Распределение поля между полюсом и якорем (а) и нормальная составляющая поля (б) |
На рис., а показана зона действия магнитного поля одного полюса машины, где ГН – геометрические нейтрали. Величина полюсного шага τ = π D /(2 p), где D – диаметр якоря; 2 р – количество полюсов машины. Распределение нормальной составляющей индукции B вдоль зазора между полюсом и якорем показано на рис. б.
Найдем среднее значение ЭДС, индуцируемой в каждой из 2 а параллельных ветвей обмотки якоря. Для простой петлевой обмотки 2 а = 2 р. Пусть N – общее число проводников якоря. При вращении якоря с угловой скоростью Ω ЭДС в каждом активном проводнике
ei =ú ê = Bi = Bil = Bil u,
где dS = ldx – площадь, пересекаемая проводником за время dt; l – длина проводника; dx – расстояние, проходимое проводником за время dt; dx / dt = u = Ω D /2 – линейная скорость проводника.
Каждая из параллельных ветвей обмотки якоря содержит N /2 a последовательно включенных ЭДС ei. При большом числе секций обмотки якоря суммарная ЭДС каждой ветви почти неизменна:
|
|
,
где B ср = Ф/(l τ) – среднее значение магнитной индукции. Откуда
,
где С м = pN /(2π a) – конструктивная константа данной машины.
В инженерной практике вместо Ω используют частоту вращения n, измеряемую числом оборотов якоря в минуту:
об/ мин.
Перейдя к частоте вращения n, получим выражение для величины ЭДС в цепи якоря
,
где С е – константа ЭДС
С e = ≈.
Найдем выражение для момента M,действующего на якорь машины. Пусть I 1 – ток одной ветви обмотки якоря. Тогда полный ток якоря I я = 2 aI 1. Если на каждый проводник воздействует поле с усредненной магнитной индукцией B ср, то сила, действующая на один проводник F 1 = B ср lI 1, а момент этой силы M 1 = F 1 D /2. Полный момент M = M 1 N, действующий на якорь машины
,
где С м = Np /(2π a) – константа машины.
Схема ДПТ с независимым возбуж- дением |
На рис. показана схема ДПТ, содержащая цепь якоря с напряжением U, и цепь обмотки возбуждения, к которой подведено независимое напряжение возбуждения U в. В результате взаимодействия потока Ф обмотки возбуждения и тока якоря I я, на валу возникает момент М, который для двигателя является вращающим.
Схема замещения якоря ДПТ |
Уравнение цепи для схемы замещения цепи якоря (рис.) в установившемся режиме ДПТ (Ω = const) соответствует уравнению:
.
ЭДС Е направлена против тока I я, поэтому ее называют противоЭДС. Из уравнения динамики вращения двигателя
М = Jd Ω/ dt + М с,
где J – приведенный к валу двигателя момент инерции всех вращающихся частей. Из этого следует, что установившийся режим двигателя (Ω = const, d Ω/ dt = 0) возможен только при условии М = М С (М С – момент сопротивления механизма, подключенного к валу).
|
|
Если М ≠ М с, то d Ω/ dt ≠ 0, ток якоря и ЭДС изменяются и в двигателе наблюдается переходный процесс. При M > M c частота вращения увеличивается, так как d Ω /dt > 0. Для M < M c частота вращения убывает. Переходные процессы в ДПТ описываются уравнением
U = e + L я di я/ dt + R я i я,
где L я – индуктивность якорной цепи.
|
На рис. изображена принципиальная схема ГПТ с независимым возбуждением.
Схема ГПТ с неависимым возбуждением
Обмотка возбуждения ОВ питается от источника постоянного напряжения U в, а вал якоря приводится во вращение с помощью постороннего приводного двигателя, создающего вращающий момент М пд. При вращении якоря в его обмотке генерируется ЭДС Е. При отключенной нагрузке R н (холостой ход) ток в якоре отсутствует и электромагнитный момент М = 0. Теоретически в этом случае М пд = 0. Реально на валу якоря имеется незначительный момент сопротивления M c, создаваемый трением в подшипниках и аэродинамическим сопротивлением вращению. При подключенной нагрузке R н по цепи якоря идет ток I я, создающий момент М на валу. Но в отличие от двигателя этот момент является не вращающим, а тормозным, т. е. направлен против М пд. Это следует из закона сохранения энергии, а также из ПЛР.
В установившемся режиме электрическая схема замещения генератора имеет вид
Схема замещения якоря ГПК
Повторому закону Кирхгофа получаем уравнение ЭДС генератора:
E = U + I я R я.
Умножив формулы ЭДС двигателя и генератора на I я, получаем баланс мощностей:
,
где «–» соответствует режиму двигателя; «+» – генератора; EI я = Ω M – электромагнитная мощность, для ДПТ равная его механической мощности, а для ГПТ – механической мощности приводного двигателя.