Мастера-смотрители в цехах,
При строительстве пирамид
Фарфор, измерительные инструменты
Средние века – принципы мастерства,
Рисунок 2.21 История стандартизации
В 1993г. был введён в действие Закон РФ от 10 июня 1993г. №5154-1 «О стандартизации», в соответствии с которым цели и задачи стандартизации были приближены к изменившейся в стране социально – экономической ситуации. Данный закон утратил силу после введения Федерального закона «О техническом регулировани и».
Цели и задачи закона включали обеспечение:
• безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества;
• технической (конструктивной, электромагнитной и др.) и информационной совместимости; взаимозаменяемости продукции; согласования и увязки ее показателей и характеристик;
классификации, кодирования унификации объектов; типизации и агрегатирования машин и изделий;
• единства методов контроля;
• единства маркировки;
• устранения технических барьеров в производстве и торговле;
• конкурентоспособности продукции;
• качества продукции в интересах потребителя и государства;
• экономии всех видов ресурсов (снижение материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, применение малоотходных технологий);
• безопасности всех видов хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф;
• обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Важнейшим направлением деятельности Госстандарта РФ как руководящего органа в области стандартизации оставалась разработка отечественных, межгосударственных и международных стандартов. Впервые в государственные стандарты, как это давно принято в мировой практике, были введены обязательные и добровольные требования.
К концу XX в. создан фонд нормативных документов, включающий более 23 тысяч государственных стандартов, которые позволяли обеспечить многосторонние воздействия на продукцию (работы, услуги), производственные процессы и сферу управления.
В 1998г. Госстандарт РФ принял Концепцию национальной системы стандартизации. Это было связано с возросшей необходимостью:
• усиления роли стандартизации в государственном регулировании экономики при общей ее ориентации на рыночный характер и высокий уровень самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности;
• интеграции экономики РФ с европейской и мировой экономикой путём вступления России в ВТО;
• активизации участия РФ в деятельности международных организаций по стандартизации и метрологии — ИСО, МЭК, СЕНЭЛЕК, ПАСК, МОЗМ и других;
• поэтапного снижения зависимости отечественного рынка от импорта и повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг.
Однако изменений в области стандартизации, предусмотренных Концепцией, оказалось недостаточно для решения назревших проблем в различных сферах внутренней и внешней экономической деятельности государства. Истинное реформирование стандартизации в РФ предусмотрено Законом о техническом регулировании.
Государственные стандарты РФ из основного инструмента государственного технического регулирования трансформируются в российские национальные стандарты — признанные обществом, но добровольные для применения технические правила, которые способствуют соблюдению обязательных требований, устанавливаемых в технических регламентах.
После принятия данного Закона в средствах массовой информации и публичных выступлениях представителей различных сфер деятельности появились высказывания о том, что вступление в силу технических регламентов приведёт к отмене всех стандартов, так как они являются избыточным административным барьером и связывают инициативу бизнеса. Выдвигались также предложения о полном финансировании разработки стандартов со стороны бизнес - сообщества. Государство в этих предложениях практически не упоминалось — ни как заинтересованная сторона, имеющая свои интересы и приоритеты, ни как участник процесса стандартизации.
Вместе с тем стандартизация играет большую роль в развитии производства, услуг, повышении экономических показателей деятельности организаций, увеличении ВВП. Стандарты основываются на обобщённых результатах науки, техники и практического опыта, накопленного в различных сферах деятельности, и должны обеспечивать оптимальную пользу обществу.
Из опыта развития стандартизации в РФ и других странах известно, что стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Однако высокие требования, не соответствующие возможностям организаций, являются неоправданными и нецелесообразными и могут привести к разрушению организаций.
Эффективная государственная политика в области стандартизации возможна лишь при наличии национальной системы стандартизации, обеспечивающей при разработке и применении национальных стандартов баланс интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.
Существует ряд международных документов, устанавливающих принципы взаимосвязи стандартов и технических регламентов. Рекомендациями для правительств Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) относительно политики в области стандартизации предусмотрено следующее:
«...правительствам стран-членов ЕЭК ООН следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные, региональные или, предпочтительно, международные стандарты, если таковые существуют, и поощрять более широкое применение метода «ссылки на стандарты»...».
В нашей стране предстоит решить принципиально новую зад задачу формирования технического законодательства, и для её решения необходимо использовать опыт других стран, особенно основных торговых партнеров России — стран ЕС и стран СНГ.
Цели и задачи стандартизации нельзя сводить только к обеспечению безопасности. В нашей стране требования к другим показателям качества будут повышаться постепенно, по мере дальнейшего развития экономики страны и материально - технической базы организаций. Это обусловлено тем, что резкое повышение уровня требований является непосильным для большинства промышленных предприятий и других организаций.
Во многих индустриально развитых странах действуют самые разные системы (программно-целевые блоки) в области стандартизации. В РФ действует 15 систем и 10 комплексов стандартов:
Единая система конструкторской документации (ЕСКД);
Единая система технологической документации (ЕСТД);
Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП);
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) и другие.
Действующие системы и комплексы обеспечивают техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость продукции, согласование и увязку показателей и характеристик продукции, экономию всех видов ресурсов. С начала 80-х гг. XX в. в системе стандартизации РФ отменено 11 систем и комплексов стандартов из-за изменения уклада экономики сугубо отраслевой направленности (например, Управление технологическими процессами, Единая система государственного управления качеством продукции и т. д.).
Большое значение в развитии стандартизации имеет своевременная разработка её стратегий (концепций), соответствующих сложившейся в стране экономической ситуации, требованиям рынка и общества, повышения статуса стандартов в жизни общества и государства. Национальные органы по стандартизации ведущих стран разрабатывают стратегии национальных систем стандартизации, учитывая как интересы самой страны, так и стратегические планы развития международных систем стандартизации ИСО и МЭК, положения Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Проекты концепций проходят широкое обсуждение с участием правительственных структур, представителей промышленности и науки, обществ потребителей.
В 2006г. в Российской федерации утверждена Правительством РФ новая Концепция развития национальной системы стандартизации на период до 2010г. В ней определены основные направления реформирования системы национальной стандартизации:
• развитие правовых основ стандартизации;
• функциональные и структурные преобразования системы;
• реформирование экономических основ стандартизации;
• усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации;
• расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации;
• развитие фонда национальных стандартов;
• создание современного информационного обеспечения в области стандартизации и т. д.
Концепция развития национальной системы стандартизации позволяет обеспечить:
• участие в работах по стандартизации, как государства, так и потребителей стандартов;
• презумпцию соответствия требованиям технических регламентов при условии соответствия национальным стандартам;
• совершенствование организационной структуры и планирования стандартизации на федеральном уровне;
• внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;
• сокращение сроков разработки российских национальных стандартов;
• максимальное применение международных и региональных стандартов.
В 2006г. началась реализация положения Концепции развития национальной стандартизации об обеспечении программно-целевого планирования разработки национальных стандартов.
Разрабатываются следующие целевые программы:
• перспективная программа развития национальных стандартов, обеспечивающая их гармонизацию с международными стандартами в научно-технической и производственной сферах;
• перспективная программа стандартизации агропромышленного комплекса на 2008-2011 гг. с учётом необходимости пересмотра действующего отраслевого стандарта;
• перспективная программа стандартизации в области социальной защиты населения на 2008-2011 гг. (с целью обеспечения целевой программы «Социальная поддержка инвалидов»),
• перспективная программа стандартизации в области оказания услуг населению;
• перспективная программа стандартизации в области строительства на 2008-2011 гг.
Перспективная программа развития национальных стандартов, обеспечивающая их гармонизацию с международными стандартами в научно-технической и производственной сферах рассчитана на 2008-2012 гг. Она осуществляется в соответствии с решением Совета безопасности РФ.
Целью программы является:
• повышение уровня гармонизации национальных и международных стандартов в научно-технической и производственной сферах;
• передача на внутренний рынок продуктов инновационной деятельности;
• повышение безопасности и конкурентоспособности продукции (технологий);
• содействие реализации национальных проектов.
В первоочередном порядке должна быть обеспечена разработка гармонизированных национальных стандартов в следующих приоритетных областях: топливо и энергетика; транспорт; информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; научные приборы и ресурсосбережение.
Весьма актуальной является подготовка изменений (дополнений) в нормативные и правовые акты, предусматривающих необходимость использования национальных стандартов при заключении государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд; проведении работ в области технического регулирования; реализации крупных инвестиционных проектов; проведении программ обязательного страхования; обеспечении государственных гарантий и кредитов.
Для реализации Закона «О техническом регулировании» в части стандартизации с 1 июля 2005г. введены в действие национальные стандарты комплекса «Стандартизация в Российской Федерации», который заменяет действовавший ранее комплекс стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ)».
Ниже приведены обозначения и наименования стандартов комплекса «Стандартизация в Российской Федерации»: