Определение миссии и стратегических целей банка

Ситуационный анализ

Базой любого планового процесса является ситуационный анализ.

Ситуационный анализ должен обязательно коснуться

– вопросов состояния окружающей среды, в которой функционирует банк (внешний анализ),

– дать характеристику внутреннего потенциала организации (внутренний анализ).

В процессе внешнего анализа последовательно проводятся:

– изучение социально-экономических, демографических, политических, законодательных, технологических факторов и прогнозирование их динамики;

– сегментация рынка банковских услуг, анализ основных тенденций спроса и предложения на выделенных сегментах;

– оценка текущей конкурентной позиции банка на выделенных сегментах рынка.

После анализа возможных сценариев развития экономической ситуации происходит отбор ключевых факторов, т.е. тех внешних факторов, которые могут существенно повлиять на показатели и результаты деятельности банка.

Далее эти факторы будут использоваться при проведении анализа сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей банка.

Ключевые факторы необходимо объединить в группы и оставить только самые значимые из них.

Можно выделить следующие группы ключевых факторов:

– макроэкономические показатели,

– законодательные и нормативные акты,

– политические тенденции,

– региональные экономические условия и т.д.

При проведении внутреннего анализа оцениваются:

– финансовое состояние банка;

– качественные и количественные характеристики предоставляемых услуг и предлагаемых продуктов и их сравнение с аналогичными услугами и продуктами конкурентов;

– существующая клиентская база банка и динамика ее изменения;

– адекватность организационной структуры банка решаемым им задачам;

– достаточность уровня квалификации банковского персонала.

Основные выводы, сделанные в ходе проведения внутреннего анализа необходимо отразить в списке сильных и слабых сторон банка для дальнейшего их использования в ходе SWOT-анализа.

SWOT-анализ является заключительным этапом ситуационного анализа.

Целью SWOT-анализа является определение сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей, которые будут наиболее сильно влиять на деятельность банка в плановом периоде.

Второй этап стратегического планирования предполагает определение генеральной задачи (миссии банка).

Миссия—это обобщенное, неконкретное заявление о целях.

Примеры миссии банков:

Банк Москвы: провозгласил своим кредо содействие реализации важных социально-экономических программ и направление инвестиций в реальный сектор экономики.

Региональный банк «Ак Барс»: ставит своей главной целью всемерное содействие процессу экономического развития Республики Татарстан как части единого экономического пространства Российской Федерации.

Генеральная идея (миссия) определяетвидение, долгосрочные и краткосрочные бизнес-цели.

Видение — это стратегическая цель на длительный период, например 10 — 20 лет.

Из этого видения формируются цели на более короткое время.

Миссия банка должна предусматривать обеспечение не только коммерческих интересов, банка, но и интересов тех, от кого непосредственным образом зависит стабильность развития банка.

На содержание миссии банка влияют внутренние факторы

– ценностные ориентиры руководства,

– накопленный экономический потенциал

– история банка,

– его внутренняя корпоративная культура,

– структура банковской организации,

а также требования и ограничения, диктуемые внешними обстоятельствами:

– состоянием национальной экономики,

– проводимой государством экономической политикой,

– действующим банковским законодательством и т.д.

На основе миссии разрабатываются принципиальные документы:

– меморандум о кредитной и инновационной политике банка,

– меморандум по вопросам ценообразования на банковские продукты и услуги,

– положение об управлении персоналом и т.п.

Исходя из определенных генеральных задач, формулируются стратегические цели на плановый период.

Цели конкретизируют декларированную миссию банка и должны удовлетворять условиям:

– во-первых, цель должна соответствовать главной идее;

– во-вторых, цель должна удовлетворять совокупности критериев S.M.A.R.T.

Аббревиатура S.M.A.R.T. означает:

• грамотно поставленная цель должна быть

– Specific — конкретной,

– Measurable — измеримой,

– Achievable — достижимой,

– Resource-provided — обеспеченной ресурсами,

– Timed — с определенными сроками.

• Иногда «А» трактуется как

– Aggressive активный, энергичный,

– Agreed — согласованный, a «R» — как Realistic — реалистичный.

• «R» трактуется как

– Realistic — реалистичный.

• Если же отвлечься от англоязычной расшифровки, то цель должна описывать результат.

Разработка стратегии развития банка, должна обеспечить создание комплекса целевых программ, реализация которых обеспечит банку долгосрочное конкурентное преимущество.

Существует несколько путей достижения конкурентного преимущества:

– лидерство в ценообразовании,

– лидерство в качестве предлагаемых продуктов и услуг;

– фокусирование на определенной «рыночной нише».

  1. Бизнес-планирование как способ интеграции стратегии и тактики банка.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: