ЛЕКЦИЯ 24
В зависимости от способа подключения обмотки возбуждения ДПТ делятся на двигатели независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждения. В двигателях независимого возбуждения обмотка возбуждения питается от отдельного источника.
Схемы ДПТ с различными типами возбуждения: а – параллельным; б – последовательным;
в – смешанным
Основными уравнениями двигателя постоянного тока являются:
уравнение противоЭДС:
Е = С еФ n
уравнение электромагнитного момента;
М = С мФ I я
уравнение цепи якоря;
Е = U - I я R я
уравнение динамики.
М = Jdω/dt + Мс
Важную роль в анализе двигателей играет механическая характеристика – зависимость частоты вращения n от момента M на валу при U, I в = const.
ДПТ с независимым и параллельным возбуждением имеют общее свойство: ток возбуждения не зависит от тока якоря. Пренебрегая реакцией якоря, можно считать, что и поток Ф у них не зависит от нагрузки (момента Мс). Поэтому свойства и характеристики этих ДПТ идентичны, далее будем упоминать только ДПТ с параллельным возбуждением.
|
|
Из уравнений противоЭДС и цепи якоря выражаем частоту вращения якоря:
n = U / С еФ – I я R я)/ С еФ
Выразив I я из формулы электромагнитного момента получаем механическую характеристику ДПТ с параллельным возбуждением:
n = (U/ С еФ) – (МR я/CeCмФ2)
которая получена из статических уравнений и задает связь между n и M в установившемся режиме (при M = M с). Механическую характеристику называют естественной, если она получена для двигателей без реостатов в цепях якоря и возбуждения при U = U ном, Ф = Фном. Естественная характеристика является прямой. В режиме холостого хода M = M с= 0, поэтому первое слагаемое в определяет частоту идеального холостого хода
.
В момент пуска двигателя n = 0 и пусковой момент
.
От коэффициента K н = – R я/(C e C мФ2) зависит угол наклона прямой.
У двигателей средней и большой мощности сопротивление якорной обмотки R я мало (десятые и сотые доли Ом), пусковой момент велик, а коэффициент K н мал. Естественная характеристика имеет малый наклон, поэтому с изменением нагрузки частота n изменяется незначительно. Характеристики такого типа называют «жесткими».
На рис. приведена механическая характеристика n = f (M с) механизма на валу ДПТ. В установившемся режиме M = M с, рабочая точка А лежит на пересечении характеристик. Обычно точку номинального режима организуют близко к точке холостого хода: n 0 – n ном = 3¸7% от n 0.
Двигатели с последовательным возбуждением. Для получения механической характеристики полагаем, что в цепях возбуждения и якоря реостаты отсутствуют и I я = I в. При слабо насыщенной магнитной цепи можно допустить, что Ф ≈ KI в = KI я, где K = const. Подставив Ф в, получим M = C м KI я2; I я =. Выразив n и подставив I я, получим
|
|
n = E /CeФ = U – R я I я/CeК I я
Механическая характеристика ДПТ с последовательным воз буждением |
Механическая характеристика ДПТ с последовательным возбуждением нелинейна, является «мягкой», что свидетельствует об очень большом пусковом моменте. Из характеристики видно, что запрещается работа (пуск) двигателя без нагрузки (M с= 0) или с очень малой нагрузкой (M с << M ном), так как в результате недопустимо большого нарастания частоты вращения (двигатель идет «в разнос») наступает аварийное разрушение двигателя.
Двигатель со смешанным возбуждением. Наличие параллельной и последовательной обмоток возбуждения у двигателя приводит к тому, что механическая характеристика (кривая 3 на рис.) располагается между характеристиками ДПТ с параллельным возбуждением (кривая 1) и ДПТ с последовательным возбуждением (кривая 2). Двигатель с такой характеристикой обладает значительным пусковым моментом и не допускает «разноса». Изменяя соотношение между МДС обмоток, можно приблизить характеристику к кривой 1 или 2.