Проверка товара перед продажей

Мастера-смотрители в цехах,

При строительстве пирамид

Фарфор, измерительные инструменты

Средние века – принципы мастерства,

Рисунок 2.21 История стандартизации

В 1993г. был введён в действие Закон РФ от 10 июня 1993г. №5154-1 «О стандартизации», в соответствии с которым цели и задачи стандартизации были приближены к изменившейся в стране социально – экономической ситуации. Данный закон утратил силу после введения Федерального закона «О техническом регулировани и».

Цели и задачи закона включали обеспечение:

• безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоро­вья, окружающей среды и имущества;

• технической (конструктивной, электромагнитной и др.) и информационной совместимости; взаимозаменяемости продук­ции; согласования и увязки ее показателей и характеристик;

классификации, кодирования унификации объектов; типизации и агрегатирования машин и изделий;

• единства методов контроля;

• единства маркировки;

• устранения технических барьеров в производстве и тор­говле;

• конкурентоспособности продукции;

• качества продукции в интересах потребителя и государ­ства;

• экономии всех видов ресурсов (снижение материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, применение малоотходных технологий);

• безопасности всех видов хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф;

• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Важнейшим направлением деятельности Госстандарта РФ как руководящего органа в области стандартизации оставалась разработка отечественных, межгосударственных и международных стандартов. Впервые в государственные стан­дарты, как это давно принято в мировой практике, были введены обязательные и добровольные требования.

К концу XX в. создан фонд нормативных документов, вклю­чающий более 23 тысяч государственных стандартов, которые позволяли обеспечить многосторонние воздействия на про­дукцию (работы, услуги), производственные процессы и сферу управления.

В 1998г. Госстандарт РФ принял Концепцию нацио­нальной системы стандартизации. Это было связано с возросшей необходимостью:

• усиления роли стандартизации в государственном регу­лировании экономики при общей ее ориентации на рыночный характер и высокий уровень самостоятельности субъектов хо­зяйственной деятельности;

• интеграции экономики РФ с европейской и мировой эко­номикой путём вступления России в ВТО;

• активизации участия РФ в деятельности междуна­родных организаций по стандартизации и метрологии — ИСО, МЭК, СЕНЭЛЕК, ПАСК, МОЗМ и других;

• поэтапного снижения зависимости отечественного рынка от импорта и повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг.

Однако изменений в области стандартизации, предусмот­ренных Концепцией, оказалось недостаточно для решения на­зревших проблем в различных сферах внутренней и внешней экономической деятельности государства. Истинное реформи­рование стандартизации в РФ предусмотрено Законом о техни­ческом регулировании.

Государственные стандарты РФ из основного инструмента государственного технического регулирования трансформиру­ются в российские национальные стандарты признанные обществом, но добровольные для применения технические пра­вила, которые способствуют соблюдению обязательных требо­ваний, устанавливаемых в технических регламентах.

После принятия данного Закона в средствах массовой информации и публичных выступлениях представителей раз­личных сфер деятельности появились высказывания о том, что вступление в силу технических регламентов приведёт к отмене всех стандартов, так как они являются избыточным админист­ративным барьером и связывают инициативу бизнеса. Выдвига­лись также предложения о полном финансировании разработки стандартов со стороны бизнес - сообщества. Государство в этих предложениях практически не упоминалось — ни как заинте­ресованная сторона, имеющая свои интересы и приоритеты, ни как участник процесса стандартизации.

Вместе с тем стандартизация играет большую роль в развитии производства, услуг, повышении экономических показа­телей деятельности организаций, увеличении ВВП. Стандарты основываются на обобщённых результатах науки, техники и практического опыта, накопленного в различных сферах дея­тельности, и должны обеспечивать оптимальную пользу общест­ву.

Из опыта развития стандартизации в РФ и других странах известно, что стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Однако высокие требования, не соответствующие возможностям организаций, являются неоправданными и нецелесообразными и могут привести к разрушению организаций.

Эффективная государственная политика в области стан­дартизации возможна лишь при наличии национальной системы стандартизации, обеспечивающей при разработке и применении национальных стандартов баланс интересов органов государст­венного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

Существует ряд международных документов, устанав­ливающих принципы взаимосвязи стандартов и технических регламентов. Рекомендациями для правительств Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) относительно по­литики в области стандартизации предусмотрено следующее:

«...правительствам стран-членов ЕЭК ООН следует, по возмож­ности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные, региональные или, предпочтительно, междуна­родные стандарты, если таковые существуют, и поощрять более широкое применение метода «ссылки на стандарты»...».

В нашей стране предстоит решить принципиально новую зад задачу формирования технического законодательства, и для её решения необходимо использовать опыт других стран, особенно основных торговых партнеров России — стран ЕС и стран СНГ.

Цели и задачи стандартизации нельзя сводить только к обеспечению безопасности. В нашей стране требования к другим показателям качества будут повышаться постепенно, по мере дальнейшего развития экономики страны и материально - технической базы организаций. Это обусловлено тем, что резкое повышение уровня требований является непосильным для боль­шинства промышленных предприятий и других организаций.

Во многих индустриально развитых странах действуют самые разные системы (программно-целевые блоки) в области стандартизации. В РФ действует 15 систем и 10 комплексов стандартов:

Единая система конструкторской документации (ЕСКД);

Единая система технологической документации (ЕСТД);

Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП);

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) и другие.

Действующие системы и комплексы обеспечивают техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость про­дукции, согласование и увязку показателей и характеристик продукции, экономию всех видов ресурсов. С начала 80-х гг. XX в. в системе стандартизации РФ отменено 11 систем и комплексов стандартов из-за изменения уклада экономики сугубо отраслевой направленности (например, Управление технологиче­скими процессами, Единая система государственного управления каче­ством продукции и т. д.).

Большое значение в развитии стандартизации имеет своевременная разработка её стратегий (концепций), соответ­ствующих сложившейся в стране экономической ситуации, требованиям рынка и общества, повышения статуса стандартов в жизни общества и государства. Национальные органы по стан­дартизации ведущих стран разрабатывают стратегии нацио­нальных систем стандартизации, учитывая как интересы самой страны, так и стратегические планы развития международных систем стандартизации ИСО и МЭК, положения Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Проекты концепций проходят широкое обсуждение с участием правительственных структур, представителей промышленности и науки, обществ потребителей.

В 2006г. в Российской федерации утверждена Правительством РФ новая Концепция развития национальной системы стандартизации на период до 2010г. В ней определены основные направления реформирования системы национальной стандартизации:

развитие правовых основ стандартизации;

• функциональные и структурные преобразования системы;

• реформирование экономических основ стандартизации;

• усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандар­тизации;

• расширение участия промышленности и общества в про­цессах международной и национальной стандартизации;

• развитие фонда национальных стандартов;

• создание современного информационного обеспечения в области стандартизации и т. д.

Концепция развития национальной системы стандартиза­ции позволяет обеспечить:

• участие в работах по стандартизации, как государства, так и потребителей стандартов;

• презумпцию соответствия требованиям технических регламентов при условии соответствия национальным стан­дартам;

• совершенствование организационной структуры и плани­рования стандартизации на федеральном уровне;

• внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;

• сокращение сроков разработки российских национальных стандартов;

• максимальное применение международных и региональ­ных стандартов.

В 2006г. началась реализация положения Концепции разви­тия национальной стандартизации об обеспечении программно-целевого планирования разработки национальных стандартов.

Разрабатываются следующие целевые программы:

• перспективная программа развития национальных стандар­тов, обеспечивающая их гармонизацию с международными стан­дартами в научно-технической и производственной сферах;

• перспективная программа стандартизации агропромыш­ленного комплекса на 2008-2011 гг. с учётом необходимости пересмотра действующего отраслевого стандарта;

• перспективная программа стандартизации в области социальной защиты населения на 2008-2011 гг. (с целью обеспечения целевой программы «Социальная поддержка инвалидов»),

• перспективная программа стандартизации в области ока­зания услуг населению;

• перспективная программа стандартизации в области строительства на 2008-2011 гг.

Перспективная программа развития национальных стан­дартов, обеспечивающая их гармонизацию с международными стандартами в научно-технической и производственной сферах рассчитана на 2008-2012 гг. Она осуществляется в соответствии с решением Совета безопасности РФ.

Целью программы является:

• повышение уровня гармонизации национальных и между­народных стандартов в научно-технической и производственной сферах;

• передача на внутренний рынок продуктов инновационной деятельности;

• повышение безопасности и конкурентоспособности про­дукции (технологий);

• содействие реализации национальных проектов.

В первоочередном порядке должна быть обеспечена разра­ботка гармонизированных национальных стандартов в следую­щих приоритетных областях: топливо и энергетика; транспорт; информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; научные приборы и ресурсосбережение.

Весьма актуальной является подготовка изменений (допол­нений) в нормативные и правовые акты, предусматривающих необходимость использования национальных стандартов при заключении государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд; проведении работ в области техни­ческого регулирования; реализации крупных инвестиционных проектов; проведении программ обязательного страхования; обеспечении государственных гарантий и кредитов.

Для реализации Закона «О техническом регулировании» в части стандартизации с 1 июля 2005г. введены в действие нацио­нальные стандарты комплекса «Стандартизация в Российской Федерации», который заменяет действовавший ранее комплекс стандартов «Государственная система стандартизации Россий­ской Федерации (ГСС РФ)».

Ниже приведены обозначения и наименования стандартов комплекса «Стандартизация в Российской Федерации»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: