| Предупреждение | Возмещение ущерба | Наказание |
| Кодексы поведения | Публикации | Штрафы и |
| Требования по | подтверждений | заключение под |
| предоставлению | Корректировка | стражу |
| информации | рекламы | Изъятие полученной |
| Подтверждение | Денежное возмещение | прибыли |
| рекламных | Ограничение на | Возбуждение |
| заявлении | контракты | судебных исков |
| Арбитраж |
Для преодоления трудностей, связанных с установлением контактов с потребителями, необходимо осуществить ряд мероприятий, важнейшими из которых являются:
• ориентация деятельности фирмы на потребителей;
• гибкая организация деятельности фирмы;
• улучшение контакта с потребителями;
• удовлетворение жалоб;
• информирование и обучение потребителей.
Рассмотрим кратко эти мероприятия.
1. Руководители фирм должны представлять себе реального потребителя, его экономические возможности и финансовые трудности. Поэтому наряду с официальными источниками информации фирмы должны ее получить по неформальным каналам, например в процессе общения с покупателями в магазинах. Представляют интерес указания по ведению бизнеса IBM9:
• Не вводите в заблуждение никого, с кем имеете дело.
• Не используйте влияние IBM для запугивания или угроз.
• Относитесь одинаково ко всем покупателям и продавцам.
• Не вступайте во взаимно обязывающие сделки.
• Не унижайте конкурентов.
• Не раскрывайте предварительно необъявленные предложения фирмы.
• Не продолжайте процесс продажи, если заказ уже получен конкурентом.
• Контакты с конкурентами должны быть минимальными.
• Не используйте конфиденциальную информацию незаконно.
• Не крадите информацию и не получайте ее посредством умышленного обмана.
• Не нарушайте авторские права и лицензии.
• Запрещается допускать или использовать подкуп, подарки и развлечения, которые могут рассматриваться как обязательства.
2. При организации фирмы целесообразно взять за отправную точку деятельности права потребителей. Соблюдение этих прав, в частности обеспечение качества и безопасности производимых товаров, правдивость и однозначность стратегий по продвижению, честное отношение к покупателю, должно постоянно контролироваться высшими менеджерами фирмы.
3. Доверие со стороны потребителей является ключевой задачей фирмы.
Общественная активность, ненавязчивая имиджевая реклама, порядочность и дружелюбие — гаранты успеха в этом деле. Одна из лучших стратегий в улучшении качества контакта с потребителями — долгосрочная программа улучшения удовлетворения потребителей.
Многие зарубежные фирмы встраивают этические и социальные планы в стратегические и маркетинговые планы.
Пример такого планирования приведен на рис. 47.
4. Удовлетворение жалоб покупателей — составной элемент маркетинговой деятельности фирмы. Это требует наличия средств быстрого и непосредственного реагирования на жалобы и запросы потребителей через отдел по работе с потребителями. Должно существовать ясное понимание того, что поддержание обратной связи и послепродажной коммуникации с потребителями является этической необходимостью, не говоря уже о том, насколько это способствует приверженности потребителей.
5. В работе с потребителями все большее место занимает их ин-формирование и обучение. Смысл такой политики — в переходе от обычных форм стимулирования спроса, как бы важны они ни были, к усилиям, призванным помочь потребителям покупать более обдуманно.
В современном мире движение потребителей в защиту своих прав приобрело широкое развитие. Используются издания различного рода журналов, реклама, проведение консультаций потребителей, независимые экспертизы товаров, предъявление исков на некачественные
![]() |
Управлять
Включить
Наблюдать
Наблюдать
Рис. 47. Системы планирования для включения этических и социально ответственных планов в стратегические маркетинговые планы
товары и услуги. Активное развитие получает работа по воспитанию потребителей, культуре потребления. Под давлением этого общественного движения в большинстве государств приняты специальные законы о защите прав потребителей. Обобщив давно установившуюся в мире практику, Генеральная Ассамблея ООН в 1985 г. разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в следующих целях:
• содействия странам в борьбе с вредной деловой практикой предприятия на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях;
• поощрения создания рыночных условий, предоставляющих потребителям большой выбор при более низких ценах;
• поощрения высокого уровня этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей.
За последние годы организации консьюмеризма созданы во многих странах мира. Например, в Великобритании — это Ассоциация потребителей, в Германии — Союз потребителей рабочего сообщества. В Европе, а также в США консьюмеризм все в большей степени уделяет внимание экологии. Сторонники охраны экологии («зеленые») сегодня превратились в серьезную политическую силу, оказывающую значительное влияние на политику и экономику своих стран.
