Своевременная консервация и реставрация

Хранение музейных фондов

Хранение музейных фондов - направление фондовой работы по обеспечению физической сохранности музейных предметов путём оптимально выбранных режима и системы хранения. Основные положения по организации хранения, зафиксированные в государственных нормативных документах, обязательны для всех музеев, специфика зависит от состава, структуры и объёма фондов, характеристик музейного здания. Для сохранности музейных фондов важнейшим фактором является режим хранения, складывающийся из различных составляющих (температурно-влажностный и световой режим, борьба с загрязнением воздуха и др.) Система хранения фондов может быть раздельной (размещение в одном помещении предметов из разных материалов) или комплексной (совмещенное хранение предметов из разных материалов).

Система открытого хранения музейных фондов, получившая распространение в музейной практике последних лет, призвана удовлетворить интерес посетителей к коллекциям. Возникающие при этом сложности с хранением предметов могут быть решены с использованием соответствующего оборудования, особенно тщательного соблюдения режима хранения и наличием необходимой площади. Особого рода проблемы связаны с обеспечением сохранности предметов в экспозиции (наличие света, колебание температурно-влажностного режима, вызванное присутствием посетителей и пр.).

Своевременная консервация и реставрация играют важную роль для сохранности музейного предмета.

Изучение музейных фондов включает атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию музейного предмета. В процессе атрибуции выявляются присущие музейным предметам признаки (материал, техника, форма, размер, вес, цвет, время и место бытования и т.д.) При классификации музейные предметы делятся на группы по признаками родства или различия, по определённому основанию деления (хронологическому, географическому, именному, тематическому). Классификация собрания помогает выявить недостающие предметы.

Группировка предметов но основании принятых в музее классификаций (в картотеке или на электронном носителе) является систематизацией предметов, на основе которой создается система каталогов музейных фондов. Результаты атрибуции, классификации и систематизации позволяют дать интерпретацию музейных предметов как источников знаний и установить его подлинность, достоверность, репрезентативность и другие свойства, присущие музейному предмету.

В настоящее время возрос интерес к музейной проблематике, в связи с увеличением числа музеев, развитием культурологического туризма. Увеличился спрос на подготовленных специалистов.

Под музейным делом принято понимать функционирование музея, включающее такие направления, как фондовая работа, осуществление коммуникационной деятельности, экспозиционная и экскурсионная работа, музейное законодательство, охрана памятников и т.д.

Фондовая работа - основа деятельности музея, т.к. она включает в себя комплектование, хранение (юридическое и физическое) и изучение музейных предметов, являющихся сущностным признаком музея, составляющих основу музея как социального института. Фонды - это совокупность музейных предметов и относящихся к ним вспомогательных материалов, которые принадлежат музею и постоянно пополняются, определяя его профиль.

Комплектование фондов - это выделение из окружающего вещного мира предметов и включение их в собрание музея как исторических источников для документирования исторического процесса. Комплектование - это отбор, собирательская работа, которая предполагает выборочность. В связи с этим в музееведении важно такое понятие, как тезаврирование - определение ценности предмета. Комплектование осуществляется в соответствии с профилем музея и конкретными задачами: изучение определенной археологической культуры, эпохи, памятника и т.д.

Комплектование включает в себя следующие основные этапы:

1. выделение проблемы;

2. определение объектов изучения;

3. выявление предметов музейного значения;

4. приобретение и превращение в музейный предмет.

Источники комплектования могут быть как определенными в ходе плановых исследований, так и случайными. С ними неразрывно связаны методы комплектования, которые разрабатываются и применяются в музеях: от простого приема до розыска, в ходе которого ведутся наблюдения за определенными кругами источников. Приобретенные предметы образуют ядро музейного собрания и являются фундаментом всей деятельности музея.

Хранение музейных фондов является важнейшей задачей музея. В целом можно сказать, что хранение осуществляется в 2-х направлениях - юридическое хранение и физическое хранение. Юридическое хранение музейных фондов осуществляется с помощью ведения музейной документации. Весь комплекс музейной документации отражает существование предмета в музейных фондах. Он предусматривает закрепление принадлежности предметов данному музею, его отдельной коллекции. Документация учета, система бумажных и электронных каталогов, шифров и условных обозначений позволяет организовать контроль за состоянием музейных фондов, изменениями, происходящими в них, следить за перемещением и изменением физического состояния предметов, а также помогает осуществлять исследования в области соответствующих дисциплин. В частности, использование электронных многоуровневых каталогов в музеях обеспечивает оперативный многоаспектный поиск и облегчает доступ к информации о музейных предметах.

Физическое хранение направлено на создание оптимальных условий, предотвращающих физико-механические и химические изменения музейных предметов. Соблюдение режима хранения (температурно-влажностного, светового, биологического и др.) позволяет защитить предметы от воздействия окружающей среды и замедлить процессы их естественного старения.

Изучение музейных предметов имеет самостоятельное значение, а также помогает осуществлять функции комплектования и хранения. Любая вещь обладает рядом свойств, следовательно, определить свойства вещи, описать их - значит изучить вещь. От того, насколько подробно и точно описан предмет, зависит степень и глубина познания объекта.

Изучение музейных предметов может включать в себя атрибуцию (определение) предмета, классификацию и систематизацию, интерпретацию.

Атрибуция предмета - это определение его основных признаков. Системный подход к изучению вещи предполагает рассматривать следующие основные ее свойства: морфологию, технологию, материал, функцию. При атрибуции музейного предмета определяются хронология, место создания, авторская принадлежность и другие аспекты истории бытования вещи. Например, атрибуция археологического предмета - это определение, в первую очередь, его вещественных свойств, а также принадлежности к определенному хронологическому периоду, археологической культуре. В работе по атрибуции предметов музееведам помогают различные каталоги, определители, справочники по отдельным категориям предметов (по оружию, ювелирным украшениям, посуде и т.д.). В работе с археологическими предметами необходимо знание археологических культур, отдельных видов памятников, использование специальной литературы для поиска аналогий.

Для упорядочения всего объема информации о предметах в музее проводится классификация предметов. В отдельных научных направлениях и дисциплинах существует большое количество классификаций - систем соподчиненных совокупностей предметов (или понятий), объединенных по определенным признакам (например, в биологии). В музейном деле классификация предметов необходима, прежде всего, как система обеспечения хранения предметов и поиска информации о них. Общая классификация музейных предметов делит их по типам источников - например, письменные и вещественные. Существуют более сложные классификации, основанные на хронологических, географических, технологических и других признаках предметов. Например, в фондах археологического музея предметы могут разделяться по географическому признаку - происхождению из того или иного археологического памятника. Далее классификация предметов может проводиться на основании их материала (керамика, стекло, металл и т.д.), функции (посуда, украшения, оружие) и т.д.

Интерпретация - это истолкование предмета как источника знаний и эмоций. Восстанавливается история бытования предмета. Для археологических предметов часто совмещаются атрибуция и интерпретация.

Изучение музейного предмета также включает в себя такую важную сторону, как выяснение подлинности предмета, определение его музейной ценности.

Подлинность доказывается сопоставлением всех признаков предмета. У неподлинных предметов единство признаков нарушено, что и доказывается исследователем. Музей интересуют также такие вопросы, как уникальность предмета, его эстетическая ценность, что имеет большое значение в экспозиционной и экскурсионной работе, в целом коммуникационной деятельности музея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: