1. Понятие цены. Виды цен
2. Взаимосвязь качества товаров и цены
3. Ценовая политика и методы ценообразования
В рыночная экономике цена – главный инструмент регулирования производства на основе спроса и предложения.
Цена – денежное выражение стоимости или то количество денег, за которое производитель готов отдать товар, а потребитель купить.
Факторы, влияющие на цену:
- закон спроса и предложения;
- закон конкуренции;
- эластичность спроса;
- государственная политика.
Функции цены
1. Учётная. Устанавливается на основе общественно-необходимых затрат.
2. Стимулирующая. Снижение затрат ниже общественно-необходимых путем повышения эффективности производства.
3.Распределительная. Через НДС, акцизы перераспределение дохода.
Задачи ценообразования
1.Обеспечение выживаемости.
2.Максимизация прибыли.
3.Удержание рынка и расширение своей доли.
Таким образом, цена определяет структуру и объем производства, влияет на массу прибыли, рентабельность продукции и производства, и на уровень жизни общества.
|
|
Виды цен
Цены классифицируются:
1.по отраслям и сферам обслуживания:
- оптовые цены на продажу промышленности;
- закупочные;
- сметы на строительство продукции;
- внешние торговые цены.
2.по степени участия государства:
- фиксированные;
- рыночные;
- свободные;
- договорные;
- регулируемые;
- предельные
3.по стадиям ценообразования:
- оптовая;
- отпускная;
- оптовая цена закупки;
- розничная цена.
4.по характеру ценовой информации:
- акционные;
- биржевые;
- твёрдые;
- скользящие.
Чем выше качество, тем выше цена. Качество продукции, совокупность свойств продукции обусловливает её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Согласно международному стандарту качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его свойствам.
Показатели качества:
1.функциональная пригодность;
2.показатель надёжности;
3.показатель безотказности;
4.показатель ремонтопригодности;
5.показатель долговечности;
6.показатель сохраняемости;
7.показатель эргономичности;
8.ресурсосберегающий;
9.природоохранные.
Высококачественная продукция наиболее конкурентоспособна, если рост её цены будет гарантировать реальную и достаточную выгоду покупателю. Поэтому рассчитывают верхний предел цены – когда она выгодна и производителю и покупателю. Нижний предел цены – когда она выгодна производителю. Они возмещают затраты и получают прибыль.
Экономический эффект рассчитывается путём сопоставления верхнего и нижнего предела цены.
Организация разрабатывает ценовую политику с учётом следующих факторов:
|
|
1.цели и задачи фирмы;
2.спрос и конъюнктура;
3.цены конкурентов;
4.прейскурантная политика государства.
Процесс ценообразования включает:
1.постановка задач ценообразования;
2.определение спроса;
3.определение издержек;
4.анализ цен и товаров конкурентов;
5.выбор методов ценообразования;
6.установление окончательной цены;
7.контроль над ценами.
Стратегия ценообразования:
1.стратегия выживания (путем установления низких цен);
2.стратегия расширения доли рынка за счёт установления невысоких цен и привлечения дополнительных покупателей;
3.стратегия по кривой освоения (покупатель товаров получает экономию по сравнению с последующим покупателем);
4.стратегия ассортиментного ценообразования (наборы предлагают дешевле, чем цены его элементов по отдельности);
5.стратегия лидерства и «снятия сливок» на высококачественные уникальные товары путём установления монопольно высоких цен;
6.борьба с конкурентами путём установления невысоких цен.
Методы ценообразования
Методы, основанные на затратах:
1.на основе полных затрат, то есть включают все затраты, приходящиеся на единицу продукции, то есть реальные издержки. Это возможно когда есть гарантированный спрос;
2.метод на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений от фактических;
3.метод прямых издержек - на основе определения прямых затрат, а косвенные относятся на финансовые результаты.
Метод, основанный по сходной цене на аналогичную продукцию:
4. Метод оценки реакции покупателя на основе изучения спроса, используя параметрический метод на основе технико-экономических показателей продукции.
Например, метод удельной цены.
- цена базового изделия;
- параметры нового.
Связь между объемом продаж и структурой издержек
Предприятие может зарабатывать прибыль, если объём реализации будет превышать некоторый критический объём выпуска.
Точка пересечения общих издержек и кривой выручки от реализации принято называть точкой безубыточности. При этой точке наступает окупаемость всех издержек.