Тема 12. Планирование деятельности организации

1.Понятие планирования. Принципы и методы.

2.Виды планирования

3.Бизнес-план предприятия. Назначение, содержание, порядок разработки.

Для успешной деятельности организации осуществляется процесс планирования – это разработка и корректировка планов, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию, и описание деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу.

Планирование – это процесс определения целей, стратегий и способов их достижения за определенный период времени, исходя из предположений о будущих вероятных условий выполнения плана.

Преимущества:

1.позволяет использовать будущие благоприятные условия и выявить проблемы;

2.улучшает координацию действий в организации;

3.обеспечивает возможности фирмы необходимой информацией;

4.способствует более рациональному использованию всех видов ресурсов;

5.позволяет увязать интересы каждого работника с общими и задачами организации;

6.улучшает контроль;

7.обеспечивает объективную оценку работе каждого.

Этапы планирования:

1.Постановка целей. Разработка долгосрочных стратегических целей. Конкретизация этих целей и задач перед организацией, определение задач подразделений и каждого работника.

2.Планирование работы. Установление основных этапов выполнения работы, разработка планов по реализации поставленных задач, выявление потребностей в обучении и ресурсном обеспечении.

3.Текущий контроль. Разработка и внедрение процедур контроля и механизмов обратной связи.

4.Оценка достигнутых результатов и подведение итогов. Выявление факторов успешной и неэффективной работы по выполнению планов.

Принципы:

1.принцип единства;

2.принцип участия;

3.принцип приоритетности;

4.принцип непрерывности;

5.принцип гибкости;

6.принцип обоснованности;

7.принцип встречности.

Методы планирования:

1.балансовый;

2.нормативный;

3.программно-целевой;

4.экономико-математическое моделирование.

Виды планирования

В зависимости от длительности планового периода различают:

- долгосрочное планирование;

- среднесрочное планирование;

- краткосрочное планирование.

В зависимости от хозяйственной деятельности различают:

- планы производства;

- планы маркетинга;

- финансовые планы и т.д.

В зависимости от структуры различают:

- планы объединений;

- планы подразделений;

- планы отдельных работников.

Долгосрочное планирование учитывает временной фактор на 5-10 лет, но в условиях неопределенности он не всегда эффективен. Разновидностью долгосрочного планирования является стратегическое планирование. Сущность: выработка главных целей, основных направлений, новых возможностей фирмы.

Процесс стратегии, планирования включает в себя определенные миссии и программы фирм.

Исходя из миссии, разрабатываются различные цели и задачи (внедрение новых технологий, расширение ассортимента). Анализ внешней среды и ваших возможностей путем изучения сильных и слабых сторон, деятельности и определения той или иной стратегии. Разработка тактики.

Среднесрочное планирование. Осуществляется на основе стратегии и охватывает период от 3 до 5 лет с указанием основных показателей, объемов производства, инвестиций и их источников.

Краткосрочное планирование, где рассматриваются конкретные цели и задачи и разрабатываются календарные планы на месяц, квартал, день.

Это конкретный план действий с указанием основных мероприятий, сроков, ответственных лиц и необходимых ресурсов.

Основными разделами плана развития предприятия являются:

- план производственной программы;

- план повышения экономической эффективности производства;

- план капитальных вложений и капитального строительства;

- план материально-технического обеспечения;

- план маркетинга;

- план по труду и заработной плате;

- план социального развития и т.д.

Таким образом, каждое подразделение разрабатывает свои планы, которые увязываются с другими планами, что обеспечивает их взаимозависимость и согласование.

Также существуют следующие виды оперативных бюджетов:

бюджет закупок - расходы на приобретение всех необходимых материалов;

трудовой бюджет – издержки труда, необходимые для организации деятельности;

бюджет административных расходов;

финансовый бюджет – бюджет наличности, дополнительных вложений в капитал.

Бизнес-планирование

Бизнес-план – это важнейший документ, необходимый при освоении новых сфер деятельности или модернизации существующих.

Бизнес-план – это план развития предприятия, обосновывающий целесообразность нового проекта на основе всестороннего изучения новой деятельности.

Таким образом, бизнес-план позволяет выявить трудности и проблемы, показать преимущества деятельности и доказать прибыльность этого проекта для привлечения инвесторов.

Структура бизнес-плана

1. Титульный лист или оглавление.

2. Резюме. Краткие выводы, которые пишутся в конце, но предоставляются в начале.

В резюме указываются основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель. Это самооценка вашей деятельности с указанием преимуществ. Должно быть кратким, понятным и убедительным.

3. История бизнеса. Составляется для тех организаций, которые имеют путь развития. Нужно показать реальные успехи, достижения, вызывающие доверие инвесторов.

4. Положение дел в отрасли. Описывается размер рынка, способность к развитию, наличие конкурентов и их доля на рынке и делается вывод об общей привлекательности рынка в данной отрасли.

5. Описание продуктов и услуг. Детальное описание будущих товаров и способов применения, отличительные особенности, уникальность. Необходимо наглядное представление через фото, макет.

6. Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Исследуется деятельность конкурентов, выявляются слабые и сильные стороны и разрабатывается своя конкурентная стратегия с учётом возможных ответных действий со стороны конкурентов.

7. План маркетинга. Оценка спроса, ёмкости рынка, характера потребителей, определение сегмента и разработка товарной, ценовой, сбытовой политики и определение своей маркетинговой стратегии.

8. План производства. Пишется для тех организаций. Где есть производство. Разрабатывается технология, определяется состав оборудования, численность работников и определяются все затраты.

9. Организаторский план. Выбор формы собственности, распределение полномочий и ответственности и управление людьми.

10. Правовое обеспечение фирмы (дата создания, регистрация, учредительные документы и законодательная база вашей деятельности).

11. Оценка риска и страхования. Возможные риски и основные методы защиты от их влияния.

12. Финансовый план. Баланс доходов и расходов. План движения денежных средств, план отчёта доходов и расходов.

13. Стратегия финансирования. Расчет сроков окупаемости и оценка эффективности инвестиционного проекта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: