В обыденной жизни часто используется термин ”личность” применительно к человеку, который выделяется из массы других людей особыми, чаще всего положительными качествами. Вспомните уважительное: «О! Харламов - это личность!»
Предполагается, что это понятие произошло от древнерусского слова «личина» которым называлась маска, надеваемая актером - скоморохом.
В современной психологии используются такие понятия, как человек, индивид, индивидуальность, личность.
Очень коротко эти понятия можно определить следующим образом:
Человек - это высшая ступень развития животного мира.
Индивид - это единичный представитель человеческого общества.
Индивидуальность - человек с неповторимым сочетанием психических особенностей.
Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.
То есть личность - конкретный человек (представитель конкретного класса, профессии, пола, возраста и т.д.)
- занимающийся конкретной деятельностью;
- имеющий индивидуальные особенности.
Наиболее общим является понятие человек — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.
Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, используют понятие индивид — как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие личность - как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:
- темперамент (структуру природных свойств);
- направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);
- способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.
К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:
- социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
- биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
- опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
- индивидуальные особенности различных психических процессов.
Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
- определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
- динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
- статус и социальные функции-роли;
- мотивация поведения и ценностные ориентации;
- структура и динамика отношений.
С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. (См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.)
Рассматривая взгляды различных ученых на психологическую структуру личности целесообразно в учебных целях выделить следующие ее структурные элементы психические процессы, состояния, качества и свойства личности. Психические процессы уже рассмотрены нами на предыдущих занятиях.
Не менее важное значение для понимания личности имеют психические свойства, включающие: направленность личности, её характер, темперамент и способности.
Направленность личности. Для того, чтобы жить и развиваться личности необходима активность. Без активности человек напоминает акулу, жабры которой так устроены, что без движения она задыхается. Активность всегда ориентирована, направлена на достижение конкретного результата, напоминает чем-то стрелку компаса.
Направленность - это свойство личности, проявляющееся в ориентации активности и выражающееся в потребностях, целях и мотивах деятельности и поведения.
Темперамент - такое психологическое свойство личности, в котором проявляется динамика протекания психических процессов и проявления других свойств личности.
Характер - это свойство личности, определяющее её поведение и представляющее собой сочетание устойчивых черт, проявляющихся в типичных отношениях конкретного человека к другим людям, к себе, к труду и к окружающему миру.
Так, например, по отношению к другим людям характер человека может бытьдобрым, общительным, требовательным, заботливым...
По отношению к самому себе - эгоистичным, альтруистичным...
По отношению к труду - трудолюбивым, ленивым...
По отношению к окружающему миру - бережливым, скупым...
Характер может также быть: поустойчивости - постоянным или непостоянным, по силе - сильным или слабым и т.д.
В последнее время часто говорят об акцентуированных характерах (от слова акцент), т.е. о ярких разновидностях проявлений характера. Рассмотрим некоторые из них.
Способности - это свойство личности, проявляющееся в скорости, результативности и качественном своеобразии (оригинальности) освоения деятельности и ее выполнения при минимальных энергетических затратах.