В США усиливается государственный контроль за охраной окружающей среды. Принимается Акт чистого воздуха, требующий от компаний соответствовать нормативам жесткого контроля для избежания загрязнения воздуха и уменьшить количество выбросов. Экологическая чистота автомобиля соответствует самым высоким требованиям. После окончания срока эксплуатации автомобиль может быть переработан на 85%.
Права потребителей в США защищают такие общественные организации, как «Исследования потребителей», «Потребители за мировую торговлю», «Совет по развитию потребительской политики», «Ассоциация продуктной безопасности» и др.
Союзы потребителей многих стран объединены во Всемирную организацию союзов потребителей. Начиная с 1983 г. под эгидой этой организации отмечается День защиты прав потребителей.
В США в XX в. было издано много законов по защите прав потребителей некоторые из них приведены в табл. 11.
Таблица 11
| Закон | Год | Назначение закона |
| Закон о чистоте продовольственных и лекарственных продуктов | Запрещает фальсификацию и подделку торговых марок продовольственных товаров и лекарственных средств, продаваемых между штатами | |
| Закон о продовольственных, лекарственных и косметических продуктах | Запрещает фальсификацию и продажу продовольственных, лекарственных и косметических продуктов или медицинских приборов, которые могут угрожать общественному здоровью; дает право Управлению по контролю за продуктами и лекарствами устанавливать минимальные стандарты и выпускать указания для продовольственных компаний | |
| Закон о легковоспламеняющихся материалах | Запрещает транспортировку между штатами легковоспламеняющейся одежды и материалов | |
| Закон о раскрытии информации об автомобилях | Требует от производителей автомобилей объявлять предполагаемые розничные цены на все новые модели пассажирских автомобилей | |
| Закон об идентификации текстильно-волоконных товаров | Защищает производителей и потребителей от недостоверной маркировки и ложной рекламы содержания искусственных волокон в текстильно-волоконных товарах | |
| Закон о маркировке сигарет | Требует от производителей сигарет наносить на упаковку сигарет предупреждение о вреде курения | |
| Закон о добросовестной упаковке и маркировке товаров | Объявляет недобросовестную упаковку и маркировку определенных потребительских товаров незаконной | |
| Закон о защите детей и безопасности игрушек | Защищает детей от игрушек и других товаров, представляющих термическую, электрическую или механическую опасность | |
| Закон о добросовестной банковской информации | Гарантирует, что в отчетах о состоянии счетов потребителей должна содержаться точная, уместная и действительная информация, а также гарантируется ее конфиденциальность, за исключением случаев ее запроса уполномоченными органами для соответствующих целей | |
| Закон о безопасности потребительских товаров | Создан независимый орган по защите потребителей от неоправданного риска быть травмированным при использовании потребительских товаров: этот орган уполномочен устанавливать стандарты безопасности |
В американском бизнесе все большее распространение находит личный моральный кодекс предпринимателя. Зачастую он не оформлен в виде какого-либо документа, но предприниматель в целях успеха своей деятельности на рынке вынужден частично или полностью его выполнять.
Ниже приведен один из вариантов такого кодекса10.
1. Нарушаю ли я закон? Если да, то почему?
2. Использую ли я в бизнесе более низкие ценности и нормы, чем в личной жизни? Если да, то почему?
3. Поступаю ли я с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали со мной? Если нет, то почему?
4. Представляют ли мои действия осознанный мною риск для жизни и здоровья потребителей? Если да, то почему?
5. Эксплуатирую ли я сознательно детей, престарелых, неграмотных, слабоумных, наивных или бедных? Если да, то почему?
6. Сдерживаю ли я свои обещания? Если нет, то почему?
7. Говорю ли я правду — и всю ли правду? Если нет, то почему?
8. Эксплуатирую ли я убеждения и доверие? Если да, то почему?
9. Ввожу ли я других в заблуждение относительно моих намерений? Если да, то почему?
10.Верен ли я тем, кто верен мне? Если нет, то почему?
11.Перекладывал ли я когда-нибудь ответственность за негативные последствия моих действий на других? Если да, то почему?
12.Когда на карту поставлена прибыль, веду я себя справедливо
и рассудительно или безжалостно и алчно? Почему?
13.Готов ли я исправлять ошибки и справедливо компенсировать
нанесенный ущерб? Если нет, то почему?
14.Отражаются ли мои ценности и моя этика в стратегиях, направленных на определенные группы? Если да, то почему?
15. Так ли я эффективен, как мог бы быть? Если нет, то почему?
Низкий уровень развития в России производства потребительских товаров обусловил отставание российского консьюмеризма по масштабам и уровню развития от стран Запада.
В марте 1991 г. в России был принят Закон РФ «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках».
В 1992 г. был принят, а в 1995 г. изменен и дополнен Закон РФ «О защите прав потребителей».
С этого времени правовое положение российского потребителя определяется правами на:
• безопасность товара (работы, услуги);
• просвещение в области прав потребителей;
• информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах);
• государственную, судебную и общественную защиту своих прав;
• объединение на добровольной основе в общественные организации потребителей (их ассоциации, союзы) для защиты своих прав;
• расторжение договора о выполненной работе (оказании услуг);
• возмещение материального и морального вреда.
Закон регулирует отношения между потребителями и поставщиками товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, на получение информации о товарах и их поставщиках, на просвещение, государственную и общественную защиту их интересов и определяет механизм реализации этих прав потребителей.
Обязательной сертификации подлежат товары для детей, продукты питания, товары бытовой химии, парфюмерия, косметика, ядохимикаты, минеральныеудобрения, продукция машиностроения и приборостроения бытового назначения. Требования обязательной сертификации распространяютсянагосударственные и частные предприятия.
По требованиям потребителяпродавец и изготовитель обязаны немедленно заменитьнекачественныйтовар. В случае необходимости дополнительнойпроверки качества замена должна быть осуществлена в течение 20 дней с момента предъявления требования. При отсутствии у продавца на данный момент необходимого товара замена должна быть произведена в течение месяца.
В Законе РФ «О защите прав потребителей» указывается, что потребитель вправе потребовать у продавца информацию об изготовителе (фирменное наименование, местонахождение, режим работы, реализуемые товары, работы, услуги). Информация о товарах, предъявляемая потребителю изготовителем (исполнителем услуг, продавцом), должна содержать обозначения стандартов соответствия, сведения об основных потребительских свойствах, цену и условия приобретения, гарантийный срок, правила и условия эффективного и безопасного использования.
В 1995 г. вступил в действие Федеральный закон «О рекламе», разработанный Государственным антимонопольным комитетом. В числе целей российского Закона «О рекламе» названы «защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц». В этом же Законе дается характеристика недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы, которая не допускается. Недостоверная реклама включает три группы: жульническая реклама, фальшивая реклама, вводящая в заблуждение реклама.
Закон предусматривает саморегулирование рекламы. Эту функцию осуществляют Ассоциация рекламных агентств России, Общественный совет по рекламе (зарегистрирован 5 августа 1995 г.), Комитет по рекламе Торгово-промышленной палаты России.
В России образована Федерация обществ потребителей. Она призвана защищать права потребителей в правительстве, государственных и хозяйственных органах при принятии законов. Федерация содействует насыщению рынка товарами народного потребления, проводит независимую общественную экспертизу товаров. Для специалистов в области маркетинга знание и обеспечение выполнения прав потребителей является принципиально важным в их практической деятельности. Прежде всего речь идет о реальном предоставлении выбора возможностей удовлетворения нужд потребителей.
Государственный контроль за соблюдением законов и других правовых актов Российской Федерации в области защиты прав потребителей возлагается на федеральный антимонопольный орган — Государственный антимонопольный комитет (ГАК). В числе его основных функций — совершенствование нормативной базы и положений Закона «О конкуренции...», разработка регламентирующих положений о естественных монополиях, изменение национальной системы сертификации товаров и услуг и др.
Государственный контроль за безопасностью и качеством товаров осуществляют федеральные органы по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и природных ресурсов. Защитой прав потребителей занимаются также общественные объединения потребителей. Эти объединения могут участвовать в разработке требований по безопасности товаров, проводить их независимую экспертизу, проверять соблюдение прав потребителей, вносить в органы федерального управления предложения о мерах по повышению качества товаров и снятию с производства товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Они могут вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности виновных в нарушении прав потребителей, обращаться в суды в защиту прав потребителей.
В 1993 г. в России принят Закон «О сертификации продукции и услуг», где сертификация определяется как деятельность по подтверждению соответствия установленным требованиям.
