Официальные языки ИСО — английский, французский и русский

Провести оптимизацию правил и процедур разработки и принятия национальных стандартов, структуры национальной системы стандартизации и функций ее участников с использованием международного опыта. Повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов. Усилить роль и повысить авторитет Российской Федерации в международной (региональной) стандартизации.

Обеспечить применение при разработке стандартов системных методов программно-целевого планирования, учет взаимопроникающих требований и методов различных отраслей знаний и видов техники с целью достижения консенсуса и снятия технических барьеров на рынке.

Обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов экономики с высоким потенциалом развития и роста, повышения конкурентоспособности и качества отечественной продукции, работ и услуг.

2. Позиционировать национальный стандарт как «общест­венный продукт», принятый на основе консенсуса и отражаю­щий баланс интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и по­требителей.

3. Обеспечить создание национальной системы стандарти­зации, адаптивной к требованиям и запросам изменяющегося мира и рынка.

4. Обеспечить приоритетное использование национальных стандартов для обеспечения национальных интересов России, выполнения международных обязательств и поддержки соци­ально-экономической государственной политики.

5. Создать механизм приоритетной разработки нацио­нальных стандартов, применяемых в качестве доказательной базы технических регламентов, направленных на повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение возможности террористических актов, а так­же охрану труда, экологию, информационную и техническую совместимость.

8. Обеспечить прозрачность и привлекательность для об­щества стандартизации как средства, позволяющего достигнуть существенного социально-экономического эффекта и обеспечи­вающего баланс интересов всех заинтересованных сторон.

9. Обеспечить создание экономической модели националь­ной системы стандартизации, адекватной новым экономическим условиям, обеспечивающей привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию.

Основные принципы стандартизации в Российской Федера­ции,обеспечивающие достижение целей и задач её развития(ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основ­ные положения):

добровольность применения стандартов;

• достижение при разработке и принятии стандартов кон­сенсуса всех заинтересованных сторон;

• использование международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;

открытость процессов разработки национальных стан­дартов;

• комплексность стандартизации для взаимосвязанных объектов;

• недопустимость установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;

• установление требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий с уче­том имеющихся ограничений по их реализации;

• установление требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;

• чёткость и ясность изложения стандартов для обеспечения однозначности понимания их требований;

• исключение дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стан­дартизации;

• недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выпол­нения целей стандартизации;

• доступность представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.

Содержание основных принципов:

1. Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем зако­нодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.

Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003г., сохраняется (до приня­тия соответствующих технических регламентов) в части:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физи­ческих или юридических лиц, государственного или муници­пального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья живот­ных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением.

2. Национальные стандарты должны утверждаться при отсутствии серьёзных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т. е. при общем согласии (консенсусе). Консенсус достигается в результате про­цедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при котором учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения. При этом принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны.

3. Международные и региональные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребите­лей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран. Поэтому их применение при разработке национальных стан­дартов является одним из важных условий выхода продукции на мировой рынок.

4. Разработка национальных стандартов должна выпол­няться открыто с участием технических комитетов по стан­дартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и/или физические лица, заинтере­сованные в стандартизации того или иного объекта.

Открытость процессов разработки национальных стандар­тов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от плани­рования разработки до принятия стандарта. Это достигается:

— публикацией программ разработки национальных стан­дартов и уведомлений об их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении;

— публичностью обсуждения проектов национальных стан­дартов;

— единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспер­тизой всех проектов стандартов.

5. При проведении работ по национальной стандартизации необходимо обеспечить её комплексность — целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимо­увязанных требований к самому объекту стандартизации и его составным частям и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект стандартизации, путем согла­сования их показателей, норм и требований.

6. Недопустимо установление в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам.

7. Требования национальных стандартов должны устанав­ливаться на основе использования современных достижений науки, технологий и практического опыта с учетом последних редакций международных стандартов или их проектов и обес­печивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность в определенной области, не сдер­живая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции, процессов и услуг.

8. Преимущественное использование международных стан­дартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов невозможно в тех случаях, когда требования ме­ждународных стандартов не соответствуют климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и/или техноло­гическим особенностям, либо для РФ неприемлемо применение международного стандарта или отдельного его положения.

9. Целесообразность разработки национальных стандартов определяется их социальной, экономической и технической значимостью и приемлемостью при применении, которые мо­гут быть в свою очередь обусловлены принятием технических регламентов. До принятия решения о разработке национального стандарта должна быть оценена возможность применения в РФ действующего международного и регионального стандарта, распространяющегося на соответствующий объект стандарти­зации.

10. Изложение национальных стандартов должно быть чётким и ясным, а для обеспечения однозначного понимания их требований необходимо выполнение следующих условий:

— содержание разрабатываемых стандартов не должно по­вторять и противоречить требованиям взаимосвязанных с ними действующих на федеральном уровне нормативных, правовых документов и технических регламентов;

— в национальных стандартах должны быть приведены сведения о технических регламентах, выполнение которых обес­печивается при соблюдении требований данного национального стандарта;

— принимаемые стандарты должны быть пригодны для под­тверждения соответствия, в том числе для проведения работ по сертификации.

11. Должно быть исключено дублирование разработок стан­дартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации. Недопустимо создание препятствий производ­ству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.

12. Официальная информация о разрабатываемых и утвер­жденных национальных стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей, за исключением оговоренных законодательством случаев.

Международная стандартизация, её значение

в обеспечении качества

Под термином «международная стандартизация» понимают стандартизацию, участие в которой открыто для соответствую­щих органов всех стран. Соответственно, международный стан­дарт — стандарт, принятый международной организацией.

Региональная стандартизация разновидность меж­дународной стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географиче­ского или экономического региона мира. Региональный стан­дарт— стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

Значение международной стандартизации в обеспечении качества в настоящее время связано с важнейшей тенденцией современного мира — глобализацией, для которой характерно стирание границ на пути свободного движения идей, товаров, человеческих ресурсов, капиталов, информации. В этих усло­виях международная стандартизация имеет большое значение, как для мирового сообщества, так и для каждой отдельно взятой страны. Без нее невозможно успешное осуществление торгового, экономического и научно-технического сотрудниче­ства между странами, так как требования к одному и тому же объекту, содержащиеся в национальных стандартах различных стран, могут существенно различаться и поэтому превращать­ся в технические барьеры в международной торговле. Единые для множества стран международные стандарты выступают в этих процессах связующим звеном и эффективным средством устранения технических барьеров.

Для нашей страны международная стандартизация имеет большое значение в решении важнейших задач в области тех­нического регулирования, управления качеством продукции и во многих других сферах деятельности. Реформирование национальной системы стандартизации возможно только на ос­нове более полного использования потенциала международной стандартизации и опыта передовых стран. Выпуск продукции, качество и конкурентоспособность которой соответствовали бы критериям международного рынка, требует гармонизации технических регламентов и национальных стандартов с между­народными требованиями и нормами.

Следует отметить, что в условиях глобализации соблюде­ние обязательных и добровольных требований, содержащихся в технических регламентах, международных и национальных стандартах, является недостаточным условием обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции даже в преде­лах собственных границ, не говоря уже о мировых рынках. Как правило, международные стандарты фиксируют лишь средние достижения в определенной области деятельности, регламенти­руют уже апробированные сообществом технические нормы и правила. Конкурентная борьба в условиях насыщенного рынка происходит выше норм, установленных стандартами. Поэтому для получения конкурентных преимуществ на насыщенном рынке нужно предлагать потребителям продукцию (товары, работы, услуги), которая превышает лучшие предложения кон­курентов. Стратегия развития отечественной промышленности должна быть ориентирована на превышение норм не только на­циональных, но и международных стандартов. В первую очередь это касается предприятий и организаций, деятельность которых ориентирована на экспорт производимой продукции.

Международная стандартизация представлена в настоя­щее время многими организациями. Наиболее авторитетными и значимыми являются преимущественно три организации:

Международная организация по стандартизацииИСО (ISO), Международная электротехническая комиссияМЭК (IEC), Международный союз электросвязиМСЭ (ITU).

Между собой они различаются сферами и основными направлениями деятель­ности. Результатом деятельности этих организаций является разработка стандартов, рекомендаций, технических отчетов и других документов. При выполнении совместных работ они создают общие документы, например Руководства ИСО/МЭК и Директивы ИСО/МЭК, содержащие различные аспекты деятельности по вопросам стандартизации и оценки соответствия.

Стандарты МЭК, ИСО и МСЭ доступны для использования всеми странами. Они способствуют распространению передового опыта, современных технологий и препятствуют возникновению новых барьеров в торговле.

Ниже приводится краткая характеристика наиболее зна­чимых международных и региональных организаций по стан­дартизации.

Международная организация по стандартизации — ИСО (ISO) основана в 1947г. Название этой организации происходит от греческого слова «isos» — равный. Её основная цель содер­жится в Уставе ИСО; «...содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарооб­мена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономи­ческой деятельности».

В 2007г. в составе ИСО насчитывалось 157 стран, представ­ленных своими национальными организациями по стандартизации. Техническую работу ИСО осуществляли 188 технических комитетов (ТК), 546 подкомитетов (ПК), 2057 рабочих групп (РГ).

В поле зрения ИСО находятся все сферы жизни общества. ИСО осуществляет свою деятельность в следующих направ­лениях: терминология, документация, технология материалов, инженерные и информационные технологии, строительство, электроника, транспортирование товаров, социология, услуги, сельское хозяйство, продукты питания, безопасность, эко­логия.

Наибольшее внимание в последние годы уделяется эколо­гии, прежде всего проблемам загрязнения воды и воздуха, про­мышленным отходам и процедурам анализа жизненного цикла продукции. Для реализации этих проблем разработан и внедря­ется промышленными предприятиями многих стран комплекс стандартов экологического менеджмента ИСО 14000.

Список опубликованных к 2007г. стандартов ИСО превы­шает 16 500.

Стандарты ИСО используются в большинстве стран мира, стремящихся на равных условиях участвовать в формировании глобального рынка.

Большое значение имеют содержащиеся в международных стандартах ИСО единые требования к характеристикам продук­ции, методам ее испытаний и оценок, требования и рекомендации в области разработки и аудита систем менеджмента качества, аккумулирующие положительный опыт и достижения многих стран. Это касается, в частности, международных стандартов ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества, разработ­ку которых осуществляет ИСО/ТК 176. Стандарты ИСО серии 9000 находят самое широкое применение в различных областях деятельности.

Международные стандарты ИСО, содержащие требования к безопасности, в числе многих областей охватывают также строительство, транспорт, безопасность в жилых домах и на рабочих местах.

Например, для обеспечения безопасности в зданиях разработаны МС на аварийные, противопожарные и сигнальные системы предупреждения; для защиты водителей и пассажиров автомобилей - МС на системы безопасности для детей, антиблокировочные тормозные системы и воздушные подушки безопасности. Существует большое количество МС, направленных на обеспечение безопасности машин, оборудо­вания, безопасности и качества непродовольственных товаров и пищевых продуктов (в частности, новый стандарт ИСО 22000 на системы менеджмента безопасности пищевых продуктов).

В Российской Федерации продолжается активная работа по возвращению русскому языку статуса официального языка ИСО. Например, в 2006г. 200 стандартов ИСО были переведены на русский язык и официально опубликованы на сайте ИСО.

Международная электротехническая комиссия — МЭК (англ. — International Electro technical Commission ) создана в 1906 г. В ее составе 62 страны, представленные национальными комитетами по участию в МЭК. Основная цель, сформулирован­ная в Уставе МЭК, — содействие международному сотрудниче­ству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путём разработки междуна­родных стандартов и других документов.

Структура технических органов, разрабатывающих до­кументы, такая же, как структура ИСО. В составе МЭК — 174 технических комитета и подкомитета и около 532 международ­ных рабочих групп.

МЭК осуществляет стандартизацию в области электро­технической промышленности, электронного машиностроения, ядерного приборостроения, лазерной техники, средств связи, авиационного и космического приборостроения, судостроения и морской навигации, атомной энергии, информатики, акустики? медицинской техники. Стандарты МЭК по содержанию более конкретны, чем стандарты ИСО, и поэтому более пригодны к прямому применению в странах-членах МЭК.

В последние годы внимание МЭК сосредоточено на раз­работке международных стандартов в области надежности, безопасности, электромагнитной совместимости технической продукции. В документах МЭК с учетом степени риска причи­нения вреда наибольшее внимание уделяется следующим видам опасности: механической, химической, биологической, пожар­ной, электрической, взрывоопасности, опасности излучений оборудования (радиочастотных, радиационных, инфракрасных и других).

Большое внимание уделяется подтверждению соответствия. В 1982г. начала работать Система сертификации электронных компонентов МЭК (СС ЭК МЭК), в 1985г. — Система по ис­пытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности (МЭКСЭ).

Россия — член МЭК с 1911г. В настоящее время предста­вители РФ входят в состав всех руководящих органов МЭК. В разработке стандартов МЭК участвует более ста министерств, ведомств, других организаций России.

В обобщенном виде основные итоги деятельности ИСО и МЭК можно выразить следующим образом:

международные стандарты в современном мире стали об­щепризнанной и эффективной нормативно-технической основой сотрудничества между странами во всех секторах экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь), здра­воохранения и культуры;

• резко возрос выпуск международных стандартов на про­дукцию отраслей, определяющих научно-технический прогресс, сокращаются сроки разработки, и повышается научно-техниче­ский уровень нормативных документов;

• ИСО и МЭК играют важнейшую роль в деле разработки научно-методических основ внедрения в практику принципов гармонизации стандартов и сертификации продукции;

• значительный вклад внесли данные организации в раз­витие национальных систем стандартизации в развивающихся странах, подготовку национальных кадров, разработку руко­водящих документов по различным вопросам стандартизации и сертификации и т. д.

Международный союз электросвязи МСЭ (ITU) — меж­дународная организация, и рамках которой координируются глобальные сети и услуги электросвязи. Основан в Париже в 1865г. как Международный телеграфный союз. В 1934г. получил название МСЭ. Деятельность его направлена на развитие средств электросвязи, повышение их эффективности и доступности для населения. МСЭ осуществляет разработку стандартов в облас­ти электросвязи и телекоммуникаций, имеет примерно 15 тыс. стандартов.

МСЭ в рамках своей деятельности удерживает лидирующие позиции в области кибернетической безопасности, разрабаты­вая стандарты, которые содействуют борьбе с преступлениями в кибернетической сфере, включая защиту от незаконного ис­пользования посторонними лицами идентификационных данных. Кроме того, МСЭ работает над стандартами, которые позволят устанавливать приоритет вызовов в аварийных ситуациях. Это означает, что в критической ситуации телекоммуникационные сети могут быть эффективно очищены от вызовов, не имеющих существенного значения. Новое достижение телевизионной медицины, позволяющее докторам и хирургам, находящимся в различных местах, иметь надежную связь и руководить лечеб­ным процессом на расстоянии, также стало возможным благо­даря стандарту МСЭ на мультимедийные системы в реальном времени.

В МСЭ состоят 189 государств-членов и 719 членов по сек­торам и ассоциациям (научно-промышленных предприятии, государственных частных операторов связи, радиовещательных компаний, региональных и международных организаций). Руко­водящий орган — Полномочная конференция, созываемая один раз в четыре года. Исполнительный орган — Совет МСЭ.

Соглашением по техническим барьерам в торговле преду­смотрено полное или частичное использование международных стандартов в качестве основы при разработке технических регламентов и национальных стандартов. В России используется два варианта применения международных стандартов:

• прямое применение аутентичного текста международного стандарта без каких-либо дополнений (метод обложки);

(Аутентичный текст (от греч. authentihos — подлинный) — текст документа, официально признанный равнозначным другому тексту, со­ставленному, как правило, на другом языке. Если совпадение текстов не­полное — текст идентичен.)

• прямое применение с дополнениями — применение ау­тентичного текста международного стандарта с дополнениями (изменениями), отражающими специфику потребностей РФ.

При прямом применении текст соответствующего между­народного стандарта используется в национальном стандарте РФ без изменений. Изменяется только оформление обложки Например, ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» представляет собой национальный стандарт РФ, оформленный на основе аутен­тичного текста международного стандарта ИСО 9000:2000 и принятый Госстандартом России в 2001г. То есть обозначение национального стандарта РФ включает в таком случае индекс ГОСТ Р, обозначение соответствующего международного стан­дарта (без указания года его опубликования) и четырех цифр года утверждения стандарта, отделенных тире.

При прямом применении с дополнениями (изменениями) содержание национального стандарта РФ отличается от зару­бежного аналога. Вносимые в национальный стандарт изменения по отношению к международному стандарту обусловлены необ­ходимостью наиболее полного достижения целей национальной стандартизации. При этом под принятым в установленном по­рядке обозначением ГОСТ Р в скобках приводится обозначение международного стандарта.

Например: ГОСТ Р 51901.11 -2005 (МЭК 61882:2001) «Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство» представляет собой обозначение национального стандарта, мо­дифицированного по отношению к международному стандарту МЭК 6 1882:2001 «Исследование опасности и работоспособности (HAZOP). Руководство по применению» (IEC 61882:2001 – Hazard and operability studies (HAZOP studies) – Application guide). Данный национальный стандарт содержит текст, аутентичный тексту стандарта МЭК 6 1882:2001, но не включает ссылки на другие международные стандарты из-за нецелесообразности их применения в данном национальном стандарте.

Важнейшей международной организацией по стандартиза­ции и контролю пищевых продуктов является Комиссия Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius). Она образована Всемирной организацией сельского хозяйства и продовольствия FAO (Food and Agriculture Organization) и Всемирной организацией здра­воохранения ВОЗ (World Health Organization) в 1963г.

Комиссии Кодекс Алиментариус были переданы полномочия по созданию Кодекс Алиментариус — Международного пищево­го кодекса. В настоящее время он является всемирным эталоном для потребителей, производителей пищевых продуктов, а также национальных органов, которые контролируют продукты пита­ния и соблюдение международных правил торговли.

Главная цель деятельности Комиссии заключается в соз­дании согласованных на международном уровне правил нацио­нальных систем контроля продуктов. В её составе 168 стран, представляющих более 97% стран мира.

В структуру Международного пищевого кодекса входят две группы стандартов — общие («горизонтальные») стандар­ты и кодекс - стандарты по группам продуктов («вертикальные стандарты»).

Региональные организации на территории Вероны Европейский комитет по стандартизации (СЕН); Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК); Европейский институт по стандартизации в области коммуникаций (ETSI).

В Европе большое значение придается развитию европей­ской региональной стандартизации, единой для стран - членов Европейского Союза (ЕС). Европейский комитет по стандартизации (СЕН) был создан в 1961г., а Европейский комитет по стан­дартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК) — в 1972г. Цель этих организаций — создание системы обязательных для ЕС единых стандартов для устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества — «из сотен национальных стандартов в каждой европейской стране сделать несколько тысяч единых стандартов».

Для повышения эффективности этой деятельности была разработана программа «Зелёная книга Европы» (Развитие европейской стандартизации для ускорения технической инте­грации в Европе). Она содержала план перестройки и развития стандартизации на континенте.

Техническое законодательство ЕС включает постановления Совета ЕС и его директивы, гармонизированные с европейски­ми стандартами. Постановления Совета и директивы должны содержать эффективные меры против проникновения в страны ЕС продукции, небезопасной или вредной для населения и ок­ружающей среды, а европейские стандарты (EN) — отражать новейшие достижения техники и технологии.

Директива Совета ЕС вводится через законодательные акты государств-членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в нацио­нальных рамках. В применении директив Совета ЕС существуют старый и новый подходы. В старых директивах, значительная часть которых действует и в настоящее время, содержатся кон­кретные требования к продукции, а также большое количество дополнений, связанных с изменениями этих требований. Новые директивы, концепция которых определена в 1985г., содержат общие требования к продукции. Эти директивы состоят из двух частей — правовой и технической (в виде приложений). В них обязательно указывается, каким гармонизированным европей­ским стандартам должна соответствовать продукция. Гармони­зированные европейские стандарты должны обеспечить реали­зацию соответствующей директивы, поэтому они обязательны для применения в странах ЕС. Перечни гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене ЕС.

При отсутствии европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, Комиссия ЕС поручает организациям по стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК разработку необходимых стандартов и финансирует эти работы.

Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркиру­ется знаком «СЕ» (от французского Communaute Europeenne - Содружество Европы).

Следует отметить, что на один и гот же вид продукции может распространяться несколько директив. Тогда знак «СЕ» проставляется только при соблюдении требований всех этих директив. Знак «СЕ» предназначен для контролирующих и тамо­женных органов стран. Продукция, маркированная этим знаком, имеет право свободного перемещения внутри объединенного европейского рынка.

Большинство европейских стандартов разрабатывается на основе лучших национальных стандартов стран Европы, а также стандартов ИСО, МЭК и МСЭ).

В настоящее время перед европейской стандартизацией встали новые задачи, вызванные переходом к единому рынку и необходимостью выполнения директив нового их глобального подхода. Для их эффективного решения большое значение имеет совершенствование взаимодействия СЕН, СЕНЭЛЕК и ETSI.

Региональные организации по стандартизации на других континентах:

Консультативный комитет по стандартизации и качеству стран-членов ASEAN;

• Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бас­сейна (PASC);

• Арабская организация по промышленному развитию и горному делу;

• Африканская региональная организация по стандарти­зации;

• Панамериканская комиссия по стандартам (COPANT);

• Евразийский международный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC).

К региональной стандартизации в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) относится стандартизация, координируемая Межгосударственным советом по стандарти­зации, метрологии и сертификации стран СНГ (МГС).

Страны СНГ также переходят на международную модель технического регулирования. В большинстве из них приняты ос­новополагающие законы в области технического регулирования, которые поэтапно реализуются. Это следующие законы:

• Закон Республики Беларусь «О техническом нормирова­нии и стандартизации».

• Закон Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия».

• Закон Республики Молдова «Об оценке соответствия про­дукции».

• Закон Республики Казахстан «О техническом регулиро­вании».

Для обеспечения гармонизации технических регламентов стран СНГ при подготовке проектов законодательных актов используются следующие документы: «Соглашение по техни­ческим барьерам в торговле ВТО» и «Международная модель гармонизации на основе добросовестной практики техниче­ского регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов» (рекомендация «L» ЕЭК ООН).

Для предотвращения негативных последствий, которые могут возникнуть при взаимных поставках товаров и услуг в связи с реформированием национальных систем технического регулирования, МГС разработал единую стратегию гармониза­ции технических регламентов стран СНГ и принял Соглашение об основах гармонизации технических регламентов стран СНГ. Он базируется на принципах Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, новом и глобальном подходах, регламен­тирующих техническое регулирование в Европейском Союзе. За базу механизма гармонизации взята рекомендация «L» ЕЭК ООН «Международная модель технической гармонизации на основе добросовестной практики технического регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов».

В целях повышения конкурентоспособности продукции производимой в странах-членах СНГ, а также гармонизации межгосударственных стандартов с международными и евро­пейскими нормативными документами успешно реализуются межгосударственные программы стандартизации продукции легкой промышленности, автомобильного транспорта, сельско­хозяйственной техники.

Международное сотрудничество по стандартизации осущест­вляют по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также на двусторонней и многосторонней основе с соответствующими организациями других стран на базе соглашении, договоров и протоколов о сотрудничестве. Важным направлением международной деятельности в области стандартизации является двустороннее сотрудничество с национальными органами по стан­дартизации промышленно развитых стран, а также стран СНГ.

Россия участвует в следующих международных и регио­нальных организациях по стандартизации:

• Международной организации по стандартизации — ИСО;

• Международной электротехнической комиссии — МЭК;

• Комиссии FAO/ВОЗ Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius);

• Межгосударственном совете по стандартизации, метро­логии и сертификации стран СНГ;

• Европейской экономической комиссии ООН (ЕОК ООН);

• Тихоокеанско - азиатском Комитете по стандартизации (ПАСК) и др.

В этих организациях Российскую Федерацию представляет национальный орган по стандартизации — Ростехрегулирование.

Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются:

• гармонизация системы стандартизации в РФ с между­народными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран;

• совершенствование фонда документов в области стандар­тизации, используемых в РФ, на основе применения междуна­родных, региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно-техниче­ского прогресса;

• повышение качества отечественной продукциии её кон­курентоспособности на мировом рынке;

• обеспечение защиты национальных интересов РФ при разработке международных и региональных стандартов;

обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами.

Контроль, испытания и оценка качества продукции

Потребитель должен быть защищён от недоброкачественной продукции, т. е. продукции, качество которой не соответствует обязательным требованиям к ней и/или качеству, заявленному в информации о товаре и нормативной документации. Форми­рование механизма защиты рынка от недоброкачественной продукции базируется на следующих основных положениях:

неотвратимость наступления ответственности изготови­теля за выпуск некачественной продукции или организации, по вине которой произошла порча продукции;

• предотвращение и профилактика попадания на рынок недоброкачественной продукции;

• разрешение на осуществление деятельности (допуск предприятий к производству) на основе проверки способности организации производить доброкачественную продукцию (не допускать порчи продукции).

При этом изготовителем является организация, которая проставляет на товаре свое название, товарный знак, марку или иную аналогичную информацию. В случае если изготовитель продукции не может быть идентифицирован, им считается им­портер или продавец.

В защите потребителя от недоброкачественной, а также фальсифицированной продукции большую роль играют испы­тания, контроль и оценка её качества.

Методы определения показателей качества продукции

Для того чтобы управлять качеством, необходимо осуще­ствлять измерения показателей качества и отклонений от них, возникающих при изготовлении, хранении, транспортировании, реализации, эксплуатации продукции под воздействием различных факторов. Эта процедура — неотъемлемая часть контроля и оценивания качества. Значительная часть характе­ристик продукции и отклонений (несоответствий) может быть определена измерительным методом с помощью технических средств измерений, используемых в метрологии. Вместе с тем существуют характеристики, которые невозможно измерить количественно (цвет, вкус, запах, соответствие моде и стилю и др.) из-за отсутствия соответствующих средств измерений. Поэтому для определения и оценивания показателей качества продукции используют различные методы: измерительный, сенсорный (органолептический), расчётный, регистрационный, социологический, экспертный.

Измерительный метод определения значений показате­лей качества продукции, осуществляемый с помощью техниче­ских средств измерений. Этот метод наиболее распространён при определении единичных показателей функциональных, эрго­номических, экологических свойств, надёжности, безопасности. Техническими средствами измерений здесь служат в основном меры и измерительные приборы.

Достоинство метода состоит в объективности, сопостави­мости и воспроизводимости результатов измерений; недос­татки — в больших затратах на приобретение и обслуживание средств измерений, подготовку персонала, оборудование поме­щений для проведения измерений. Кроме того, значительная часть методов является разрушающими, что также повышает стоимость испытаний.

Технические средства измерений позволяют определить количественные характеристики продукции и использовать их для оценки полученных результатов.

Органолептический (сенсорный) — метод определения значений показателей свойств и оценки качества продукции (товаров), осуществляемый на основе анализа восприятия орга­нами чувств человека — зрения, слуха, обоняния и осязания без использования технических средств измерений. Оценить органолептическим методом — означает провести идентификацию и качественное исследование продовольственного или непродо­вольственного товара при помощи органов чувств человека.

При контроле и оценке качества пищевых продуктов органолептическими методами можно определить вкус, цвет, запах, консистенцию и другие характеристики.

Определяющие характеристики качества некоторых не­продовольственных товаров из-за отсутствия соответствующих измерительных методов можно оценить только органолептическим методом. Это звучание музыкальных инструментов, запах духов, консистенция лакокрасочных материалов, текстура раз­личных материалов. К ним относятся и простые испыта­ния на выявление характера горения полимерных материалов, их поведение в условиях повышенной влажности (например, изменение прочности вискозных волокон) и т. д. Исследования просты, проводятся быстро в любых условиях; образец товара при этом не разрушается.

Длительное время результаты исследований органолептическими методами не считались достоверными из-за их субъективности, так как на результаты оценки с помощью органов чувств влияет физическое и психическое состояние дегустаторов, их опыт и квалификация, методика подготовки и представления образцов, состояние помещения, в котором осуществляются испытания, и множество других факторов. Од­нако современные методы работы с дегустаторами (правильный предварительный отбор и последующий тренинг) позволяют существенно снизить вариабельность оценок и повысить воспро­изводимость результатов. В настоящее время органолептические методы оценки качества продуктов питания стали настолько широко распространены, что многие говорят о «сенсорной рево­люции в XXI веке». На предприятиях разрабатываются програм­мы органолептического контроля качества продуктов питания, основанные на международных стандартах ИСО. Эти программы позволяют создать лабораторию органолептических испытаний продуктов, осуществить тестирование сенсорной чувствительно­сти и обучение дегустаторов, создать методики сенсорной оценки продуктов, выпускаемых предприятием. Это даёт возможность производить продукты питания, имеющие органолептические характеристики, соответствующие пожеланиям потребителя, и обеспечить стабильность данных характеристик.

Все методы органолептической оценки согласно общепри­нятой международной классификации подразделяются на ана­литические и потребительские.

К аналитическим относятся три вида методов: различи­тельные, описательные и методы с использованием шкал и ка­тегорий. Их основу составляет профессионализм дегустаторов. Члены дегустационных (оценочных) комиссий, осуществляющие оценку товаров этими методами, должны обладать хорошей сенсорной чувствительностью к вкусам, запахам, текстурам; должны быть правильно отобраны и обучены. Получаемые ре­зультаты оценок, как правило, достаточно надёжны, количество ошибок невелико.

К потребительским методам относят методы, при ис­пользовании которых оценку осуществляют покупатели или потребители оцениваемых товаров, хорошо знакомые с их сенсорными характеристиками и особенностями. Результаты испытаний основаны на интегрированном восприятии и обыч­но выражаются в виде симпатий или антипатий. Лучше всего, если испытания каждого вида (группы) товаров проводят одни и те же лица.

Однако органолептические методы имеют и существен­ные недостатки: достоверность оценок не всегда высока, они могут быть субъективны, так как зависят от практических навыков и способностей исследователя; результаты не мо­гут быть выражены в точных единицах, поэтому они трудно сопоставимы.

Расчётный метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе использования теоретиче­ских и/или эмпирических зависимостей показателей качества товаров от их параметров.

Этот метод является весьма распространённым для оценки качества многих товаров. С его помощью величину одних показа­телей рассчитывают по значениям других, полученных измерительным или сенсорным методами. Например, прочность тканей можно оценить, используя данные о прочности составляющих их нитей; калорийность пищевых продуктов — по соответствующим характеристикам их ингредиентов. Расчётные методы позволя­ют заменить дорогостоящие или длительные измерения одних показателей более простыми измерениями других.

Экспертный метод, при использовании которого опре­деление значений показателей качества товаров осуществля­ется на основе решения, принимаемого экспертами. Этот метод получил широкое распространение и применяется в случаях, когда показатели отдельных свойств товаров нельзя опреде­лить другими методами и выразить в конкретных величинах. Экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов-экспертов. При оценке уровня качества экспертный метод используется и для решения других задач: выбора номенклатуры свойств, составляющих качество; определения коэффициентов весомости при расчёте комплексных показателей качества и др. Результатом экс­пертного метода всегда должны быть количественные оценки, обычно выражаемые в баллах. Эти результаты всегда зависят от квалификации экспертов так же, как точность измери­тельного метода зависит от точности используемых средств измерений.

Социологический метод определения показателей ка­чества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений её фактических или потенциальных потребителей.

Ценность этого метода состоит в возможности получения информации о свойствах товаров непосредственно от потреби­телей. Он широко используется в нашей стране и в зарубежных исследованиях. Опросы потребителей часто проводят изготови­тели продукции или фирмы, осуществляющие её реализацию, выясняя следующие вопросы:

• насколько товар соответствует потребностям потребителя;

• каково отношение потребителя к товару и какая из харак­теристик товара является для потребителя наиболее важной;

• какие недостатки имеются у товара;

• какими дополнительными свойствами, выгодно отличаю­щими данный товар от товаров-конкурентов, он должен (или может) обладать;

• какую цену может дать потребитель за товар;

• чем привлекательны для потребителя товары конкурен­тов;

• где, как, при каких условиях потребитель собирается ис­пользовать товар.

Социологические оценки имеют большое значение в управ­лении качеством, в том числе в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, так как позволяют определить и выполнить требования потребителей.

Измерительные, органолептические, расчётные, социо­логические и экспертные методы используют и при опреде­лении показателей качества услуг, а также при определении его соответствия требованиям документов по стандартизации, добровольной сертификации, разработке систем менеджмента качества услуг.

Контроль качества продукции

Важнейшую роль в предотвращении поступленияв сферуобращения товаров с низким уровнем показателей свойств и производственного исполнения играет контроль их качества.

Контроль качества это проверка соответствия коли­чественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установ­ленным техническим требованиям. Основная задача контроля качества — не допустить появления брака. Поэтому в ходе контроля проводится постоянный анализ заданных отклонений параметров продукции от установленных требований. В резуль­тате контроля выявляются отклонения от требований — несо­ответствия и дефекты.

В этом случае, если параметры продукции не соответствуют заданным требованиям, система контроля качества позволяет оперативно выявить наиболее вероятные причины несоответствий и устранить их.

Контроль является неотъемлемой частью процесса управ­ления любым объектом, в том числе продовольственными и непродовольственными товарами.

Контроль, включающий органолептическую проверку и измерение определенных характеристик товара, возник ещё в XIX в. и осуществлялся техническими контролерами, рабо­тающими на предприятиях. Они контролировали все изделия, разделяя их на качественные и дефектные.

В условиях современного массового производства эффек­тивность такого контроля невысока, так как после завершения процессов производства, управляющие действия могут иметь лишь корректирующий характер. Меры по исправлению воз­никших несоответствий являются крайне неэффективными и не гарантируют отсутствия повторных отклонений. Кроме того, они могут быть сопряжены с большими затратами.

Для обеспечения требуемого качества товаров усилия долж­ны быть сосредоточены не на борьбе с выявленными дефектами и несоответствиями, а на предупреждении их появления, т. е. на управлении процессами производства. Именно на управлении процессами и построены современные системы менеджмента качества.

Однако до настоящего времени традиционный контроль качества широко используется многими промышленными предприятиями. Его основу составляет технический кон­троль проверка соответствия объекта контроля техническим требованиям.

Сущность контроля состоит в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, содержащи­мися в нормативных и технических документах, договорах на поставку.

Объект контроля продукция (товары), процессы их производства, транспортирования, хранения, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, а также техническая и сопроводительная документация.

Проверяемые объекты технического контроля

1. Материалы и ЭРИ (злектрорадиоизделия) при входном контроле

2. Изготавливаемая продукция

3. Качество выполнения технологического процесса

4. Контроль за средствами метрологического обеспечения

5. Поверка оборудования в цехах

6. Проверка технической документации в конструкторском и технологических отделах

Дефекты и градация продукции по качеству

Дефект каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

Дефектные изделия изделия, имеющие хотя бы один дефект.

Дефекты товаров весьма разнообразны по происхождению, видам, размерам, расположению в изделии, степени влияния на потребительские свойства. Они могут возникать на каждой из стадий жизненного цикла товаров.

Общепринятой является группировка дефектов на конст­руктивные, дефекты сырья, производства (по операциям тех­нологических процессов), маркирования, транспортирования, хранения.

Примеры дефектов непродовольственных товаров: отклоне­ние размеров изделия или детали за пределы допуска, царапина на защитном покрытии изделия, неровнота нитей в ткани, неоп­лавленные края стеклянных изделий.

Возможные дефекты продовольственных товаров: сыров — горький, затхлый вкус; грубая, твердая, крошливая консистенция; слепой, сетчатый, грубый и рваный рисунок; колбас — слизь, плесень, загрязнения на поверхности, лопнувшие или поломанные батоны с необра­ботанными краями; крупные пустоты, серые пятна на разрезе; недоваренные, бледно-серые батоны с рыхлым разлезающимся фаршем и т. д.

Термин «дефект» применяют при контроле качества про­дукции на стадии её изготовления, ремонта, при приёмке товаров по качеству.

Дефекты некоторых товаров называют пороками — на­пример, пороки кож для верха и низа обуви или пороки древе­сины.

В зависимости от степени выраженности и влияния на свой­ства дефекты подразделяются на критические, значительные и малозначительные.

Критический дефект, при наличии которого использо­вание изделия по назначению невозможно или недопустимо.

Вероятность появления в изделии критического дефекта может привести к нарушению многих требований к нему, что делает невозможным или недопустимым использование изделия по назначению. Такие изделия нужно подвергать сплошному контролю, используя методы контроля, обеспечивающие уве­ренное обнаружение дефектов.

Значительный дефект, существенно влияющий на ис­пользование изделия по назначению и долговечность.

Малозначительный — дефект, существенно не влияющий на использование изделия по назначению и долговечность.

По возможности выявления дефекты подразделяют на яв­ные и скрытые.

Явные дефекты, для выявления которых в национальных стандартах предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Эти дефекты выявляются при визуальном контроле или при испытаниях товаров методами, содержащимися в на­циональных стандартах.

Скрытые дефекты, для выявления которых в националь­ных стандартах не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Эти дефекты проявляются только в процессе испытаний или эксплуатации товаров. Они могут быть отнесе­ны к группе явных дефектов только в том случае, если будут разработаны и внесены в нормативную документацию методы их выявления.

По возможности устранения дефекты бывают устрани­мыми и неустранимыми. Различаются тем, что устранение выявленных устранимых дефектов технически возможно и экономически целесообразно. При наличии неустранимых кри­тических дефектов изделия переводят в брак.

В действующем законодательстве РФ, касающемся защи­ты прав потребителей, используется важный для работников торговли термин «недостаток товара», под которым понимают несоответствие товара техническому регламенту, национально­му стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара.

К существенным недостаткам товара относятся недостатки, которые:

• делают невозможным или недопустимым его использование в соответствии с целевым назначением,

• не могут быть устранены;

• проявляются вновь после устранения;

• требуют больших затрат для устранения;

• в значительной степени лишают потребителя того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

Понятие «недостаток товара» значительно шире понятия «дефект», и изготовитель может нести ответственность не толь­ко за обнаруженные в товаре дефекты, но и за недостатки, не позволяющие использовать товар по назначению.

Вся производимая изготовителем продукция в результате приёмочного контроля подразделяется на годную и брак.

Годная продукция, удовлетворяющая всем установлен­ным требованиям. Она может быть бездефектной или содержать допускаемые нормативным документом отклонения. Выявление скрытых дефектов на последующих этапах контроля или стадиях эксплуатации продукции означает, что данная продукция, ошибочно считавшаяся до этого годной, фак­тически является дефектной.

Брак продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Брак может быть испра­вимым, если все дефекты, обусловившие перевод продукции в брак, являются устранимыми, и неисправимым, если хотя бы один из дефектов, обусловивших этот перевод, является неуст­ранимым.

Оценка качества продукции

Оценка качества продукции, как следует из определения термина «качество», должна представлять собой сопоставление совокупности её характеристик с потребностями, для удовле­творения которых она предназначена.

Достаточно точные методы оценки качества необходимы для решения множества проблем, в том числе управления качеством, обеспечения конкурентоспособности выпускаемых изделий на внутреннем и внешнем рынке, эффективного развития торговли и т. д.

Оценка качества должна объективно отражать общест­венную полезность продукции на всех стадиях её жизненного цикла — от проекта до завершения эксплуатации и утилизации. Только на основе объективных оценок возможно успешное управ­ление качеством и ассортиментом продукции, вырабатываемой каждым предприятием, заключение контрактов на поставки в торговлю конкурентоспособных товаров, предотвращение по­ступления в продажу морально устаревших и неэффективных в эксплуатации товаров.

Увеличившееся в последние годы количество изделий зару­бежного производства на отечественном рынке делает затруд­нительным для покупателей выбор качественных товаров из-за отсутствия профессиональных навыков в оценке их потенциаль­ной потребительной ценности. Здесь чрезвычайно велика роль объективной информации о качестве предлагаемых к реализа­ции товаров, которая может быть предоставлена покупателям по результатам объективных оценок качества.

Однако как в нашей стране, так и в других странах, до на­стоящего времени отсутствуют общепринятые методы оценки качества; в каждой стране эта проблема решается по-своему.

В странах с развитой рыночной экономикой успешно дей­ствуют многочисленные ассоциации, общества, союзы потре­бителей, независимые испытательные лаборатории, которые занимаются оценкой качества различных товаров по своим методикам и публикуют результаты оценок в специальных журналах. Большое распространение получило тестирование потребителей и специалистов в области качества товаров, экс­пертные оценки.

При использовании любых методов оценки качества необходимо чётко представлять следующее:

• что требуется оценивать;

• какие применять методы для определения и оценки вы­бранных характеристик;

• единицы измерения;

• способ обработки результатов измерений,

• какая схема оценки должна использоваться;

• какие действия следует предпринимать по результатам оценки.

Для того чтобы система оценки была репрезентативной и точной, она должна соответствовать следующим требованиям:

• соответствие целям оценки;

• измеримость оцениваемых характеристик, их непротиво­речивость и пригодность к практическому использованию;

• точность и правильность;

• современность и дешевизна;

• возможность мониторинга достигнутого прогресса и про­гнозирования будущих результатов.

Главная цель любой оценки товаров продукции — возмож­ность её использования для управления качеством. Специалисты в области качества в течение продолжительного времени осуще­ствляют поиск наиболее адекватных методов оценок качества.

В нашей стране на разных этапах общественного произ­водства использовались следующие виды оценок качества продукции, которые различались критериями и содержанием процедур:

оценка соответствия качества продукции действующей нормативной и другой документации (стандартам, техническим условиям, договорам);

• оценка на предпроизводственной стадии при принятии решения о постановке продукции на производство или ещё на стадии проектирования, когда параметры разрабатываемой продукции заносятся в карту технического уровня и качества и сравниваются с одноименными параметрами производимого или реализуемого аналога;

• аттестация продукции по категориям качества;

• градация продукции по сортам;

сертификация продукции;

• оценка качества опытных образцов;

• оценка интегральных показателей качества;

• оценки качества продукции органами торговли — для экспорта и внутренних нужд

Поиск объективных количественных оценок качества продукции приводился в начале 70-х гг. XX в, что привело к появлению нового научного направления — квалиметрии (количественная оцен­ка качества). Квалиметрия оперирует не с определением некоего абсолютного качества, а с относительными оценками и позволяет определить уровень качества.

Метод количественной оценки уровня качества получил название комплексного метода. Он включает такие понятия, как оценка уровня качества продукции, базовое значение показателя качества продукции

Оценка уровня качества продукции совокупность опе­раций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показате­лей и сопоставление их с базовыми показателями.

Базовое значение показателя качества продукции зна­чение показателей качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества.

Для выбора базовых показателей используются не только реально существующие изделия, но и гипотетические, отражаю­щие самые различные уровни качества:

• средний достигнутый мировой;

• перспективный мировой;

• средний достигнутый национальный;

• высший достигнутый национальный;

• перспективный национальный,

• экономически оптимальный,

Методы квалиметрии широко использовались в промыш­ленности и в научных разработках для оценки уровня качества продукции производственного назначения и потребительских товаров.

Большим преимуществом квалиметрии перед другими методами явилась возможность оценки качества по всей сово­купности свойств, проявляющихся в процессе потребления и определяющих полезность предмета потребления.

В последние годы интерес к квалиметрии ослаб из-за сле­дующих ее недостатков:

• выбор номенклатуры свойств, определяющих качество продукции, трудоемок, требует времени и затрат на разработку анкет, опрос экспертов и обработку результатов опроса;

• желаемый результат оценки можно получить путем под­бора коэффициентов весомости;

• сложно учесть вариабельность (изменчивость) потребно­стей;

• сложно выбрать базовые значения оцениваемых харак­теристик конкретных видов продукции, адекватные реальным потребностям множества групп потребителей, поэтому при высоких значениях количественных оценок продукция может оказаться невостребованной;

• результаты оценок зависят от выбранных для расчета формул — средней арифметической, средней геометрической или средней гармонической.

Однако, на наш взгляд, от методов квалиметрии нельзя отказываться и предавать их полному забвению. Как и любая другая область человеческих знаний, они требуют постоянного развития и совершенствования.

Оценка уровня качества может быть использована, напри­мер, для одновременного сравнения товаров одного и того же вида, производимых различными предприятиями или пред­ставленными на рынке различными поставщиками, а также при расчетах конкурентоспособности товаров.

Методы оценки уровня качества в зависимости от количе­ства оцениваемых свойств и процедур оценки включают диф­ференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный — метод оценки уровня качества, ос­нованный на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими значе­ниями единичных показателей базовых образцов.

При сопоставлении значений единичных показателей ка­чества оцениваемой продукции с базовыми показателями могут возникнуть следующие ситуации:

• все относительные значения показателей больше или равны единице, т. е. уровень качества оцениваемой продукции равен или превышает значения базового образца;

• часть относительных показателей больше или равна еди­нице, а часть меньше единицы; в этом случае для выявления степени соответствия оцениваемой продукции базовому об­разцу нужно использовать комплексный метод оценки уровня качества.

Комплексный метод метод оценки уровня качества про­дукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.

Расчету комплексных показателей качества продукции предшествуют следующие действия:

• выявление групп потребителей, для которых предназна­чена оцениваемая продукция;

• выявление требований, предъявляемых к продукции, и условий ее эксплуатации;

• выбор номенклатуры показателей свойств продукции;

• определение значений показателей единичных свойств;

• расчёт коэффициентов весомости показателей свойства;

• выбор базовых значений и расчет безразмерных относи­тельных показателей качества;

• выбор формул для расчета комплексного показателя.

Выявление групп потребителей, для которых предназначе­на оцениваемая продукция, требований и условий эксплуатации необходимо для правильного выбора номенклатуры показателей качества и их базовых значений. Осуществляется в результате социологического исследования и опроса специалистов и дос­таточно глубоко изложен в учебной и специальной литературе по маркетингу.

Выбор номенклатуры показателей качества представляет собой построение сложной иерархической структуры свойств, составляющих качество оцениваемой продукции (многоуровне­вое «дерево свойств»).

На первом уровне выделяют свойства социального на­значения функциональные, эргономические, эстетические, экологические свойства, надежность и безопасность; на самом нижнем — единичные свойства.

Выбор номенклатуры показателей, как правило, проводится из общепринятых (традиционных) показателей свойств. Иногда для упрощения процедуры расчета, например при использова­нии методов квалиметрии в учебных целях, для оценок исполь­зуют только наиболее важные единичные свойства.





Подборка статей по вашей теме: