1.Понятие планирования. Принципы и методы.
2.Виды планирования
3.Бизнес-план предприятия. Назначение, содержание, порядок разработки.
Для успешной деятельности организации осуществляется процесс планирования – это разработка и корректировка планов, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию, и описание деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу.
Планирование – это процесс определения целей, стратегий и способов их достижения за определенный период времени, исходя из предположений о будущих вероятных условий выполнения плана.
Преимущества:
1.позволяет использовать будущие благоприятные условия и выявить проблемы;
2.улучшает координацию действий в организации;
3.обеспечивает возможности фирмы необходимой информацией;
4.способствует более рациональному использованию всех видов ресурсов;
5.позволяет увязать интересы каждого работника с общими и задачами организации;
6.улучшает контроль;
7.обеспечивает объективную оценку работе каждого.
|
|
Этапы планирования:
1.Постановка целей. Разработка долгосрочных стратегических целей. Конкретизация этих целей и задач перед организацией, определение задач подразделений и каждого работника.
2.Планирование работы. Установление основных этапов выполнения работы, разработка планов по реализации поставленных задач, выявление потребностей в обучении и ресурсном обеспечении.
3.Текущий контроль. Разработка и внедрение процедур контроля и механизмов обратной связи.
4.Оценка достигнутых результатов и подведение итогов. Выявление факторов успешной и неэффективной работы по выполнению планов.
Принципы:
1.принцип единства;
2.принцип участия;
3.принцип приоритетности;
4.принцип непрерывности;
5.принцип гибкости;
6.принцип обоснованности;
7.принцип встречности.
Методы планирования:
1.балансовый;
2.нормативный;
3.программно-целевой;
4.экономико-математическое моделирование.
Виды планирования
В зависимости от длительности планового периода различают:
- долгосрочное планирование;
- среднесрочное планирование;
- краткосрочное планирование.
В зависимости от хозяйственной деятельности различают:
- планы производства;
- планы маркетинга;
- финансовые планы и т.д.
В зависимости от структуры различают:
- планы объединений;
- планы подразделений;
- планы отдельных работников.
Долгосрочное планирование учитывает временной фактор на 5-10 лет, но в условиях неопределенности он не всегда эффективен. Разновидностью долгосрочного планирования является стратегическое планирование. Сущность: выработка главных целей, основных направлений, новых возможностей фирмы.
|
|
Процесс стратегии, планирования включает в себя определенные миссии и программы фирм.
Исходя из миссии, разрабатываются различные цели и задачи (внедрение новых технологий, расширение ассортимента). Анализ внешней среды и ваших возможностей путем изучения сильных и слабых сторон, деятельности и определения той или иной стратегии. Разработка тактики.
Среднесрочное планирование. Осуществляется на основе стратегии и охватывает период от 3 до 5 лет с указанием основных показателей, объемов производства, инвестиций и их источников.
Краткосрочное планирование, где рассматриваются конкретные цели и задачи и разрабатываются календарные планы на месяц, квартал, день.
Это конкретный план действий с указанием основных мероприятий, сроков, ответственных лиц и необходимых ресурсов.
Основными разделами плана развития предприятия являются:
- план производственной программы;
- план повышения экономической эффективности производства;
- план капитальных вложений и капитального строительства;
- план материально-технического обеспечения;
- план маркетинга;
- план по труду и заработной плате;
- план социального развития и т.д.
Таким образом, каждое подразделение разрабатывает свои планы, которые увязываются с другими планами, что обеспечивает их взаимозависимость и согласование.
Также существуют следующие виды оперативных бюджетов:
бюджет закупок - расходы на приобретение всех необходимых материалов;
трудовой бюджет – издержки труда, необходимые для организации деятельности;
бюджет административных расходов;
финансовый бюджет – бюджет наличности, дополнительных вложений в капитал.
Бизнес-планирование
Бизнес-план – это важнейший документ, необходимый при освоении новых сфер деятельности или модернизации существующих.
Бизнес-план – это план развития предприятия, обосновывающий целесообразность нового проекта на основе всестороннего изучения новой деятельности.
Таким образом, бизнес-план позволяет выявить трудности и проблемы, показать преимущества деятельности и доказать прибыльность этого проекта для привлечения инвесторов.
Структура бизнес-плана
1. Титульный лист или оглавление.
2. Резюме. Краткие выводы, которые пишутся в конце, но предоставляются в начале.
В резюме указываются основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель. Это самооценка вашей деятельности с указанием преимуществ. Должно быть кратким, понятным и убедительным.
3. История бизнеса. Составляется для тех организаций, которые имеют путь развития. Нужно показать реальные успехи, достижения, вызывающие доверие инвесторов.
4. Положение дел в отрасли. Описывается размер рынка, способность к развитию, наличие конкурентов и их доля на рынке и делается вывод об общей привлекательности рынка в данной отрасли.
5. Описание продуктов и услуг. Детальное описание будущих товаров и способов применения, отличительные особенности, уникальность. Необходимо наглядное представление через фото, макет.
6. Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Исследуется деятельность конкурентов, выявляются слабые и сильные стороны и разрабатывается своя конкурентная стратегия с учётом возможных ответных действий со стороны конкурентов.
7. План маркетинга. Оценка спроса, ёмкости рынка, характера потребителей, определение сегмента и разработка товарной, ценовой, сбытовой политики и определение своей маркетинговой стратегии.
8. План производства. Пишется для тех организаций. Где есть производство. Разрабатывается технология, определяется состав оборудования, численность работников и определяются все затраты.
9. Организаторский план. Выбор формы собственности, распределение полномочий и ответственности и управление людьми.
|
|
10. Правовое обеспечение фирмы (дата создания, регистрация, учредительные документы и законодательная база вашей деятельности).
11. Оценка риска и страхования. Возможные риски и основные методы защиты от их влияния.
12. Финансовый план. Баланс доходов и расходов. План движения денежных средств, план отчёта доходов и расходов.
13. Стратегия финансирования. Расчет сроков окупаемости и оценка эффективности инвестиционного проекта