Понятие, виды и принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза

Предосталвение и распространение общественно значимой экологической информации

Владельцы и пользователи экологической информации

Обладатель информации- это лицо самостоятельно создавшее информацию, либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации. Владельцы информации- это уполномоченные ФОИВ.

Есть также право распоряжения такой информации свободно с применением авторского законодательства.

Есть Минприроды, Роспотребнадзор, ФС по гидрометеорологии.

Фонды информации:

1) Российский фонд по охране окружающей среды

2) Федеральный научно-методический центра анализа окружающей среды

3) Единая информационно-аналитическая система природопользования и охрана окружающей среды.

4) В ведении Росгидромета- данные о состоянии окружающей среды и её загрязнении

5) Фонд социального гигиенического мониторинга- в ведении Роспотребнадзора.

6) ФА по лесным ресурсам- Лесипотека

Пользователи (потребители)- в управленческих отношениях органы МСУ.

Особую группу потребителей составляют граждане.

Предоставление- это действие, направленное на получение информации определенному кругу лиц.

Распространение- это действие, на получение информации неопределенному кругу лиц.

Есть порядки распространения и предоставления информации.

Единой процедуры не существует. В каждой системе действуют свои порядки.

Различается информирование по закону и по запросам. Информирование по запросу не обязательное, а по закону-обязательное (например, закон о радиационной безопасности населения, закон о защите прав потребителей). Обязательной информирование предусмотрено в ГрК. Обязательно проводить публичные слушания.

По запросам- закон содержит отсылочную норму. В случае необходимости такие запросы должны подаваться в особом порядке. Есть сайт гос услуг.

Экологическая экспертиза- это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную или иную деятельность экологическим требованиям, установленные техническими регламентами и охраны окружающей среды.

Есть ФЗ «Об экологической экспертизе». Есть государственная и общественная экспертизы.

Принципы:

1) Презумпция опасности любой намечаемой экологической деятельности

Любая комиссия смотрит на любой проект с точки зрения того, что это нанесет вред окружающей среде.

2) Обязательность проведения экологической экспертизы до принятия решения о реализации проекта

Практика знает много случаев, когда заключение предоставляется во время реализации проекта.

3) Комплексность оценки воздействия на окружающую среду

В ходе экологической экспертизы оцениваются по факторному принципу объекты.

В экологии отдельное воздействие может усиливать друг друга. Возможен синергетический эффект.

Существует порядок проведения экспертиз и штатными работниками. Экспертная комиссия включает в себя нештатных экспертов. Платит за экспертизу заказчик.

4) Гласность участия общественности; учет общественного мнения.

Учет общественного мнения в ходе принятия заключения.

Экспертиза проводится ФОИВ и органами региональной исполнительной власти по объектам, указанным в статьях 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе». Федеральную экспертизу проводит Росприроднадзор, а в регионах- территориальные органы, а региональную- региональные органы исполнительной власти.

Порядок проведения экспертизы.

Есть Положение, утвержденное Правительство 11 июня 1996 года.

По общему правилу экспертиза проводится 3-4 месяца, а максимально- 6 месяцев.

Вопрос об оценки воздействия на окружающую среду- в составе документации, подаваемой на гос экспертизу, должны содержаться материалы оценки воздействия на окружающую среду. Оценку предоставляет заказчик в установленном порядке- Положение Гос комитета по охране окружающей среды. Этот акт очень насыщен нормами, которые касаются общественного мнения. Эти нормы вполне конкретны и итоговая оценка может содержать резюме оценки. В этой оценке должно быть отражено общественное мнение. Но оно не является обязательным. Достаточно указать результатыобщественного мнения.

Документация подается при согласовании с государственными органами или органами МСУ.
давая визу, органы гарантируют безопасность проекта. Но это не означает, что будет положительное решение экспертизы. Документы также должны содержать материалы обсуждения проекта с общественностью, которое проводит МСУ.

Порядок урегулирования процедур общественного мнения устанавливается на местном уровне. Федерального акта по этому поводу нет.

Граждане полагают, что мнение их учтено не будет.

Итогом проведение экспертизы является заключение. Оно содержит обоснованные выводы о соответствии документации установленным требованиях, тех регламентом. Документ должен быть одобрен квалифицированным большинством состава экспертной комиссии. Предусмотрено особое мнение. Подписывает руководитель экспертной комиссии. Потом утверждается заключение гос органом, уполномоченном на проведение экспертизы.

Правовое последствие отрицательного заключения- запрет реализации объекта экологической экспертизы. Потом заказчик может предоставить материалы для повторной экспертизы с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении экспертизы.

Не было случая, чтобы суд назначал альтернативную экспертизу в судебном порядке.

Заключение по процедурам обжалуется, в том числе и в плане учета общественного мнения.

Тенденция такова, что раньше объектами экспертизы были любые проекты НПА. Но нет нужды проводить экспертизу объектов, которые не могут оказать негативного воздействия на окружающую среду.

В 2006 году были внесены изменения в закон об экспертизе и было установлено, что объектом экспертизы может быть проектная документация. Второй критерий- это критерий опасности.

Статья 49 ГрК- те объекты, которые не включены в объекты экологической экспертизы, подпадают в рамки государственной экспертизы проектной документации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: