Тема 9. Цена и ценообразование

1. Понятие цены. Виды цен

2. Взаимосвязь качества товаров и цены

3. Ценовая политика и методы ценообразования

В рыночная экономике цена – главный инструмент регулирования производства на основе спроса и предложения.

Цена – денежное выражение стоимости или то количество денег, за которое производитель готов отдать товар, а потребитель купить.

Факторы, влияющие на цену:

- закон спроса и предложения;

- закон конкуренции;

- эластичность спроса;

- государственная политика.

Функции цены

1. Учётная. Устанавливается на основе общественно-необходимых затрат.

2. Стимулирующая. Снижение затрат ниже общественно-необходимых путем повышения эффективности производства.

3.Распределительная. Через НДС, акцизы перераспределение дохода.

Задачи ценообразования

1.Обеспечение выживаемости.

2.Максимизация прибыли.

3.Удержание рынка и расширение своей доли.

Таким образом, цена определяет структуру и объем производства, влияет на массу прибыли, рентабельность продукции и производства, и на уровень жизни общества.

Виды цен

Цены классифицируются:

1.по отраслям и сферам обслуживания:

- оптовые цены на продажу промышленности;

- закупочные;

- сметы на строительство продукции;

- внешние торговые цены.

2.по степени участия государства:

- фиксированные;

- рыночные;

- свободные;

- договорные;

- регулируемые;

- предельные

3.по стадиям ценообразования:

- оптовая;

- отпускная;

- оптовая цена закупки;

- розничная цена.

4.по характеру ценовой информации:

- акционные;

- биржевые;

- твёрдые;

- скользящие.

Чем выше качество, тем выше цена. Качество продукции, совокупность свойств продукции обусловливает её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Согласно международному стандарту качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его свойствам.

Показатели качества:

1.функциональная пригодность;

2.показатель надёжности;

3.показатель безотказности;

4.показатель ремонтопригодности;

5.показатель долговечности;

6.показатель сохраняемости;

7.показатель эргономичности;

8.ресурсосберегающий;

9.природоохранные.

Высококачественная продукция наиболее конкурентоспособна, если рост её цены будет гарантировать реальную и достаточную выгоду покупателю. Поэтому рассчитывают верхний предел цены – когда она выгодна и производителю и покупателю. Нижний предел цены – когда она выгодна производителю. Они возмещают затраты и получают прибыль.

Экономический эффект рассчитывается путём сопоставления верхнего и нижнего предела цены.

Организация разрабатывает ценовую политику с учётом следующих факторов:

1.цели и задачи фирмы;

2.спрос и конъюнктура;

3.цены конкурентов;

4.прейскурантная политика государства.

Процесс ценообразования включает:

1.постановка задач ценообразования;

2.определение спроса;

3.определение издержек;

4.анализ цен и товаров конкурентов;

5.выбор методов ценообразования;

6.установление окончательной цены;

7.контроль над ценами.

Стратегия ценообразования:

1.стратегия выживания (путем установления низких цен);

2.стратегия расширения доли рынка за счёт установления невысоких цен и привлечения дополнительных покупателей;

3.стратегия по кривой освоения (покупатель товаров получает экономию по сравнению с последующим покупателем);

4.стратегия ассортиментного ценообразования (наборы предлагают дешевле, чем цены его элементов по отдельности);

5.стратегия лидерства и «снятия сливок» на высококачественные уникальные товары путём установления монопольно высоких цен;

6.борьба с конкурентами путём установления невысоких цен.

Методы ценообразования

Методы, основанные на затратах:

1.на основе полных затрат, то есть включают все затраты, приходящиеся на единицу продукции, то есть реальные издержки. Это возможно когда есть гарантированный спрос;

2.метод на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений от фактических;

3.метод прямых издержек - на основе определения прямых затрат, а косвенные относятся на финансовые результаты.

Метод, основанный по сходной цене на аналогичную продукцию:

4. Метод оценки реакции покупателя на основе изучения спроса, используя параметрический метод на основе технико-экономических показателей продукции.

Например, метод удельной цены.

- цена базового изделия;

- параметры нового.

Связь между объемом продаж и структурой издержек

Предприятие может зарабатывать прибыль, если объём реализации будет превышать некоторый критический объём выпуска.

Точка пересечения общих издержек и кривой выручки от реализации принято называть точкой безубыточности. При этой точке наступает окупаемость всех издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: