающей среды

09.11.2011.

Значимость экологической информации достаточно велика.

Информационное обеспечение- совокупность взаимосвязанных процессов, направленных на производство и потребление информации. Это хранение, переработка, использование информации, систематизации, анализ, предоставление.

Субъекты информационных отношений все те лица, которые по роду деятельности причастны к информационным процессам. Граждане, государственные органы, хозяйствующие субъекты заинтересованы в получении такой информации.

Объектом эколого-информационных отношений является сама экологическая информация. Легального определения нет, т.к. в этом нет большой необходимости. Дать четкое определение такой информации сложно. Трудно также выяснить, какая информация не является экологической. Видов в составе экологической информации довольно много.

Экологическая информации- это массив сведений, относящихся к окружающей среде и её охране. Такую информацию можно подразделить на 2 вида:

1) Информация о состоянии природных объектов и о окружающей природной среде в целом;




2) Информация о деятельности (например,информация о воздействии на окружающую среду).

Информация каждого вида состоит из своих компонентов. Например, информация о состоянии окружающей среды включает информацию о состоянии вод, почв, особо охраняемых природных территорий.

Информация второго вида включает сведения о выбросах, сбросах, о видах природопользования, землепользования, водопользования, сведения о государственной экологической политики, сведения об организации соответствующих функций.

Особый вид экологической информации- это информация о состоянии здоровья населения в зависимости от состояния природной среды. По данным ВОЗа 25%- вклад состоянии окружающей среды в состояние здоровья населения.

Правовое понимание экологической информации включает ряд признаков экологической информации:

1) Социально-значимый характер (особенно, это касается информации о ЧС).

2) Значимость экологической информации.

Любая деятельность по воздействию на экологическую деятельность невозможна без информации об окружающей среде ;

3) Экологическая информация является частью государственных информационных ресурсах: информация, содержащаяся в государственных информационных системах и иная информация, которая есть у других гос органов.

4) Открытость и общедоступность экологической информации;

5) Преобладание публично-правовых начал в регулировании эколого-информационных отношений. Публичность предопределяет и объясняет их особенности:

a) Запрет на отнесение информации о состоянии окружающей среды к категории информации ограниченного доступа;



b) Ограничение имущественных прав обладателей экологической информации.

Лица, собирающие информацию о состоянии окружающей среды, обязаны предоставлять такую информацию в уполномоченные органы. Это могут быть самые разные ю.л.

Хозяйствующие субъекты осуществляют производственный контроль. Лица, которые обнаруживают ЧС, обязаны дать такую информацию в уполномоченные органы.

Гос органы-распорядители фондов экологической информации не являются монопольными собственниками этой информации. В этом тоже можно найти ограничение их прав.

Экологическая информация может быть и как информационный ресурс, и как информационная услуга. Есть ПП № 425 «Об информационных услугах».

Принципы регулирования эколого-правовых отношений:

1) Свобода и законность поиска получения и распространения экологической информации;

2) Открытость экологической информации; Гласной и открытой является информация в сфере защиты населения и территории в ЧС.

Открыта информация также о деятельности гос органов и органов МСУ. Ограничения возможны только ФЗ и установлены только в определенных целях. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и информации» от 27 июля 2006 года.

3) Запрет на ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды. Не подлежат отнесению к гос тайне сведения о состоянии экологии. Это не совсем верно, т.к. нужно говорить о сведениях о состоянии окружающей среды. Однако, это не исключает конфликтности между нормами: сведения, составляющие гос тайну, могут содержать сведения о состоянии окружающей среды. В определенных ситуациях нужно принимать решения на основе взвешивания интересов. Например, происходит авария в войсках с выбросом химических веществ.



Т.е. сведения об экологической безопасности могут быть отнесены к гос. тайне.

Что с коммерческой тайной? Есть ФЗ «О коммерческой тайне»- режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, которые ведут предпринимательскую деятельность в отношении сведений о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановкой.

Есть служебная информация ограниченного распространения в ФОИВ- ПП от 3 ноября 2004 №1233. Не могут быть отнесены к ним сведения о ЧС, опасных природных явлениях и процессах, а также экологическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация.

Необходимость закрытия информации должна быть обоснована соответствующей стороной.

4) Доступность информационных ресурсов. Экологическая информация должна предполагаться открытой. В этом и принцип доступности.

Получение такой информации бесплатно или за умеренную плату. ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности гос органов и органов МСУ».

По условиям платности различается общая и специализированная информация. Есть ПП от 15 ноября 1997 года- описание информации общего назначения, которая предоставляется бесплатно. Специализированная информация предоставляется платно.

Есть формы обращений с заявлениями на обращение в Росгидромед на сайте gosuslugi.ru.

5) Своевременность предоставления информации.

Нет специальных сроков. В случае обращения граждан действует месячный срок.

В случаях экстренных событий Росгидромед и МЧС обязаны сообщать соответствующую информацию населению.

6) Достоверность и полнота представляемой информации

Достоверность принадлежит к числу оценочных понятий. Уровень достоверности зависит от технической оснащенности. Гарантия достоверности служит установлением административной ответственности. Если существует угроза причинения вреда здоровью, то может быть и уголовная ответственность.

Полнота- это обеспечение достаточности информации для принятия решений.







Сейчас читают про: