наблюдение | эксперимент | опрос | |||
Преднамеренное, целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности Изучение внешних проявлений психики в естественных условиях | Научно поставленный опыт наблюденияисследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при воспроизведении этих условий | Метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном социально-психологическом взаимодействии между респондентом и исследователем | |||
Не вмешивается в деятельность испытуемых | Создает искусственные условия, занимает активную позицию. | Беседа – непосредственное взаимодействие Анкета -опосредованное | |||
Данные описательного характера Используется в раннем возрасте Естественные условия | Объективные данные Возможность количественной и качественной обработки Изменение поведения при изменении условий Возможность повторения | Стандартность поведения Большое количество испытуемых Поступление невербальной информации при беседе | |||
Трудоемкость Субъективность Не все факты поддаются наблюдению Не возможно повторить | Искусственные условия | Анкета - нет невербальных проявлений Беседа – субъективное восприятие информации | |||
Чем меньше ребенок, тем чаще применяется. Наиболее применяемый метод в детской психологии | Естественный эксперимент, формирующий эксперимент | Беседа с ребенком (предварительное обсуждение каждого вопроса. Детям трудно вербализовать свои чувства, переживания | |||
§3. Специфика психического развития ребенка.
|
|
Рост – количественное именение объекта, развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями, появлением новых процессов, механизмов, структур.
Основные признаки развития (Х. Вернер, Л.С. Выготский):
ü Дифференциация –расчленение ранее бывшего единого элемента
ü Появление новых сторон, элементов в самом развитии
ü Перестройка связей между сторонами объекта
Типы развития (Л.С. Выготсткий)
ü Преформированный: в самом начале зафиксированы те стадии, которые явление (организм) пройдет и конечный результат, который явление (организм) достигнет. Эмбриональное развитие
ü Непреформированный тип: путь развития не предопределен заранее, Развитие Земли, галактики, биологическая эволюция, развитие общества, развитие ребенка. С самого рождения не даны ни стадии через которые необходимо пройти, ни тот результат, которого необходимо достигнуть. Дети разных исторических эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития.